Анапа

Монастыри и храмы крыма. Мужские монастыри Действующий мужской монастырь в крыму

Крым - это удивительный полуостров, имеющий уникальный климат и природу необычайной красоты. Его живописные уголки необыкновенны и неповторимы.

Помимо природных богатств, которыми так щедро наделен Крым, он славится еще и огромным количеством храмов и монастырей на своей территории. Монастыри Крыма имеют богатейшую историю развития. Они притягивают к себе. как магнит, манят своими неизведанными тайнами и поражают своей неописуемой красой.

Монастыри Крыма

Всем известен Георгиевский монастырь, расположенный на мысе Фиолент. Он был основан в 891 году. С ним связана очень Согласно ей, греческие мореплаватели терпели кораблекрушение у мыса. Отчаявшиеся моряки стали просить святого Георгия о помощи. Он внял их молитвам, и шторм был усмирен. Уцелевшие в борьбе со стихией моряки основали Георгиевский монастырь в благодарность спасшему их святому.

Крыма также славятся своей живописностью. который расположен близ Симферополя, имеет на своей территории три храма. Два из них являются действующими. Святые источники женского монастыря каждый год привлекают большое количество людей, многие из которых находят здесь исцеление от своих недугов.

Особенно интересными являются пещерные монастыри в Крыму. Каждый из них обладает своей уникальной историей и манит туристов своей таинственностью.

Пещерные монастыри Крыма

Монастырь Шулдан расположен в обрывах одноименной скалы, которая нависает над Шульской долиной.

В переводе Шулдан означает «отдающий эхо». Состоит монастырь из двух храмов. Кроме того, на его территории имеется до двадцати сопутствующих помещений, располагающихся на нескольких ярусах. К наиболее значимым памятникам монастыря относят две пещерные церкви. Примечательным является тот факт, что после захвата полуострова турками, скорее всего, комплекс почти не функционировал. Жители близлежащей деревни использовали его помещения для содержания скота.

Монастырь Челтер-Мармара был основан в конце VIII - начале IX века. Он расположен в обрывах горы Челтер-Кая близ села Терновка. Пещеры здесь располагаются в четыре яруса. Общее их количество составляет более пятидесяти. Есть также четыре церкви. К подножию монастыря ведет каменистая тропа, проходящая сквозь заросли можжевельника, кизильника и держи-дерева.

Успенский монастырь в Крыму

Ни один уважающий себя турист не пренебрежет возможностью посетить самое святое место в городе Бахчисарае - Успенский монастырь.

Крым богат необыкновенными местами, однако данный монастырь выделяется из множества других. Он имеет богатейшую историю. За двенадцать веков своего существования монастырь пережил множество периодов как расцвета, так и упадка. В середине XV века святая обитель служила главной опорой для христианства на крымском полуострове.

Монастырь располагается в одной из самых пустынных местностей Крыма - урочище Мариам-Дере. С обеих сторон его окружают высокие отвесные скалы. Панорама Крымских гор, открывающаяся из храма, поражает воображение даже самых искушенных путешественников. На территории монастыря побывало много великих людей - Императоры Александр I и II, последний Император России и другие.

Свято-Климентьевский монастырь

Мужские монастыри Крыма каждый год привлекают большое количество туристов. Среди них есть и Свято-Климентьевский монастырь, который является наиболее древним на территории Крымского полуострова. На его месте первые христиане Крыма находили свое убежище. В этом же районе располагается и церковь Святого Климента, которая высечена в скале.

От святой обители можно пройти к руинам старой византийской

Монастыри Крыма - это величайшее богатство полуострова. Православный человек найдет здесь для себя всё то, что ему необходимо, чтобы соединиться с природой и Создателем. Живописные места наполнят душу любого человека, будь он верующий или нет, блаженством и гармонией. А множество легенд, с которыми связана история каждого монастыря, не оставят никого равнодушным. Святыни Православия Крымского полуострова - это уникальные памятники истории и культуры, необходимые для духовной жизни общества.

В Крыму можно посетить не только популярные дворцы и храмы, но и удивительные монастыри, которые своей историей смогут покорить сердца даже самых заядлых путешественников.

Самый древний

Самым древним монастырем Крыма считается Свято-Климентовский Инкерманский пещерный мужской монастырь. Основание его связывают с именем римского епископа святого Климента, ученика апостола Петра, сосланного в Херсонес в 92 году. Одним из мест ссылки в то время была инкерманская каменоломня в окрестностях Херсонеса, на берегу реки Чёрной, где и поныне добывают строительный камень-известняк. Святой Климент, прибыв на место ссылки, нашёл здесь более двух тысяч христиан, осуждённых, как и он, тесать камни в горах. В скалах Инкермана в ходе работ по ломке камня образовались пещеры. Одну из них святитель Климент расширил и устроил в ней церковь. В 101 году Климент принял здесь мученическую смерть (его утопили в море, привязав к якорю). В VIII–IX веках в скале над крепостью начали вырубать пещерные помещения, церкви и кельи, где обосновывались монахи из Византии.

Однако после захвата близлежащей крепости турками в 1475 году возникший здесь монастырь постепенно пришёл в упадок.

Возрождение Инкерманского монастыря началось в 1850 году, после присоединения Крыма к России. Древняя церковь во имя святого Климента, высеченная в скале, стала первым действующим храмом обители. Предание говорит о том, что этот храм был высечен руками самого Климента. В 1926 году монастырь был закрыт, а возродился вновь только в 1992-м. Сегодня это один из древнейших действующих монастырей России.

Единственный армянский



В XIII веке в Крыму существовала большая армянская колония. В одном только Солхате (Старый Крым) в XIV-XV веках было девять армянских церквей и четыре армянских монастыря. Сегодня из этих четырёх остался только один – Сурб Хач. И теперь это единственный армянский монастырь не только в Старом Крыму, но и на всём полуострове.

По преданию, название монастыря – Сурб Хач, то есть Святой Крест, – связано с хачкаром (так армяне называют каменные кресты) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке.

Основанный в XIV веке монастырь четыре столетия спустя стал одним из основных центров паломничества армянской церкви в Крыму и в Северном Причерноморье. В 1925 году Сурб Хач как духовное учреждение был ликвидирован, на его территории до Великой Отечественной войны были пионерский лагерь и санаторий для больных туберкулёзом. В военные годы строения монастыря серьёзно пострадали от боевых действий и разграбления, после войны долгое время он стоял заброшенным. Вновь действующим Сурб Хач стал в 2009 году. И сейчас он открыт для посещения и паломничества, передает «Крымская газета ».

Самый высокогорный


Самым высокогорным монастырём Крыма называют Космо-Дамиановский монастырь. Он располагается в живописном ущелье у подножия Чатыр-Дага. Согласно легенде, тут, у источника Савлух-Су, жили святые бессребреники братья Косма и Дамиан, исцелявшие людей от различных болезней. Среди крымских татар существовало поверье, что святые были убиты и похоронены выше источника, возле двух одинаковых буковых деревьев. После омовения в источнике крымские татары всегда поднимались к этим двум деревьям – Косму и Дамиана почитали не только православные. Предание гласит, что после смерти братьев местный житель, ненавидевший свою жену, увёл её в горы, выколол ей глаза и оставил там одну. К несчастной явились два незнакомых человека, сказав, что они братья-врачи Косма и Дамиан, подвели её к источнику и велели умыться. После этого к женщине вернулось зрение. Уже в наше время исследования, проведённые учёными, показали, что в воде источника, помимо калия, магния, марганца, содержатся литий и редко встречающееся в естественных источниках серебро.

В начале XIX века здесь появились жилища для паломников. Благодарный за своё исцеление водой из источника симферопольский купец поставил тут сруб. А в 1856 году здесь учредили мужской монастырь, который пробыл таковым сорок три года, в 1899 году став женской обителью. Во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала, сохранилась лишь часовня над чудесным источником. В 1992 году Космо-Дамиановский монастырь снова возродился к жизни, его зарегистрировали как мужской. Как и раньше, 14 июля, в день памяти святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана, стекаются в монастырь верующие и жаждущие исцеления.

Единственный мусульманский


Текие (обитель) дервишей – монастырь странствующих мусульманских монахов-дервишей, которые вели аскетический образ жизни («дервиш» в переводе с персидского означает «нищий») – появился на окраине Евпатории в XV веке. Тогда город ещё назывался Гезлёв. Если быть точнее, то в средневековом Гезлёве было несколько текие, но до наших дней дожила только главная обитель дервишей – текие ордена мевлеви. И сегодня это единственный в Крыму мусульманский монастырь (хотя в конце XVIII века в Крыму действовало 22 текие).

Уникальный историко-архитектурный комплекс текие дервишей состоит из мечети с минаретом, здания постоялого двора и самого здания текие. В последнем вокруг центрального зала расположено 19 небольших комнат-келий дервишей. В молельном зале текие дервиши вечером совершали молитвы: под звуки барабана и свирели они кружились, исполняя суры из Корана. Двигаясь всё быстрее, дервиши впадали в транс, достигая полного отрешения от мира.

В 1930 годы текие было закрыто и до последнего времени использовалось как складское помещение Черноморского флота. Здания текие в целом сохранилось, мечеть же наполовину разрушена.

Самый необычный


Самый необычный среди крымских монастырей – это скит Святой Анастасии Узорешительницы на склоне горы Фыцки, неподалеку от пещерного города Качи-Кальон, в окрестностях сёл Баштановка и Предущельное.

О времени образования этого монастыря точных сведений не сохранилось. Известно, что монастырь просуществовал здесь до 1778 года, затем вновь возродился в 1850-м – и был полностью разрушен в 1930-х: здание церкви и кельи монастыря взорвали и разобрали до основания.

До 2005 года над скитом добывали породу, здесь был карьер, и всё завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня. В 2005 году монахи обустроили здесь новый храм в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров. В заброшенной известковой штольне сыро, а значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому было принято решение украшать храм… бисером и бусинами, разноцветными камнями. И хотя внутри этого необычного храма нет окон, всё залито необычным светом – пламя свечей отражается в бисерной мозаике на потолке и лампадах из бисера, наполняя храм тысячами благодатных лучей.

Крым – один из красивейших уголков мира, с уникальной и совершенно удивительной природой. Еще более он притягивает туристов своими великолепными курортами и пляжами, исторически значимыми местами, связанными с важными событиями и людьми. А еще, Крым славится многочисленными святыми местами, великими христианскими святынями и монастырями, привлекающими сюда паломников со всего мира. Сегодня мы расскажем о самых знаменитых монастырях Крыма.

Современный Свято-Троицкий собор был возведен на месте деревянной греческой церкви, постройки 1796 года. В 1868 году ее разобрали и возвели новое каменное здание с классическими архитектурными формами и восьмигранным световым барабаном посередине. А над левым приделом построили небольшую колокольню. Лишь по завершению Великой Отечественной войны храм провозгласили «кафедральным собором», а в 2003 году тут был организован Свято-Троицкий женский монастырь. Это святое место Крыма примечательно тем, что в монастыре упокоены мощи Святителя Луки, который в миру был выпускником медицинского факультета Киевского университета, а затем став врачом, стал основоположником новых медицинских направлений, к двадцатому году прошлого века он уже был профессором Ташкентского университета, но решил принять церковный сан диакона, а к 1923 году принял монашеский постриг. Тем не менее, по благословению патриарха Тихона, он не бросил медицину. Несмотря на жизненные трудности: его трижды арестовывали, одиннадцать лет он отсидел по тюрьмам и провел в ссылках, но все же смог получить «Сталинскую премию I степени» за «Очерки гнойной хирургии», что было в 1943 году, затем успешно сочетал утомительную работу хирурга госпиталя со служением при храме. В ноябре 1995 года, Священным Синодом Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику святых. Двадцатого марта 1996 года, мощи Святителя Луки крестным ходом перенесли в Свято-Троицкий собор, а к 2001 году для его мощей из Греции была доставлена серебряная рака. На территории монастыря имеется музей Святителя Луки, где вам, с удовольствием поведают о чудесах исцеления, полученных после молитв у мощей этого святителя. Еще одной особо почитаемой святыней монастыря является - Икона Божией Матери «Скорбящая», которая совершенно чудесным образом обновилась в 1998 году. А дело было так: одна из местных прихожанок Иоанно-Предтеченской церкви в селе Первомайском Кировского района Феодосии, пожертвовала для храма икону Божией Матери, которая была написана на небольшой деревянной доске, и имела довольно тусклое и едва различимое изображение. Настоятель принял дар и установил эту икону в церковный алтарь, а когда через пару недель на праздник Успения Богородицы велась Божественная Литургия, сквозь распахнутые Царские Врата, бывшая владелица иконы увидела, что изображение было очень четким и ярким. Она подошла по окончанию службы к батюшке, и сообщила, что не ожидала, что служителям церкви удастся так быстро и качественно отреставрировать ее икону. Но удивился и сам батюшка, потому что ничего подобного с иконой не производилось. Была создана специальная комиссия, в число которой включили художников, ученых, краеведов, - они сделали однозначный вывод, реставрации не проводилось, а икона – самообновилась. Аналогов подобной иконы не существует, зато после обновления на ней проявилась очень четкая надпись: «Образ Пресвятой Богородицы Скорбящая». После этого, в Свято-Троицком кафедральном соборе или, как теперь он называется - Свято-Троицком женском монастыре, отслужили благодарственный молебен с акафистом, и благословили прихожан на церковное почитание данной иконы, установив ее празднование на шестое ноября - день почитания иконы «Всех скорбящих Радость». В 1999 году, икону с крестным ходом провезли по всему Крымскому полуострову, и были такие случаи, что в течении пути эта икона не раз мироточила и источала чудесное благоухание.

Стоит в живописной лесистой горной местности, в сорока пяти километрах от Феодосии, неподалеку села Тополевка и красивейшей речной долины Мокрый Индол. Монастырь появился тут двадцать пятого сентября 1864 года, неподалеку от источника Святой Праскевы, который одинаково почитаем как православными христианами, так и мусульманами, но они называют его «Чокрак-Саглык-су» - «Источник живой, здоровой воды». Это место для основания Топловского монастыря было избрано архиепископом Иннокентием во время его крымского путешествия. Его впечатлило старинное местное предание, передаваемое из уст в уста местным населением, что именно тут пережила последние мучения Святая Преподобномученица Параскева, тут была найдена икона с ее изображением, правда, икону в 1778 году греческие переселенцы перевезли в город Мариуполь в Церковь Рождества Богородицы, и, как говорят, именно благодаря ей город был спасен от холеры. Рассказывают, на месте где великомученице Параскеве отсекли голову забил чудотворный источник. Сегодня, на территории монастыря, паломники имеют возможность окунуться в несколько чудодейственных источников: «Параскевы-Пятницы», «Трех Святителей», «Георгия Победоносца», посетить богослужения, поклониться монастырским святыням, хранящимся в храмах обители. А они тут имеются: в 1994 году в обитель был передан ковчег-крест с мощами Киево-Печерских святых, сейчас он находится в Церкви Святой Параскевы; есть тут ковчег-ларец со святыми мощами - частицей Честнаго и Животворящего Креста Господня, частицами мощей Святого Великомученика и Целителя Пантелеймона и Святой Преподобномученицы Параскевы, находящийся в алтаре Церкви Святой Параскевы и выносящийся на поклонение верующим в период проведения Литургии. В храме имеется список с Иконы Богородицы «Казанская», являющийся чудотворной иконой, особо почитаемой верующими. Кроме того, из Свято-Михайловского монастыря города Одессы в дар обители прислали несколько икон: «Спасителя», «Богородицы», «Николая Чудотворца», «Божией Матери Касперовской», «Целителя Пантелеймона».

Он располагается в ущелье Майрам-Дере, неподалеку от Бахчисарая и был основан в пятнадцатом столетие в честь чудесного явления на том месте иконы Божией Матери. Это была крупная обитель, которую звали «Лавра». Монастырские постройки были расположены на манер построек на Святой горе Афон в Греции, тоже в три яруса. Благодатная сила иконы Богоматери была так велика, что даже мусульмане приходили к ней на поклонение. Успенский Бахчисарайский монастырь к началу двадцатого века вырос в огромный комплекс, включающий пять церквей, часовен, прочие монастырские здания, но в 1921 году, он был закрыт пришедшими к власти большевиками, и придя в запустение, начал разрушаться. Территория была выделена под колонию инвалидов, а еще позже монастырские помещения начали разбирать на стройматериалы. В период Великой Отечественной войны тут находился госпиталь. А сто семьдесят погибших героев при освобождении Крыма были похоронены на кладбище в Монастырской балке. Монастырь начал свое возрождение в 1992 году, после службы, проведенной в пещерном храме архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем Божественной Литургии, закончившейся освящением источника. Были вновь отстроены пещерная Свято-Успенская церковь, звонница, кельи, хозяйственные помещения, пещерный храм Святого апостола и евангелиста Марка, Храм Равноапостольных царей Константина и Елены. В 1993 году тут открылся мужской монастырь. Из местных святынь монастыря можно отметить - чудодейственную икону Успения Богоматери, творящую исцеления от душевных и телесных болезней. Паломники могут увидеть снизу иконы множество золотых и серебряных подвесок, являющихся благодарностью за исцеление от разных недугов. Кроме того, тут особо почитаются иконы: список с чудотворной иконы Божией Матери «Панагии», явленной здесь на скале; список с чудотворной иконы Божией Матери Киево-Печерской, перед которой в храмовый праздник - пятнадцатого августа, служат всенощное бдение; икона «Спасителя», содержащая восемьдесят четыре частицы святых мощей угодников Божиих; список с утраченной иконы «Бахчисарайской», перенявший благодатную силу от первообраза; список с чудотворной Божией Матери «Пантанесса» из Афона. Неподалеку от входа в монастырь, вы сможете набрать воды и умыться из чудодейственного святого источника.

Он стоит в красивейшем месте Крыма на окраине города Севастополя, на краю обрыва, рядом с верхней террасой Черного моря, и соседствует с мысом Фиолент и Мраморной балкой. Несмотря на то, что официальная дата возведения обители – 1578 год, согласно легенде, обитель появилась тут намного раньше, в 891 году, когда корабль, плывший из Греции, потерпел крушение у местных берегов, а его моряки взмолились к небесному покровителю моряков – Святому великомученику Георгию Победоносцу. Он услышал их просьбы и усмирив бурю, указал чудесным огнем направление к берегу. Когда люди выплыли и вышли к валуну, на котором видели свечение, они были потрясены тем, что этот сияние исходило от лежавшей на нем иконы Святого великомученика Георгия. В благодарность за спасение, они приняли решение посвятить свою дальнейшую жизнь служению богу и в скальном обрыве построили пещерную церковь. Но об этом факте стало известно лишь после изысканий археологов, обнаруживших старинные маленькие кельи и древний храм в пещере. Чуть позднее, рядом с пещерным храмом построили Церковь Рождества Христова, а сам алтарь так и остался в пещере. Балаклавский Свято – Георгиевский монастырь очень любят посещать туристы, чтобы полюбоваться его потрясающим архитектурным ансамблем и изумительным природным пейзажам. На Скале Святого Явления, вершина которой ознаменована каменным крестом, находится изображение Георгия Победоносца и памятная гравировка «891 – 1891» с надписью. В особо значимые церковные праздники тут проходит служба, ведь это святое место Крыма очень почитаемо паломниками и прихожанами за его чудодейственную силу. Рядом с монастырем находится часовня, где нашли последний приют многие известные люди Крыма. Рядом с источником Святого Георгия, стоит колодец, увенчанный золотым крестом и колоколом на его крыше. Монастырский комплекс располагается на двухсотметровой высоте и к нему ведет лестница, у которой насчитывается семьсот семьдесят семь ступеней. Утром и вечером окрестности наполняет звук колоколов обители.

Инкерман – это пригород Севастополя, где в давние времена среди скал появился пещерный монастырь. Согласно церковному преданию, это событие связано с именем Святого Климента, который был римским епископом в период с девяносто второго по сто первый годы, но был сослан императором Траяном в каменоломни Херсонеса за то, что проповедовал христианство, именно тут, в 101 году он встретил свою мученическую смерть. Мощи Святого Климента, были обретены через год после его кончины, их хранили в Херсонесе вплоть до десятого века в подводном гроте, так как именно там они были обретены, а доступ к мощам открывали один раз в год, в дату смерти праведника, в то время море отступало от берегов. Согласно преданию, на маленьком острове посреди бухты, который теперь называется Казачий, ангелы построили церковь, рядом с которой в восьмом веке появился пещерный монастырь. Пещеры были для первых иноков жильем, подсобными помещениями, местом расположения храмов, алтари которых вырубали из камня, также, как и престол со скамьями. Но здешние места захватили турки, которые, к слову, и дали название обители – «Инкерман», то есть «Пещерная крепость». Все монахи перебрались на мыс Фиолент, основав там Георгиевский монастырь. Возрождение обители началось с присоединением Крыма к России, тогда Инкерманская киновия открылась вновь, это было в 1850 году, но просуществовала она недолго, потому что в 1926 году, ее закрыли по приказу советской власти. Следующий этап возрождения Инкерманского Свято-Климентовского монастыря начался в 1991 году, очень большую роль в этом сыграл архимандрита Августин, который считал смыслом своей жизни - восстановление христианских святынь Крыма. Сегодня тут до сих пор работают археологи и делают удивительные находки. В скалах Инкермана на сегодняшний день уже найдено тридцать средневековых пещерных церквей, десять пастырских комплексов.

Он располагается в совершенно изумительном месте Крыма, в живописном ущелье между Бабуган-Яйлой и Синап-Даг, в двадцати километрах от города Алушты, и стоит на территории Крымского природного заповедника. Именно тут находится знаменитый целебный источник Савлух-Су. Забегая вперед стоит сказать, что раньше около источника находилась церковь, гостиница, каменная часовня, но лишь последняя достояла до наших дней. Это святое место Крыма очень почитаемо не только среди паломников-христиан, но и мусульман. Согласно старинной легенды, в Средневековье тут жили Святые бессребреники братья Косма и Дамиан, они занимались бескорыстным врачеванием людей от различных болезней. Тут они приняли свою трагическую смерть, после которой среди гор забил целебный источник Савлух-Су. В начале девятнадцатого века графиней Софьей Потоцкой были выделены денежные средства на возведение жилища для паломников. Немного позже, благодарный за свое исцеление водой из местного источника купец из Симферополя, поставил тут сруб, где были размещены образа Святых Космы и Дамиана. А в 1895 году, тут учредили мужской монастырь, который пробыл таковым сорок три года, а в 1899 году стал женской обителью. Игуменией назначили благочинную монахиню Варсонофию, и под ее руководством, до того нищая обитель у подножия Чатырдага, совершенно преобразилась: Космодамиановскую церковь и прочие постройки - отремонтировали, возвели каменную подпорную стену, поддерживающую террасу с церковью, построили новые кельи, просфорню, хлебопекарню, мастерскую, прачечную, амбар, сенник, две гостиницы, каждая на двадцать номеров для паломников. В 1913 году, в честь трехсотлетия царствования Дома Романовых отреставрировали часовню над источником. Космодамиановскую обитель всегда очень любили посещать российские императоры, они приезжали сюда, чтобы помолиться и испить воды из источника Святых Космы и Дамиана. Во время Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала: ее постройки были разрушены, сохранилась нетронутой лишь часовня над чудесным источником. И лишь в 1992 году Космо-Дамиановский монастырь снова возродился к жизни, его зарегистрировали как мужской. В 1998 году воду из источника Савлух-Су занесли в «Справочник минеральных лечебно-столовых вод Украины», она считается целебной из-за высокого содержания в ней ионов серебра и цинка. Сегодня в обители проживают несколько монахов, но ее посещают многочисленные паломники, слышавшие об удивительных случаях исцеления от воды из святого источника Савлух-Су. А еще в монастыре есть чудодейственная икона Святых Космы и Дамиана, с частицами их мощей и Икона Божией Матери «Иерусалимская», написанная и освященная в греческом Афоне.

Этот самый молодой монастырь Крыма, расположенный под Севастополем, он начал свое существование в двухтысячном году. История началась с потрясения: во время проведения праздничного богослужения, в честь Рождества Христова, настоятель Храма Святого равноапостольного князя Владимира в Херсонесе, а заодно, наместник только начавшей возрождаться в этих стенах монашеской обители - иеромонах Паисий, обнаружил, что они были ограблены, из кельи были украдены иконы, серебряные сосуды, книги, кресты, мощи, церковные облачения. Но Божья помощь пришла незамедлительно в лице одной из прихожанок, которая подойдя к батюшке после службы, преподнесла в дар от своей семьи землю, на которой было можно построить монастырь. На землях Монашеской Балки иноки обнаружили пещеры первых христианских подвижников, руины кладбища старинного женского монастыря, к сожалению, с оскверненными действиями «черных археологов» могилами. Останки неизвестных монахинь были собраны братией и перезахоронены на территории монастыря. Иеромонахом Паисием было взято благословение на основание монашеской обители, а в благословение ему пожаловали Казанскую икону Божьей Матери, этот образ, вы сможете увидеть на иконостасе храма, воздвигнутого во имя Преподобного Паисия Величковского. В 2011 году, Севастопольским городским советом были утверждены границы монашеского скита, а за год до этого, монастырю присвоили статус «Ставропигиальный». Сегодня в обители служат семь братьев, которых возглавляет наместник - архимандрит Гавриил, кроме того, у данного монастыря есть подворье Вознесения Господня, расположенное в селе Гончарное, Балаклавского района, там служат еще три брата-монаха. Монастырь в Морозовке - святое место Крыма, которое очень почитается прихожанами и паломниками, ведь там хранится частица мощей старца Паисия Величковского. А еще, сюда приезжают многие страждущие, чтобы попасть в Часовню Святителя Нектария -митрополита Пентапольского и Эгинского чудотворца, молитвы к которому исцеляют раковых больных. При местном монастырском храме имеются великие христианские святыни, представляющие из себя более чем семьсот фрагментов мощей Божьих угодников.

Монастырь стоит в живописном месте, в пятнадцати километрах от крымского города-курорта Судак, которое местные жители зовут «Крымской Швейцарией», а именно в урочище Кизилташ, окруженном высокими красными скалами. Согласно старинной легенды, в восьмом веке тут располагалась летняя резиденция Сурожского архиепископа. В честь памяти Святого Стефана тут, в 1858 году был построен Кизилташский мужской монастырь. Но он вырос не на пустом месте, а рядом со Священной скалой, в одной из пещер которой есть целебный источник. На эту пещеру, в двадцатых годах девятнадцатого века, нечаянно набрел татарский пастух, искавший место, чтобы укрыться от дождя. Здесь он увидел плавающую в воде источника икону Божией Матери, он взял ее с собой и по пути передал греческому купцу, проживавшему в Феодосии, а тот, в свою очередь отдал икону батюшке в церковь. Некоторое время икона находилась при монастыре, но где она сегодня - неизвестно. Затем, сюда в 1858 году, прибыл на церковную службу игумен Парфений. К сожалению, он не смог ужиться с местными жителями - татарами, которые вырубали монастырский лес и воровали в обители. Двадцать первого августа 1866 года игумена Парфения, выехавшего в Судак, нашли застреленным на лесной дороге. Причем его тело было сожжено вместе с лошадью в ущелье, но нашелся свидетель и преступление было раскрыто. На месте убийства игумена был воздвигнут памятник, а в 2000 году было решено игумена Парфения, как подвижника и христианского мученика, причислить к лику святых. Кизилташский монастырь - всегда благоустроенный и самостоятельный, в 1920 году был разграблен вооруженными людьми, а с 1923 года его закрыли. В храмах открыли клуб и общежитие, с церквей сняли купола. В послевоенные годы тут хранили ядерные боеприпасы для кораблей и авиации Черноморского флота. Но в 1997 году обитель снова была открыта, а наместником назначен иерей Николай Демьянюк.

Сегодня мы рассказали о самых значимых святых местах – его христианских монастырях. Сюда ежегодно съезжаются многочисленные паломники, что помолиться чудодейственным иконам, мощам, испить воды из целебных источников и хоть немного приблизиться к Богу.

Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь в Крыму принадлежит к объектам, небезосновательно названным «жемчужина полуострова» — подобное наименование он вполне заслуживает. Как и большинство христианских обителей, он расположен в необычайно красивой и живописной местности – на склоне горы, откуда на многие километры открывается завораживающий, чарующий, ни с чем несравнимый вид!

Утопая в изумрудной зелени окружающего со всех сторон густого, девственного леса, кажущегося волшебным садом, монастырский комплекс действительно представляется связующим звеном между небом и землей, Богом и людьми. Ежегодно Троице-Параскевиевский монастырь посещают сотни паломников и людей не верующих, тяготеющих к мирским радостям и красоте, способной вдохновлять, воодушевлять и окрылять. Для этого здесь есть буквально все – и прекрасные, незабываемые пейзажи, и чудесная обитель, совершенно непохожая на темницу бренной плоти.

Где находится обитель в Крыму?

Находится она в Юго-восточном Крыму, в Белогорском районе, на полпути между Симферополем и . Топловский монастырь расположен на высотах , возвышаясь над речной долиной Мокрого Индола, на территории села Учебного, близ п. Тополевка.

Монастырь на карте Крыма

Предпосылки для основания сакрального места

По преданию, здесь во II веке была казнена святая великомученица Параскева Римская. Так это на самом деле или нет – сказать сейчас довольно трудно, но письменные источники указывают на это место. Археологи же и историки подтверждают, что начиная с XVI столетия, в окрестностях селений Топлу и Орталан построены несколько греческих и армянских церквей, посвященных Параскеве. Сохранившиеся развалины, как безмолвные свидетели, доказывают правоту этих слов. Но интереснее другое – за тысячу лет до их возникновения местные жители почитали римскую святую, тут даже существовало что-то вроде ее культа.

Топловский женский монастырь и его история

Незадолго до , у источника, где сейчас расположена обитель, был найден образ Святой Параскевы. В конце XVIII века его перевезли в Мариуполь, по легенде, он уберег город от эпидемии холеры – подробности этого неизвестны, как и местонахождение чудодейственной иконы. Но уже в начале 50-х гг. XIX столетия жительница из близлежащего села Кишлав, простая болгарская девушка по имени Константина, прожившая в уединении 7 лет в пещере Кизилташа, основала у источника нечто вроде киновии. Однако мечтой ее стала постройка тут женской обители – ради этой цели она и несколько ее последовательниц занималась сбором средств, где только могли. В результате в 1863 г. все же был заложен около купели Тополевский монастырь в Крыму, бывший в то время лишь небольшой часовней.

В последовавшем вскоре масштабном строительстве Тополевского Троице-Параскевиевского монастырского сооружения принял активное участие основатель Кизилташского монастыря – игумен Парфений. Строители нашли всестороннюю поддержку в лице архиепископа Таврического и Симферопольского преподобного Алексия, ходатайствовавшего перед Святейшим Синодом об учреждении новой обители и всячески помогавшего Константине и Парфению.

Храм, названный в честь Святой Параскевы, освятил в 1864 г. сам архиепископ, назначивший игумена первым настоятелем. Новый виток строительства сакральных строений начался в 1872 г. – когда стараниями управительницы Аполлинарии обитель значительно расширилась за счет различных хозяйственных построек. Но настоящий взлет произошел в 1890 г., когда тутошней игуменьей назначили Параскеву (в миру Ольга Родимцева). Благодаря ее неусыпным трудам Свято-Параскевиевский монастырь в Крыму превратился в настоящую жемчужину.

Уничтожение и возрождение

С приходом на Крымский полуостров советской власти все круто изменилось – дела женского монастыря становились все хуже. Сначала новая администрация конфисковала земельные пожалования, налаженное хозяйство, исправное приносившее доход, разорила за несколько месяцев. Несколько позже изъяли церковные ценности из золота и серебра, а в 1928 г. комплекс и вовсе закрыли, взорвав многие постройки.

В течении ХХ века строения, избежавшие печальной участи, приспосабливали то под совхоз, то под пионерский лагерь. Только после развала СССР началось возрождение, в 1994 г. начались восстановительные работы, обители выделили земельный надел и передали иконы и мощи святых. В 1998 г. в Топловский Свято-Параскевиевский женский монастырь в Крыму назначили игуменьей инокиню Параскеву, что можно назвать символическим.

Чем интересна Свято-Параскевиевская обитель?

Описывать достопримечательности монастыря довольно тяжело – их много и они весьма разнообразны. Прежде всего, это восстановленные и отреставрированные храмы:
небольшой, одноэтажный Святой преподобномученицы Параскевы, и несколько больший – Всех Скорбящих Радость.

Здесь и отстроенная одной из первых маленькая часовенка и купель на могиле первой игуменьи Параскевы, умершей в год закрытия монастырского подразделения в 1928 г. И ковчег с мощами Киево-Печерских Святых, переданный епископом Лазарем, и останки Пантелеймона и Параскевы, возвращенные сюда спустя почти 100 лет, и икона Казанской Божьей Матери.Однако строительство продолжается и сейчас — тут возводят новый собор.