Крым

Ангкор, Камбоджа: описание, фото и отзывы. Ангкор – огромный храмовый комплекс в Камбодже Храмовый комплекс ангкор

Ангкор Ват является одной из интересных достопримечательностей Камбоджи — это огромный комплекс храмов доступный для туристических экскурсий.

Как добраться до Ангкора

В древнюю столицу Камбоджи Ангкор Ват можно добраться несколькими способами, например, на авто или минибасе. Есть несколько экскурсий, рассчитанных на несколько дней. Храмовый комплекс расположен в Камбодже, недалеко от города Сием Рип. Доехать до этого города можно любым транспортом, автобусом, самолетом и даже пароходом. Если вы решили провести отпуск в Паттайе или , вы можете стать участником экскурсии, их регулярно проводят в Ангкор Ват.

Обратим ваше внимание на то, что комплексом Ангкор называются все храмы, расположенные на огромном участке, помимо этого, там есть и Ангкор Ват, он был воздвигнут правителем Сурьяварманом II. Этот храм считают главным и называют жемчужиной Ангкора.

Из Бангкока до Ангкора

Путешествие из Бангкока в Сием Реап или Сием Рип (название произносится двумя способами) включает несколько шагов:

  • необходимо добраться до границы (до городка Араньяпратет);
  • без камбоджийской визы перейти границу не получится, поэтому стоит побеспокоиться заранее о ее наличии;
  • добраться от границы (городка Пойпет) до Сием Реапа.

Туры из Бангкока в Ангкор Ват существуют как индивидуальные, так и групповые.

Где остановиться в Ангкоре

Итак, мы уже выяснили, где находится Ангкор. Самым близким по расположению к комплексу является город – Сием Рипе. Там можно остановиться в любом понравившемся отеле, потому что добираться до него все равно придется транспортом. В городе есть большое количество гостиниц, любой отдыхающий, при необходимости, может выбрать для себя подходящий отель. Есть возможность аренды велосипеда (но, опять же, так добраться до нужного места будет тяжело) или поехать автобусом.

Немного истории

Ангкор Ват, история которого довольно интересна, был основан примерно в 10-12 веках. В то время Ангкор являлся одним из самых крупных городов планеты. Храмы с того времени стали известны даже вдали от империи кхмеров.

В 1431 г. войска Сиама почти полностью разбили и разграбили город, после чего все жители должны были оставить свои дома и отправиться на поиски новых. С того времени Ангкор и более 100 дворцов и храмов, которые остались в целости, прятались под сводами тропических лесов. До тех пор, пока в конце 19 столетия французский натуралист Энн Муо не представил достаточное количество работ, которые были созданы и написаны в честь Ангкору.

Стало известно, что даже Редьярд Киплинг выпустил свою «Книгу джунглей» о Маугли только после того, как имел счастье стать посетителем прекрасного Ангкора. В 1992 г. храмовый комплекс взяли под наблюдение попечители из ЮНЕСКО.

Храмы Ангкора

Храмы, входящие в состав обычного Ангкоровского билета, экскурсоводы относят к ближним храмам, а расположенные немного дальше от Сием Рипа, имеют название дальних. Ближние храмы являются частью нескольких маршрутов, разработанных в качестве экскурсии, проходящей на площади городка: малый круг и большой круг Ангкора. Храмы Батни Шри и Батни Самри также включены в комплекс, но расположены на небольшой дистанции от экскурсионного пути.

Посещение малого и большого круга Ангкора рассчитаны на несколько отдельных дней, так как занимают очень большую площадь. Один малый круг составляет около 17 км. Километраж большого круга – 26 км.

Есть определенная схема, где можно найти нужный храм. Красная линия говорит о том, что вы путешествуете по малому кругу, зеленая линия говорит о большом круге. Экскурсии в Ангкор Ват вы можете выбрать по интересующему вас маршруту.

Значение слова

Ангкор, значение слова происходит от санскритского «нагара», что в переводе значит «священный город». Началом первого Ангкорского периода принято считать начало 802 г. н. э., в то время, как кхмерский император Джаяварман II объявил себя «Вселенским монархом» и «Богом-царем». Окончание данного периода пришлось на конец XIV века.

Решившись на экскурсии по Ангкору, нужно обратить внимание на то, как расположен данный город Ангкор, карта которого поможет в этом. Большую часть времени года страна радует посетителей солнцем.

Выбирая одежду, в которой вы будете во время экскурсии, отдавайте предпочтение продуваемой одежде, которая закрывает большую часть тела, ведь можно получить солнечный ожог, находясь целый день на солнце.

Прикрытые лицо и голова также сделают ваше путешествие более приятным. Слишком яркое солнце Ангкора может вызвать головную боль и боль в глазах, поэтому стоит надеть головной убор и, по возможности, солнцезащитные очки.

Если вы любите руины, то, для того, чтобы на них взобраться, лучше обуть хорошо шнуруемые кроссовки, ведь летние сланцы можно легко потерять. Можете не беспокоиться о том, что, посещая эскурсию, вы останетесь голодными. Возле храмов можно купить еду и напитки. Крепких напитков в продаже нет, есть только пиво. При желании, вы можете брать с собой что покрепче, но будьте осторожны, на жаре это может привести к непредсказуемым последствиям.

Видео

Это конституционная монархия, у которой глава - король. Законодательным органом является парламент, состоящий из двух палат. Ее столица - Пном-Пень, а главная достопримечательность - Ангкор-Ват (Камбоджа). Фотография ниже показывает его на закате.

Немного о стране и ее населении

Небольшое государство затеряно в зеленых джунглях. Оно возникло в 600-х годах н.э. Природа по-прежнему девственно прекрасна и удивляет путешественника удивительными растениями влажной саванны и необычными животными. В центре находится А с трех сторон ее окружают горы. А четвертая открывается видом на Сиамский залив. По долине текут главная артерия страны, и Тонлесап. Этот удивительный поток периодически меняет свое направление. Река может стекать в озеро или вытекать из него. Население страны - это народ кхмеры (примерно 14 миллионов), которые на 95% являются буддистами. Для них имеется более 4 тысяч храмов. Язык, который используется в повседневности - кхмерский, пожилые люди говорят по-французски, молодежь изучает английский и китайский. Климат влажный и жаркий. Лучшие месяцы для посещения - с конца октября по апрель, когда стоит сухая зима с температурой от + 22° C до + 26°C. Но влажность весь год держится на уровне 93%.

Достопримечательности страны

Туристический бизнес в стране развит пока слабо. Город Сием Рип известен своими пагодами, храмами и ватами: ват Бо (настенные росписи), пагода Преа Ангчерк и Преа Ангчорм (очень почитаема местными жителями. Здесь находятся две статуи Будды), Ятеп - тут живут местные духи, которые охраняют город. Город Сиануквиль отличается прекрасными пляжами и дайвинг-центрами. Но все же главное, чем гордится Камбоджа - храмовый комплекс Ангкор.Все меркнет перед ним, как звезды и луна перед светом солнца. Он находится неподалеку от города Сиемрап. Во всем величии располагаются в центре государства Камбоджа достопримечательности - Ангкор.

Храмовый комплекс практически можно считать городом. Эта культовая постройка самая большая в мире. Перед вами панорама Ангкор (Камбоджа, фото снизу), сейчас расчищенная от джунглей.

Кроме того, в этом историческом заповеднике имеется Это тоже посещаемый и очень интересный храм. С него сверху открывается великолепный вид на Ангкор. Джунгли властвуют в Та Проме и не собираются пока его оставлять. Есть и более скромные, но не менее замечательные храмы: Баксей Чхамкорнг, Тхама Бай Каек и Прасат Бей.

Всемирное достояние под надзором ЮНЕСКО

Гигантский, крупнейший - это все про Ангкор. Камбоджа тысячу лет назад очень быстро, всего за 30-40 лет, возвела, а также изукрасила храм для индуистов, почитателей бога Вишну. Это было сделано по указанию короля Сурьявармана II. Он был воином, проводящим время не в забавах, а в заботах об укреплении и централизации государства. Но остался в истории как создатель храма Ангкор. Камбоджа привлекла все свои силы для его проектирования и строительства.

Проектирование

К моменту создания Ангкора индийская культура существовала не менее 4-4,5 тысячелетий. Познания индийских астрономов были чрезвычайно высоки. Можно предположить, что их привлекли к созданию планировки Ангкор. Камбоджа самостоятельно вряд ли бы сумела это сделать. Тем более что храм посвящался божеству Вишну - хранителю мироздания, защитнику от зла, связующему звену между людьми и Вселенной.

В конце XX века британский историк Д. Грисби сделал заключение, что основные сооружения в Ангкоре являются проекцией на землю. Искать подобную взаимосвязь его побудила надпись на раскопанной стеле XII века, которая сообщала, что их страна сходна с небом. На такую связь указывает еще одна надпись более раннего времени, которая гласит, что камни Ангкора связаны с движением звезд неба. Это породило многочисленные современные исследования и дискуссии в мире историков и археологов. Они не прекращаются и сегодня.

Строительство

В те времена существовало много песчаника в королевстве Камбоджа. Храмовый комплекс Ангкор строился именно из него. На строительство ушло около пяти млн. тонн материала. Его сплавляли по реке Сиемрап. Все камни очень гладкие, как будто их полировали. Раствор для их скрепления не использовался, и они держатся только собственным весом. Они в таком совершенстве подходят один к другому, что лезвие тонкого ножа между ними не проходит. Предполагают, что при строительстве использовались слоны. Абсолютно все поверхности покрыты километрами резьбы. Это сцены из Рамаяны и Махабхараты, единороги и драконы, воины, грифоны, обворожительные дедаваси (танцовщицы). Из всего выше сказанного следует, что существовали очень умелые мастера, которые строили Ангкор. Камбоджа, по всем предположениям, имела многовековой опыт подобного строительства.

Архитектура

Это был период зрелости в развитии утонченной архитектуры с полной гармонией всех ее частей. Как во многих древних цивилизациях, святилище было жилищем богов. В нем собиралось только жреческое сословие и короли, а также оно предназначалось для захоронения правителей. Ангкор-Ват, храмовый комплекс в Камбодже, - это прямоугольник с размерами 1,5 х 1,3 тыс. метров и площадью два км². Площадь Ватикана почти в три раза меньше. Вдоль всего периметра имеется ров, заполненный водой, шириной 190 м. В центре двора, который огорожен стеной, установлена платформа. На ней построен храм. Нигде не найдена капсула, на которой бы имелось его оригинальное название или дата начала строительства. Храм Ангкор-Ват (Камбоджа) состоит из трех строений, имеющих общий центр. В нем располагается пять башен, имеющих форму лотоса. Самая высокая центральная башня возносится на 65 м от земли. Главный вход в него ведет с запада. Дорогу к нему, сделанную из блоков песчаника, окружают невысокие парапеты, на которых расположены скульптуры змей с семью головами.

На нынешний день вход в гопурам (надвратная башня над входом) происходит через священное место под южной башней. В ней установлена огромная фигура Вишну с 8-ю руками. Она заполняет собой все пространство.

Скульптурное оформление органично связано со всей композицией храма. На первом ярусе наиболее примечательны восемь огромных изображений, площадь которых - 1,2 тыс. кв. м. Стены 2-го яруса украшены барельефами апсар (небесных дев). Их две тысячи. Со второго уровня можно увидеть весь внутренний двор. Каменные ступени ведут к третьему уровню, к огромным коническим башням. Самая высокая - это центр мироздания. Все башни представляют, как это понимали древние кхмеры, обитель богов В самой высокой до сих пор сохранилась лежачая фигура Будды, хотя первоначально храм был посвящен Вишну.

Исторический заповедник

Храмы Ангкора в Камбодже не ограничиваются колоссальным и загадочным Ангор-Ватом. Сам город Ангкор был «Городом столиц» с населением более 1000 000 человек, жившим в деревянных домах, которые при высокой влажности сгнили. Его руины находятся примерно в пяти км от комплекса Ангкор-Ват. Там сохранились храмы, которые строили из песчаника и туфа: терраса слонов, Та-Прохм, Ангор-Тхом (вошел в список наследия ЮНЕСКО), Преа-Кан (переводится как «священный меч»), Та-Прум и храм Байон. У него 54 башни, устремленные в небо, и все они украшены изображениями Будды.

Ангор-Тхом («Великая столица») и храм Байон

Это была столица при правителе Джаявармане VII. Он принял философию Будды и в честь него выстроил квадратный город с фантастической площадью в 900 гектаров. Он разделен дорогами на 4 равные части. Остатки каменных строений проросли джунглями. В центре стоит храм Байон.

Его размеры меньше других достопримечательностей Камбоджи, но если к нему подойти ближе, то он поражает величием. Байон имеет три уровня. На первом изображены сюжеты из мирной жизни и битв. На втором, который сохранился значительно лучше, турист попадает в лабиринт галерей с невысокими потолками. На каждой из полусотни башен вырезаны лики, которые в зависимости от освещения могут выглядеть то добрыми, то злыми. Эти развалины выглядят величественно, особенно если смотреть на них с третьего уровня.

Та-Прохм

Это храм-монастырь, который носил название Раджахавира («королевский монастырь») со сложной планировкой. Его территория сильно заросла деревьями с мощными стволами и ветвями. Его расчистка началась еще в 1920 году. Но джунгли не желают с ним расставаться. Этот буддистский храм очень романтичен, так как в нем сознательно оставлена часть разрушений и тропических деревьев. На туристов он производит неизгладимое впечатление. На территории монастыря среди кольцевых сооружений растут большие шелковые деревья и деревья-душители.

Если семя остается в щели кладки, то оно постепенно разрастается и ломает своими корнями и тяжелым стволом стену. Первоначально они становятся каркасом здания, но, умирая, рушат его. Сам храм состоит из трех галерей с одним центром. Он окружен рвом. Входы через гопуры (входные башни) находятся по четырем сторонам света. Стела, имеющаяся в монастыре, описывает его богатства (тонны золотой посуды, шелковые кровати), а также приписывает королю создание сотен статуй богов, декоративных башен, почти полутысячи каменных жилищ, а также наличие в королевстве больниц. Все оставшиеся стены, конечно, покрыты изысканной резьбой. Очень популярно у туристов место, где снимался эпизод фильма «Лара Крофт - расхитительница гробниц» с Анджелиной Джоли. На одном из столбов сохранилась красная краска. Как рассказывают экскурсоводы, в нее добавлялась человеческая кровь. На самом деле в нее добавляли оксиды железа, которые очень устойчивы к выцветанию. Стегозавр, который высечен на одном из медальонов, - это нечто необъяснимое в Та Прохме.

Ангкор, Камбоджа: как добраться

По воздуху

Из России нет прямых рейсов в Камбоджу. Рядом с городом Сиемреап имеется международный аэропорт. В него прибывают лайнеры через Китай (восточные и южные авиалинии), Корею (Сеул), Сингапур, Вьетнам, Таиланд (Бангкок, Паттайя). Самый дорогой, но и наиболее популярный рейс, - Бангкок-Сиемреап. Проще долететь до Бангкока, а затем совершить перелет через Куала-Лумпур или до Пном-Пеня. Из столицы Камбоджи далее можно ехать на такси или на автобусе. Аэропорт находится в 7 км от Сиемреапа, и до отеля доехать можно без осложнений. А если забронирован номер, то туриста бесплатно встретят и довезут до гостиницы.

Водный путь

В Сиемреап можно попасть на скоростном речном катере из Пном-Пеня, если позволяют время и деньги. Билеты продаются на ресепшене отеля или в туристических агентствах. Путешествие по озеру и реке за шесть часов позволит познакомиться с жизнью местного населения.

Автобус

Из соседних азиатских государств (Таиланд, Вьетнам), а также из Пном-Пеня в Сиемреап можно доехать автобусом. Рейсов предлагается очень много. Самые дешевые - камбоджийские. Автобус днем - вполне безопасный транспорт. Ночные поездки не рекомендуются.

Туры «Ангкор-Камбоджа»

Туроператоры предлагают поездку в экзотическую Камбоджу. Например, московские компании Level.travel, «ВАНД», Coral Trevel, а также TEZ-tour. Туры рассчитаны на три дня и две ночи.

Чтобы посетить археологический комплекс Ангкор, я прилетела в Камбоджу, в Сием Рип, именно там находится Ангкор Ват и другие древние храмы. Из столицы Малайзии , где я провела три дня после 4 месяцев самостоятельного путешествия по Индии, добралась утренним рейсом, и несмотря на бессонную ночь, проведенную в аэропорту, ступила на землю Камбоджи в прекрасном настроении. Ну наконец-то я посмотрю древние храмовые достопримечательности в этой совсем незнакомой мне стране. Погода была чудесной.

Приезд в Сием Рип

Город Сием Рип он же Сием Риеп, Сием Реап, Симреп и еще есть варианты, в зависимости от перевода и произношения — это небольшой, но один из самых посещаемых туристами город Азии. Аэропорт в Сием Рипе маленький и спокойный. Визу получаете по приезду, желательно иметь с собой маленькую фотографию, но это было в 2012 г, может что и поменялось с тех пор. Я поменяла 30 долларов, чтобы было чем платить за транспорт до города, ну и на первые траты чтобы хватило. Оказалось, что рейсовых автобусов из аэропорта нет и из самого дешевого остается только — мотобайк-такси, т.е. мотоцикл с водителем.

Совет — доллары лучше было и не менять, тем более в аэропорту, где курс намного ниже. В Камбодже все с удовольствием принимают доллары, даже выгоднее расплачиваться американской валютой.
Пока я проковырялась в своем рюкзаке, народу уже не осталось. Тут меня работник транспортной стойки спрашивает: «Ты на чем поедешь, на такси?» — Он оформлял такси рядом стоящему китайцу и наверное думал, что и я туда захочу.
-«Нет, мне на чем-нибудь подешевле. На мотоцикле поеду», — ответила я подняв голову, при этом продолжая сидеть на корточках и рыться в рюкзаке. Тот удивился, ибо все мотоциклисты, как и пассажиры, кто мог бы их нанять уже разъехались. Тут этот китаец предложил мне поехать с ним.

-«Нужно ли делить цену на двоих?»
-«Нет, не беспокойся,» — ответил он улыбнувшись. — «О, здорово, тогда поеду», — обрадовалась я.

Мы сели в очень приличную машину и поехали в город. По дороге познакомились. Я с трудом понимала его акцент. Он спросил меня в какой отель меня везти. Ха-ха — я уже и забыла, что когда-то останавливалась в отелях, а сейчас я путешествую самостоятельно и дешево, поэтому ничего не бронирую, а просто еду и на месте нахожу. Сказала, чтобы остановили в туристическом месте возле недорогого гестхауса, не более 10 долларов за комнату.
Китаец обалдел немножко, ведь он забронировал за 60 долларов, но я объяснила, что путешествую сама и уже побывала в Индии и проехала ее сама с севера на юг. Он был удивлен 🙂
Приехали в город. Он сказал, что только зарегистрируется в отель и поедем смотреть храмы. Буквально через 5 минут он вернулся в машину, водитель завернул за угол и показал мне гестхаус. Они сказали, что подождут меня в машине. Я сторговала комнату за 8 долларов, пулей приняла душ, переоделась в свою желтую юбку и выбежала обратно.

Мы сразу же поехали смотреть главные достопримечательности Камбоджи .

Храмовый комплекс Ангкор

находится в городе СиемРиеп в Камбодже. Археологический комплекс Ангкор, является наследием ЮНЕСКО включает несколько храмов с руинами, сохранившимися со времен империи Кхмеров с IX по XV вв. Комплекс сооружений, отображает небо на земле и включает в себя множество храмов, основные это храм Ангкор Ват, Ангкор-Тхом, Та-Пром (1186 г.), Бантей-Кидей (который считают самым ранним из храмов), Неак-Пеан, Та-Сом, Сра-Сранг, Пра-Хан (1191 г.), храм Байон, завершенный в 1219 г.

Билет на посещение комплекса старинных храмов стоил 20 долларов на один день или 40 долларов на 2-3 дня. Билет на 7 дней стоит 60 долларов. Они делают фотографию, чтобы по этому билету никто другой не прошел и четко следят за этим.

Часы работы: Посещение открыто с 5:00 утра до 6:00 вечера. Ангкор-Ват закрывается в 6:00, Бантей Срей закрывается в 5:00 вечера, Кбальспеан в 3:00 вечера. Всегда носите с собой билет, его проверяют при каждом входе. Чтобы посетить Пном Кулен, Koh Ker или Beng Melea, нужно купить отдельный билет стоимостью $ 20, $ 10 и $ 5 соответственно, там этот не нужен.

Карта Ангкор

На этой карте видно, что храм Ангкор Ват, который у всех на слуху — это всего лишь часть большого комплекса достопримечательностей Ангкор, где каждый древний храм по своему интересен.

Забегая вперед скажу сразу, что имея машину, основные три храма можно посмотреть за один день, поэтому мне несказанно повезло встретить этого доброго китайца. Вообще же храмов очень много и разбросаны они на огромной территории, некоторые находятся в 30 км от города и даже дальше.

Храм Ангкор Ват

Находится примерно в 5 км от города Сием Рип. Ангкор Ват — это индуистский храм, посвященный богу Вишну, является самым главным и посещаемым в Камбодже. Построен в годы правления короля Сурьявармана II (1113 — 1150 гг.). После того, как в 1432 году столица государства переместилась в , заботу о храме поддерживали буддийские монахи. Заброшенный в 15 веке, он был вновь «открыт» для европейцев в 1861 г. французским путешественником Анри Муо, который обнаружил его 22 января, хотя француз, не единственный, кто побывал там, но сумел донести до общества свои впечатления.

Храм занимает примерно 2 км.кв., включает ров шириной 190 метров, окруженный каменными стенами внутренний двор, где как бы на платформе размещены три концентрические строения — террасы, каждая имеет галерею по периметру, через входы в которых можно попасть внутрь храма. Главный вход на территорию, расположен с западной стороны. Храм имеет пять башен, которые все пять могут быть видны из определенных углов. А обычно взору предстают только три башни. Самая высокая — центральная, имеет высоту 213 метров от земли. Дабы не утомлять вас длинными историями и архитектурными подробностями, которые в случае пристального интереса можно прочитать или на официальном сайте на английском, давайте уже посмотрим фото Ангкор Ват, а как оно там. Утром все было в дымке.

Подъехали, к месту откуда до храма еще идти и идти. Мне очень понравились длинные, как змея скульптуры, которые казались загадочными и необычными. А сам храм окружен рвом шириной 190м, наполненным водой.

Структура и внешний облик храма должен был символизировать мифическую священную гору Меру, повторяя её очертания, соответственно башни храма являются её вершиной, стены - скалами, а ров - океаном, окружающим центр Вселенной!


Сначала прошли по внутренним галереям, там на стенах множество красивых рисунков выгравированных на камне — эпосы из Рамаяны и изображения, похожие на кружева


Дойдя до центра, увидели очередь, чтобы подняться наверх. Пришлось постоять, народ уже успел собраться, хотя еще было около 10 утра. Правда очередь двигалась быстро — запускали партиями.

За 2 человека перед нами закрыли проход после запуска очередной группы. Тут мне работник сообщает, что у меня не подходящая для храма кофточка, что надо с рукавами, хотя бы с короткими. Я оглянулась на стоящих сзади туристов, из очереди уже предлагали платки и шарфы, но работник сказал, что все это не годится, что надо кофту или жакет. Я начала немного беспокоиться мягко говоря, ведь уже заходить скоро. Тут парень лет 15, тоже китаец, стоявший с мамой, следом за нами снял с себя, как говорится, последнюю рубаху, а точнее какую-то кофту и отдал мне. Просто сказал, что подождет на выходе. Я была поражена туристической солидарностью части очереди и тем более дружелюбным жестом очередного китайца. Поэтому на фотографии я в этой кофте, не вписывающейся в стиль моей одежды, но очень выручившей меня в нужный момент. Есть что вспомнить опять же.
Подъем занимает примерно 700 ступенек и оттуда открывается хороший вид. Даже воздушные шары были видны вдалеке.

Это мы увидели внутри, видимо след заботы буддийских монахов о храме в периоды его забвения.





А теперь предстоит крутой спуск



Бывает же такое, что в самый не подходящий момент моя камера полностью разрядилась, но к счастью и тут меня выручил мой компаньон и дал мне фотографировать свой абсолютно новенький, только вышедший Samsung Note. Так что остальные фото храма Ангкор и других я имею благодаря моему приятелю и его, тогда новому, телефону.

Храм Байон

Еще очень интересный храм Байон, который также входит в комплекс Ангкор. Этот храм уже не индуистский, как предыдущий, а буддистский. Постороенный в 12 веке, королем Джаяварманом VII, который и сделал буддизм государственной религией в Камбодже. Трехуровневый храм окружен тремя рядами стен и имеет множество каменных изображений огромного размера. Храм построен без применения цементного раствора, соединяющего камни. Очень понравился.

Храм служил еще и усыпальницей для императоров и знатных людей.


Храм Та Пром

Ближе к вечеру мы поехали в самый необычный и сказочный храм Та Пром, который тоже входит в археологический комплекс Ангкор. Мне очень понравился. В этом храме деревья и каменные стены храма настолько переплелись, что непонятно уже, кто кого поддерживает. Убери дерево — рухнут стены, уберешь камни — погибнет дерево. Вот такой симбиоз.


Меня больше всего поразили эти гигантские корни деревьев, так что я даже забыла сделать достаточно фотографий. Говорят, здесь снимали фильм с Анжелиной Джоли в главной роли, кажется Лара Крофт называется.

Так мы успели за один день посмотреть три храма, имея машину — такси.

Традиционное национальное блюдо Камбоджи

В перерыве между посещениями, я была приглашена в хороший ресторан на обед, где подавали национальный суп в кокосе Амок amok — готовится суп на основе кокосового молока, с добавлением карри, мяса или морепродуктов и немного овощей — очень вкусно. Я млела от удовольствия. Думаю суп Амок — это самое популярное блюдо у туристов. Рекомендую попробовать. Я ела с морепродуктами. На столах белые скатерти и приборы, как положено и конечно хорошее обслуживание. Ресторан находится неподалеку от храмов.

Вот это мне повезло!

Это был еще не конец череде неожиданных сюрпризов, приготовленных для меня вероятно Богом, пославшим мне этого китайца. После обеда мы поездили по городу — мой новый знакомый решил поменять билеты на самолет, посчитал, что успел посмотреть основные достопримечательности за один день, а меня завезли в ювелирный магазин по пути, чтобы скучно не было… на обратном пути подхватили.

Вечером мы встретились снова, чтобы погулять по городу и попробовать местную кухню — она оказалась очень даже вкусной, по крайней мере после 4 месяцев индийской ужасной и острой еды, мне понравилась. И разошлись по домам. Он мне отдал два талончика на завтрак в его отеле, который находился рядом с моим гестхаусом.
Так что на следующее утро у меня был завтрак в Отеле. Как у настоящего белого человека. Я не уставала благодарить Бога за этот подарок, сидя за накрытым белой скатертью столом и попивая кофе из нормальной посуды. За окном был небольшой бассейн, журчала вода и пели птички — это был какой-то Рай после 4 месяцев путешествия по грязной Индии. (вы уже прочитали мои похождения в Индии — понимаете меня)

Возвращаясь после завтрака, встретила в фойе моего знакомого китайца. Он был с вещами и собирался уезжать. Я поблагодарила его за подаренный мне завтрак. Он попросил подождать пока выпишется из отеля. Я отошла в другой конец фойе, чтобы не мешать.

-«У тебя есть с собой паспорт?» — крикнул он, обернувшись. -«Конечно!» — удивленно ответила я. -«Давай», — попросил он и … Переписал номер на меня, ибо у него было оплачено 2 суток, а он поменял билет и улетал раньше. Вот это подарок судьбы! Я не могла сдержать радости и вся светилась от счастья и от неожиданного сюрприза. Мы распрощались и я побежала за вещами. Так я провела в этом добром и удивительном по отношению ко мне городе еще ночь и два дня. Наслаждаясь прелестями отельной жизни и, о счастье! Бассейном — это было настоящим спасением в жуткую жару.


Счастливая и довольная, пошла гулять по городу. Лучше это делать с утра, а то потом жуткая жара начинается.

Мне понравился вот этот маленький парк с красивыми воротами, скульптурами и башней внутри.

Очень мне нравятся вот эта скульптура змеи с несколькими головами, которую тянут множество сидящих людей — тоже скульптур. Голова такого памятника змеи красиво украшена, словно корона. Такие скульптуры часто можно встретить в Сием Рипе у храмов. У Ангкор Ват, Байон и Та Пром я делала фото таких змей, но они плохо получились.


В общем целый день гуляла по городу, сходила в супермаркет — тогда там все было производства соседних стран.

Купила билет на ночной автобус за 19$, чтобы уехать в столицу Камбоджи, а оттуда во Вьетнам, о чем читайте в следующей статье про .

Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня целью нашего виртуального путешествия будет храмовый комплекс Ангкор Ват в Камбодже. Область Ангко́р была центром Камбуджадеши, древнего государства кхмеров. Кроме самой Камбоджи, оно включало территории сегодняшних Лаоса, Вьетнама и Таиланда.

Как известно из , существовало это феодальное королевство с IX по XIII века. Своего наивысшего расцвета достигло в XII веке, когда и строился Ангкор Ват. История умалчивает, как храм назывался в те времена.

Сурьяварман II, один из правителей Кхмерской империи, возвёл его в честь бога индуистов Вишну. Поэтому есть предположения, что историческое название могло звучать как «Варах Вишнулока», то есть «место, где обитает святой Вишну».

Что означает современное название

«Ангкор» (от санскритского «нагара») значит «город». Интересно, что в Камбуджадеше разговаривали на двух языках: правители на санскрите, а простолюдины – на кхмерском языке. Слово «Ват» в языках азиатских странах может обозначать храм, пагоду или монастырь.

Храмовый комплекс Ангкор Ват, Камбоджа

Кхмерский язык здесь не исключение, но в нём есть и второе значение слова «Ват»: это «восхищение» или «почитание».

Камбоджийцы невероятно гордятся своей главной святыней. Изображение Ангкор Вата присутствует на государственных символах страны: гербе и флаге.

Таким образом, название святилища можно перевести как:

  • город-храм;
  • городской храм;
  • столичный храм.

Но фактически слово Ангкор уже давно стало именем собственным и оттого никак не переводится. Поэтому Ангкор Ват – это храм Ангкор.

Расположение

Развалины Ангкора расположены совсем рядом с Сиемреапом. Это столица камбоджийской провинции с таким же названием. Ангкорский археологический парк занимает примерно четыреста кв. км вместе с лесистой его территорией.


Храмовый комплекс Ангкор Ват на карте

Здесь находятся величественные реликвии столиц Кхмерской империи, существовавших в разное время с IX по XV века. Они включают и храм Ангкор Ват, о котором пойдёт речь в нашем рассказе. Ангкорский археологический парк с 1992 года находится под охраной ЮНЕСКО.

Открытие миру заново

Некогда великая Камбуджадеша была обескровлена бесконечными войнами с соседями и непомерными расходами на грандиозное строительство. В XIV веке она перестала существовать. Ангкор Ват постепенно пришёл в запустение, но окончательно заброшен не был, так как тут всегда жили монахи.

Спустя два века священное место посещают первые европейцы. Ими стали португальцы. Вначале купец Диогу ду Коуту опубликовал свои заметки путешественника. А через 36 лет и монах Антониу да Мадалена, посетив развалины храма, описал его в превосходных тонах.


Но по-настоящему европейцы заинтересовались святыней в 1860 году. В этот раз французы внесли свою лепту в привлечении внимания к святыне:

  1. Проповедник Шарль-Эмиль Буйево, издавший двухтомник своих впечатлений от посещения этого места.
  2. Естествоиспытатель и путешественник Анри Муо, популяризировавший среди западных людей великий кхмерский храм.
  3. Анри Эрнест Жан Пармантье, археолог, а впоследствии директор Французского института Дальнего Востока, который изучал, описывал в документах и участвовал в восстановлении памятников Ангкора.

Парижская колониальная выставка, которая проводилась в 1931 году, экспонировала макет святилища Ангкор Ват.


Модель Ангкор Вата в Королевском дворце, Камбоджа

Не обошлось и без варварских выходок. В 70-х годах часть построек и скульптурных изображений были повреждены полпотовцами. Ну а сейчас, охраняемый мировой общественностью, храм является достопримечательностью номер один в Камбоджийском королевстве, и как сюда добраться, подскажут в любом туристическом агентстве.

Те, кто здесь уже побывал, делятся с туристами своим опытом:

  1. Входной билет можно купить на день, три дня или неделю. Его нужно сохранять, так как контролёры периодически проверяют билеты. С билетом можно покидать комплекс любое количество раз в течение оплаченного времени и входить вновь. Он именной: на кассе сделают вашу фотографию, и она будет на билете.
  2. Подделка билета карается законом, равно как и разграбление и порча имущества Ангкора.
  3. В 5 часов утра здесь принято встречать рассвет, а закрывается комплекс в 17:30.
  4. Одеться нужно подобающим образом, закрыв плечи и колени. Головной убор спасёт вас от солнечного удара. А обувь, несмотря на жару, рекомендуют выбирать удобную, типа кроссовок, так как лестницы с каменными ступенями очень круты.
  5. Ну и совершенно очевидные истины: не стоит мусорить, курить, трогать изображения руками. Нужно уважительно относиться к и выполнять предписания указателей и табличек на территории.


Перед посещением храма, конечно, неплохо подковаться в теоретическом плане. Поэтому обратимся к описанию его архитектуры.

Архитектурные особенности

Ангкорианский стиль, в котором построено это святилище, сочетает черты как кхмерской, так и индуистской архитектуры. Это храм-гора, олицетворяющий , в сочетании со множеством галерей. Постройка состоит из трёх прямоугольных террас, составляющих пирамиду.

Внутренний прямоугольный двор занимает двести гектаров. Его окружает стена высотой в четыре с половиной метра. С внешней стороны стены больше чем на три с половиной километра тянется ров, наполненный водой.

По его краям земля расчищена от джунглей на ширину тридцать метров. Ширина рва – сто девяносто метров, и считается, что именно он спас храм от гибели и от нашествия диких животных из джунглей в годы забвения.


Башни Ангкор Вата

Неповторимую красоту монастырю придают пять башен. Каждая из них по форме напоминает цветок лотоса. Башня, которая в центре, возносится в небо на шестьдесят пять метров. Она выше остальных четырёх на сорок два метра.

Кхмерские верующие не ходили в храмы: здесь обитали их боги. Вовнутрь можно было заходить лишь представителям духовенства и правителям. Агкор Ват также служил усыпальницей Сурьявармана II.

Вход в храм осуществляется через западную гопуру (башню над воротами), считающуюся главной. Она состоит из трёх полуразрушенных башенок, за которыми поначалу не видно гигантского основного здания, и является его подобием по форме. Выйдя из гопуры, путник проходит к храму по дороге, с обеих сторон которой тянется парапет с изваяниями змей о семи головах.

Дорога проложена по дамбе, сделанной из песчаника. Вероятно, дамбу ранее заменял деревянный мост. С восточной стороны к святыне ведёт земляная насыпь. Со всех четырёх сторон света есть гопуры, но три другие поменьше, чем западная.


Статуя Вишну в южной башне, Ангкор Ват, Камбоджа

В южной башне есть статуя Вишну. Предполагают, что он появился в ней позже, а первоначально его место было в центральном зале. Четыре гопуры на каждом из трёх ярусов соединяются галереями, украшенными по внешней стене квадратными колоннами.

Галереи настолько просторны, что в них, при желании, мог бы пройти слон. Из-за этого другое название гопур – «слоновьи ворота». Потолок галерей имеет украшения в виде каменных цветов лотоса. А стены имеют богатейшую отделку, более тысячи квадратных метров. Что это:

  • барельефы с сюжетами из истории кхмеров, древнеиндийского эпоса и индуистских мифов;
  • фигурки двух тысяч обворожительных полубогинь – апсар с замысловатыми изысканными причёсками;


Барельефы на стенах храма — апсары

  • грифоны;
  • скульптуры танцующих людей;
  • драконы с крыльями, запряженные в колесницы;
  • танцующие на спинах бегущих животных фигуры мужчин;
  • единороги;


  • воины с предводителями, шествующими верхом на слонах;
  • деваты.

На карте комплекса изначально были и городские постройки, и королевский дворец. Но все они разрушились со временем, так как были построены не из камня. Лишь очертания некоторых улиц сохранились до сих пор.

От главной дороги к храму перпендикулярно ей есть шесть пар боковых лестниц, по которым можно спуститься на территорию бывшего города. Здесь есть два здания библиотек, расположенных симметрично с обоих боков дороги, а перед ними – пруды. Эти водоёмы, как и терраса в виде креста, в которую переходит главная дорога, появились позже, чем другие элементы комплекса.


Тонкости постройки

Камни, служившие для постройки, настолько гладкие, что кажутся полированными. Никакого раствора для их сцепки не использовалось. Они так плотно прилегают к соседним камням, что швов вообще не видно.

Иногда в блоках вообще отсутствуют соединения, их удерживает сила тяжести. В большинстве блоков исследователями были замечены множественные отверстия около трёх сантиметров в длину и чуть меньше в сечении. Мнения об их назначении расходятся: одни учёные считают, что они предназначены для металлических прутов-соединений, другие – что они для соединительных деталей, при помощи которых облегчалось перемещение камней при монтаже.

Имеются сведения, что для приведения в действие блочного механизма использовались слоны. Канаты были сделаны из койра – среднего слоя стенки кокосов. Так камни поднимали на место.


Отверстия есть и в стенах. Это позволяет предположить, что некогда тут были панели из бронзы. Это было верхом шика в древности, но и привлекало мародёров.

Цифра, обозначающая количество песчаника, ушедшего на строительство этого памятника старины, впечатляет: свыше пяти миллионов тонн.Этот строительный материал доставляли с плато Кулен по реке Сиемреап.

По современным представлениям сооружение такой сложности должны были возводить несколько сотен лет. Тем не менее строительство Ангкор Ват завершили примерно за сорок лет – время жизни его основателя. Это свидетельствует, что строители обладали какими-то особыми знаниями и навыками.

И напоследок совсем сенсационная информация: учёные установили с помощью компьютерных программ, что расположение храмов комплекса Ангкор в точности соответствует расположению звёзд в созвездии Дракона, каким оно было во время восхода солнца за десять с половиной тысяч лет до нашей эры, в день весеннего равноденствия.Так что это чудо света , которому всего около тысячи лет, продолжает хранить свои тайны.

Заключение

Посетив храм Ангкор-Ват, даже закоренелые скептики признают, что знаменитое место обладает удивительной энергетикой и надолго западает в душу. Многие возвращаются сюда снова, и не единожды. В одном побывавшие здесь туристы единодушны: это чудо обязательно нужно увидеть собственными глазами хоть раз в жизни.


Когда смотришь на Ангкор Ват, на его ажурные башни и стены, на которых изображены мифические животные и танцующие небожительницы, начинаешь понимать, почему местные жители убеждены, что храм этот возвели боги в знак дружбы бога и человеческого принца.

Однажды бог Индра, живший на горе Меру, пригласил в гости принца Преа Кет Меалеа (имя юноши переводится как Божественное сияние, которое дали ему за то, что он был на удивление хорош собой и при этом обладал многими талантами). Сказать, что принцу понравились небесные чертоги – означает не сказать ничего. А дворец, на стенах которого были изображены мифические животные, с башнями в форме лотоса и золотыми вершинами, попросту покорил его.

Преа Кет Меалеа и Индре подружились, и юноша долгое время жил в доме бога. И вряд ли покинул бы его, если бы против его присутствия не высказались тевода, небесные танцовщицы: принц, прибывший из человеческого мира, несмотря на все свои совершенства, нёс с собой все его соблазны, которые сильно смущали их покой и манили за собой. Чтобы сохранить мир в своём доме, бог попросил друга возвратиться домой, пообещав ему возвести копию своего дворца на земле.

Храм богов

Расположен храм Ангкор Ват в Королевстве Камбоджа, на юге полуострова Индокитай (на географической карте мира этот храм можно отыскать по следующим координатам: 13° 24′ 45″ с. ш., 103° 52′ 0″ в. д.). Находится он среди джунглей, в 240 км от Пномпея, столице страны, в пяти с половиной километрах на север от города Сиамприап (добраться сюда автобусом с Пномпеня можно всего лишь за пять часов).

Ангкор Ват (в переводе означает «Город-храм») возвели в начале XII ст. в столице государства кхмеров Ангкора, по приказу правителя Сурьявармана II и изначально был посвящён верховному богу индуизма Вишну. Храм этом является одним из наибольших культовых построек в мире, так как площадь его занимает около 2 км², при этом длина составляет 1,5 тыс., а ширина – 1,3 тыс. метров.

Несмотря на то, что размеры храмового комплекса древнего Королевства Камбоджа не могут не поражать, в действительности ничего удивительного здесь нет: территория города Ангкор превышала 400 км², а последние исследования говорят о том, что здесь вполне могло проживать около полумиллиона человек.

Поэтому он являлся одним из крупнейших городов своего времени, в котором очень хорошо были развиты архитектура и искусство: на его территории на сегодняшний день обнаружено более двухсот памятников – павильонов, храмов, дворцов, пирамид и гробниц, среди которых – и огромных размеров храмовый комплекс Ангкор Ват. Святилище это по замыслу строителей, должно было символизировать Меру, священную гору кхмеров: башни – вершина горы, стены храма – скалы, а ров – океан, что окружает Вселенную.

Строительство храма

История строительства Ангкор Ват началась во времена Сурьявармана II, который правил с 1113 по 1150 года. Окончания строительных работ он не дождался, и комплекс был достроен уже после смерти правителя: в святилище была найдена его усыпальница (в том, что гробницу обустроили на территории святыни, нет ничего удивительного, так как кхмеры были убеждены, что их правитель является воплощением бога, а возведённый храм считали его небесным домом на Земле).

Учёные утверждают, что на возведение храма Вишну ушло столько же камней, что и при строительстве пирамиды Хефрена – около 5 млн. тонн.

Вложено было намного больше усилий, так как абсолютно все каменные глыбы подверглись художественной обработке (на всех поверхностях, колоннах, перемычках и даже крышах изображен тот или иной сюжет, связанный с жизнью кхмеров) – факт, который не может не удивлять и наглядно показывает не только уровень мастерства древних строителей, но и их трудолюбие.


Каменные глыбы привозили из каменоломен, расположенных на плато Кулен (на карте оно расположено в сорока километрах на север от Ангкор Ват, поэтому чтобы добраться туда, использовали реку Сиемреап). Чтобы закрепить их между собой, строители растворы не использовали: глыбы настолько плотно подгонялись друг к другу, что швы между ними в некоторых местах невозможно отыскать.

Город-храм с внешней стороны

Ангкор Ват находится в центре обширного комплекса, который состоит из двухсот других культовых сооружений. Внешняя его стена окружена рвом, который вода заполняла до краёв во время периода дождей. Ширина его составляла 190 м – такие размеры водоёма не случайны, поскольку он является символом мирового океана. На западе строители возвели каменную дамбу, сверху которой вымостили ведущую к храму дорогу – этот вход является центральным. Также попасть на территорию храма можно с восточной стороны по земляной насыпи.

Сразу за рвом начиналась внешняя стена, длина которой составляла 1024 м, ширина – 802 метра, а высота – около 4,5 м. Была она прямоугольной формы, каждая сторона которой была ориентирована на одну из сторон света и имела надвратную башню (горупу), через которую можно было попасть на территорию храмового комплекса.

Возле башни с южной стороны находилась статуя Вишну, а самая большая горупа была установлена с центрального входа, на западе, и состояла из трех башен. Все башни были соединены между собой узорчатыми стенами: на западе их украшают барельефы, на которых изображены танцующие фигуры, а с восточной – мужчины, которые танцуют на спинах прыгающих животных, а также существа с божественной природой, деваты.

Город-храм с внутренней стороны

От центральной горупы до храма можно добраться по дороге, протяжённость которой составляет 350 метров, вдоль которой установлена балюстрада со скульптурами семиглавых змей. Сам Ангкор Ват выглядит очень интересно, так как представляет собой три расположенных друг на друге квадратной формы террасы, каждая из которых несколько меньше предыдущей.

Первый ярус расположен на высоте 3,5 метров, вторая – семь, третья – тринадцать. Благодаря разнице в высоте, древним мастерам удалось добиться интересного эффекта: по мере приближения храм не просто увеличивается в размерах, но и как будто растет.

Соединены террасы друг с другом огромным количеством лестниц, а каждый уровень опоясывает галерея. Стены, расположенные на первом ярусе, декорированы двухметровыми барельефами, изображающими мифологию и бытовые сюжеты из жизни кхмеров.


На стенах второго яруса изображено около двух тысяч скульптур танцующих небожительниц – все они отличаются друг от друга: у всех разное выражение лиц, разные фигуры, украшения. По подсчётам археологов, общая площадь созданных из песчаника скульптур и барельефов, на которых изображены сцены из индийской мифологии, история кхеров, их богов составляет более 2 тыс. кв. м.

На верхнюю террасу можно попасть по чрезвычайно крутой лестнице с узкими и высокими ступенями. Здесь расположено пять башен в форме лотоса (внешне они очень сильно напоминают шишки). Четыре башни расположены по углам, самая высокая, которая изображает гору Меру – в центре. Высота её составляет около сорока двух метров, но так как расположена она на третьей террасе, общая высота храма составляет 65 метров.

История Города-храма

В 1431 году войско соседнего государства Сиама, напав на Ангкор, полностью разрушило город, заставив жителей покинуть его – и история существования одного из самых больших поселений древнего мира подошла к концу, а джунгли надёжно укрыли своей растительностью, оставив местным жителям лишь легенды и различные сказания (правда, покинут он всё же оказался не до конца – довольно скоро в нём поселились буддистские монахи).

Европейские путешественники иногда случайно во время странствий обнаруживали его, но не сумев привернуть к находке общественного интереса, отступали – и про город снова на долгое время забывали.

Так продолжалось до тех пор, пока в 1861 году к Ангкор Ват не смог добраться француз Анри Муо, который, мгновенно оценив находку, смог популяризовать её на Западе – и нова веха в истории Ангкора началась: после того, как его освободили от джунглей, он не переставал привлекать внимания не только ученых, археологов и исследователей, но и огромное количество туристов.

В 70-х годах прошлого века в Королевстве Камбоджа началась война – и археологи вынуждены были покинуть страну, а храмовый комплекс оказался в руках «красных кхмеров», коммунистов, отличающихся особой жестокостью: придя к власти, они пытаясь построить в стране социализм, казнили несколько миллионов людей. Не забыли они добраться и до Ангкор Ват – считая, что страну надо освободить от влияния религии, они обезглавили и изуродовали практически все скульптуры, где были изображены боги.

К счастью, уникальному комплексу уцелеть удалось – и в начале 90-хх годов реставрационные работы были возобновлены, а сам город и храмовый комплекс, ЮНЕСКО в 1992 году внесло в список мирового наследия.