Геленджик

Зандан жуу сандаловый будда. Сандаловый будда

Сандаловый Будда

по-бурятски Зандан-Жуу , Сандаловый Владыка — уникальная и очень древняя статуя, известная реликвия буддийского мира.
Эта скульптура Будды Шакьямуни высотой 2 метра 18 см выполнена из сандалового дерева, как гласит предание, около V века до н.э., по заказу раджи Уддияны .

Существует мнение, разделяемое большинством, что она — первая и единственная статуя, сделанная при жизни Будды.

В буддийской традиции она приравнивается к живому Будде и несет в мир безграничное благословение.

В настоящее время Сандаловый Будда признан в России памятником культуры федерального значения.

История появления и проделанный путь

О том, как возникло самое первое из изображений Будды Шакьямуни, существуют разные точки зрения и множество легенд. В индийской версии говорится, что его выполнил Вишвамитра, в то время как Будда давал поучение. Он вырезал статую из сандалового дерева, глядя на отражение в воде, так как от самого Просветленного исходило яркое сияние.

Известно также упоминание в истории Будды Шакьямуни, указывающее на существование статуи, возникшей при его жизни и известной как «образ из Уддияны «,статуи, выполненной по просьбе правителя этой удивительной древней буддийской страны.
Говорится, что этот скульптурный портрет излучал «божественный свет».

В поздних сутрах Махаяны о нем написано: «Майдгальяяна-путра, последователь Будды, перенес художника в небесные пространства, куда Будда Шакьямуни удалился на три месяца, чтобы передать Учение своей матери. Там художник лицезрел превосходные знаки тела Будды и запечатлел их в виде статуи из сандалового дерева. Когда Татхагата вернулся из небесных дворцов, образ из сандала приветствовал Господина Мира» (3). Здесь идет речь о Сандаловом Будде.
По сведениям А.А.Терентьева , согласно китайскому переводу Экоттара-агама-сутры (из Ануттара-никаи), изложенной тохарским монахом Дхармананди (385 г. н.э.), история возникновения статуи Зандан-Жуу такова:
Будда Шакьямуни пребывал на небесах Тушита, проповедуя Дхарму своей матери Майе, переродившейся там после смерти. В это время раджа Прасенаджит очень сильно захотел увидеть Просветленного Владыку. Тогда ближайший ученик Будды — Маудгальяяна , достигший чудесных способностей, перенес мастеров к Будде, чтобы они могли увидеть его, и по возвращении изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева «гоширша».
Когда Будда Шакьямуни вернулся, статуя приветствуя его, сделала ему навстречу шесть шагов, и это послужило основой пророчества Будды об этой статуе: она будет перемещаться на север, и там где она будет находиться, следует ожидать расцвета буддизма.
Спустя века статуя Будды действительно покинула Индию .

В китайских источниках упомянуты сведения о ее дальнейшм пути в северном направлении.

Китай

Так в IV веке монах Кумараяна из Кашмира , желая спасти драгоценную статую во время кровопролитных местных войн, увез ее в Центральную Азию . Он обосновался в городе-оазисе Великого шелкового пути под названием Куча, где женился на сестре местного правителя Дживаке и стал духовным наставником. С этого времени там начал процветать буддизм. Сын того самого монаха Кумараджива вырос в обстановке, благоприятной изучению Дхармы, и стал знаменитым буддийским мудрецом. Его слава была столь громкой, что в 384 году в Кучу за ним из Китая были посланы войска с целью захватить Кумарадживу. Вместе с ним в Китай забрали и статую Сандалового Будды. С этого времени Китай стал аккумулировать в себе буддийскую мудрость.

Тибет

Из Китая статуя отправилась в Тибет в начале VIII века. Тогда китайская и непальская принцессы-буддистки вышли замуж за тибетского царя Сронцзангамбо и привезли в Страну Снегов буддийские реликвии, среди которых была статуя Сандалового Будды. Непальская принцесса Бхрикути считалась воплощением Зеленой Тары , а китайская принцесса Вэнь-чэнь — воплощением Белой Тары . Уже при следующем правителе Тибета — Тисрондэцене буддизм стал в этой стране государственной религией.

Монголия

По другим китайским источникам, во время правления Чингиз-хана Сандаловый Будда оказался в Монголии, в то время происходили первые контакты монголов с буддийской философией, увенчавшиеся впоследствии принятием буддизма на государственном уровне.

Из Монголии вновь статуя вернулась в Китай. Она хранилась в провинции Ли, в храме буддийского монастыря, выстроенном специально для нее — Сандан-Сы «Монастырь Сандалового Будды». В XIX веке этот монастырь находился на территории столицы Китая. Все буддийские паломники из Монголии, Бурятии и Тибета поклонялись чудесной статуе, посещая Пекин.

Россия

Из Китая в 1901 году статуя отправилась в Забайкалье, и с тех пор не покидает Россию.

Произошло это благодаря нашим бурятским казакам, оказавшимся в то время в Китае, а как именно, точно не известно.

Востоковед и буддист В.М.Монтлевич писал: «Но обрывки сведений о самом похищении сохранились, и эти сведения более или менее достоверны, ибо поведал их мне в 1969 году известный русский востоковед Борис Иванович Панкратов, тридцать два года проживший в Китае (с 1916 по 1948 гг.)».

В 1890-1901 гг разразилось Ихэтуаньское восстание в Пекине, когда тайное общество И-хэ-цюань «Кулак во имя справедливости и согласия» организовало беспорядки в стране, широко известные как Боксерское восстание.

В июне 1901 года Пекин был захвачен повстанцами, сожжен и разгромлен.

На восстание жестко отреагировало мировое сообщество, повстанцы были уничтожены объединенными силами Англии, Германии, России, Японии и Франции в сентябре 1901 года. В этих событиях принимали участие и наши бурятские казаки, оказавшиеся в это непростое время в Пекине.

По одной из версий они во время пожара вынесли драгоценную статую из монастыря, и тем самым спасли от гибели, потом зимой 1901 года в качестве трофея доставили в родную Бурятию. По другой версии, сандаловая статуя была куплена ламами Эгитуйского дацана во время восстания и попала в Еравну благодаря невероятным усилиям Соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью, с огромными предосторожностями вывозивших ее из Китая.Так или иначе, драгоценная статуя Сандалового Будды отправилась еще дальше на север, и оказалась в начале XX века в Забайкалье, в Эгетуйском дацане России. Тогда же предусмотрительно была сделана металлическая копия статуи, которую и выставили на обозрение в специальном храме-дугане, как объект поклонения и почитания, а сам оригинал надежно спрятали.В поисках знаменитой статуи вскоре в Бурятию приехали японские эксперты, до которых дошли сведения, что статуя находится в Эгетуйском дацане. При виде металлической копии их постигло сильное разочарование, они вынуждены были уехать ни с чем. До 1935 года статую надежно скрывали в Бурятии, пока и в России не наступили трагические для буддизма времена антирелигиозной политики, когда дацаны подверглись разрушению, многие ценные реликвии оказались уничтожены, а ламы репрессированы. Но статуя уцелела и в это непростое время. Она попала в число реликвий, которые были переданы в фонды нового Антирелигиозного музея, находившиеся в Одигитриевской церкви г.Верхнеудинска (теперь это Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ) , где она хранилась под стеклом в шкафу на втором этаже. В то же время в огне и без соблюдения должных условий хранения гибло огромное количество замечательных культовых реликвий и произведений.25 сентября 1991 года статую возвратили буддистам, передав в тот же Эгитуйский дацан, где открыто почитали когда-то металлическую копию. Впервые в России только теперь Сандаловый Будда предстал перед людьми. Это расценивается как благое предзнаменование для развития Дхармы не только в Бурятии, но и в целом в нашей стране. Статуя содержит сильное благословение Будды, создавая благоприятные условия для процветания Учения Будды — Дхармы, пробуждая к нему интерес.

Буддийская святыня России

Некоторое время статуя хранилась в храме-дугане Эгитуйского дацана в Бурятии, в небольшом деревянном одноэтажном здании, неприспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В нем невозможно было создать соответствующие условия для хранения мировой буддийской святыни.

Поэтому Буддийская традиционная Сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения статуи с поддержанием постоянного микроклимата. В течение 15 лет шел сбор средств на строительство храма-дворца для Сандалового Будды. Благодаря пожертвованиям прихожан Эгитуйского дацана и отдельным спонсорам, новый храм Зандан Жуу был октрыт 25 июля 2008 года. На церемонию его освящения съехались люди из разных регионов нашей страны. Старшее поколение бурят, движимое желанием поддержать и продолжить традиции своих предков, специально для этого торжества шило новые праздничные национальные костюмы. С полудня до восьми часов вечера неиссякала живая очередь людей, пришедших в дацан, чтобы увидеть Будду.
Долгий путь чудесной статуи Зандан Жуу из Индии через Китай, Тибет, Монголию, в Россию, из страны в страну, в северном направлении на протяжении веков стал свидетельством исполнения пророчества Будды.22 апреля 2003 года было принято Решение Буддийской традиционной сангхи России «утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу,

В далеком бурятском дацане хранится статуя Будды Шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира . Речь идет о Сандаловом Будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски Зандан-Жуу . Эту статую можно сравнить с Туринской плащаницей или с Черным камнем Каабы . Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом Бодхи в Бодхгайе или сингальским зубом Будды . Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский Зандан-Жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать «медвежьим углом», богом забытым местом, сведения о котором можно найти только в записках редких путешественников. Эпоха Интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах «раскрутки» брендовых объектов Республики. Почему, в таком случае, Сандаловый Будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, Нетленного тела Итигэлова , паломничество к которому уже приобретает международный размах ?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя Будды, хранящаяся в Эгитуйском дацане . За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша Белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева . Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий Сандалового Будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение Будды Шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда Будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет Сандаловый Будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в Центральную Азию, в город Куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в Тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия Сандалового Будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото . Статуе поклонялся Хубилай-хан, по заданию которого Сандаловый Будда был доставлен в Ханбалык самим Марко Поло. Знаменитая статуя стоящего Будды в афганском Бамиане, уничтоженная талибами , также является ее увеличенной копией. Наконец, Зандан-Жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей Цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - Запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: «Солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты» (ссылка).

Операция «Срочная эвакуация».

Та же участь ожидала и Храм Сандалового Будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из Забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы Российского посольства Николаем Гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем Эгитуйского дацана ламой Зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: «Ее везли на санях, укрыв соломой, рогожей, замаскировав провиантом и почтовым реквизитом» (ссылка). Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы «бурятского круга».

Парящая статуя

Статуя Сандалового Будды представляет собой изображение Будды Шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы Зандан-Жуу изначально украшал рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи Будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из Эгиты в Улан-Удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в Одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в Эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули Эгитуйскому дацану.

Китай требует возврата святынь

Посещая отделы дальневосточного искусства в Лувре или Британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления Запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка). Для правительства КНР дело чести восстановить Запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация

В случае с Сандаловым Буддой – ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что Статуя Сандалового Будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году Буддийская традиционная сангха России признала статую Зандан-Жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о Сандаловом Будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования Белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли Зандан-Жуу остаться святыней местного значения, «внутренним бурятским делом» или когда-нибудь вопрос о Сандаловом Будде войдет в повестку российско-китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя Будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены.

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

До наших времен сохранился удивительный памятник Будды, созданный еще при жизни самого Учителя Шакьямуни. Называется памятник Сандаловый Будда. Еще удивительнее в этом факте то, что находится он в России, а именно – в одном из дацанов в Бурятии, поэтому мы просто обязаны про него рассказать.

Многовековая история статуи, ее внешний вид, особенности – обо всем поведает статья ниже. Также вы узнаете замечательную легенду о создании памятника. А для тех, кто уже собрался в путь, чтобы воочию увидеть святыню, мы собрали полезную информацию о том, где находится и как работает дацан.

Что это за статуя

Будда из сандала, Сандаловый владыка или, на бурятский манер, Зандан Жуу – ценнейшая реликвия буддизма. Дело в том, что это единственная статуя, созданная во время жизни Шакьямуни.

Конечно, есть скептики, которые утверждают, что до его паринирваны были созданы также и другие изваяния и картины. Возможно, это и так, но в любом случае Зандан Жуу – единственный из них, сохранившийся до нынешних времен.

Сейчас Зандан Жуу расположился в Эгитуйском дацане Бурятской республики. Он отождествляется с живым Буддой. Считается, что в нем сосредоточены энергия Шакьямуни, и потому статуя способна даровать благость. Многие из тех, кому довелось посетить ее, подтверждают подобное действие.

Зандан Жуу обладает мощной энергетикой: некоторые посетители уходят, не в состоянии долгое время находиться рядом со святыней, другие же, напротив, могут часами просидеть перед ней, не замечая времени.

Согласно буддистским воззрениям, изваяние способствует очищению, счастливой долгой жизни, полной здоровья и удачных событий. Главное – искренне поверить в это, сочетать с регулярной практикой и образом жизни, достойным буддиста.

Кроме бесспорного благоговения буддистов мира, Будда из сандала заслужил звание памятника российской культуры на федеральном уровне.

Легенда о появлении

Согласно буддийскому тексту «Аннутара-никаи», написанному в 4-м столетии нашей эры жрецом Дхармананди, появление прижизненной статуи Учителя имеет интересную мифическую историю. Шакьямуни находился на небесах Тушита, где делился основами учения со своей матерью Майей. В это время индийский царь Прасенаджит захотел увидеть Учителя, но это не представлялось возможным.

Тогда на небеса были отправлены мастера-зодчие, встретившиеся с Гаутамой. Вернувшись на землю, они по памяти изваяли из сандалового дерева тело Будды с поразительной точностью.

Сам возвратясь в мир людей, Шакьямуни увидел, что его сандаловая копия сделала 6 шагов навстречу ему. Тогда Учитель предрек, что статуя будет постепенно перебираться все севернее, и в той местности буддизм станет процветать. Так и произошло – в Эгитуйский дацан, бережно хранящий всебуддийскую святыню, каждый день стекаются толпы.


Эгитуйский дацан в Бурятии

Другая версия, менее легендарная, но, очевидно, более достоверная, гласит, что статую заказал индийский раджа Удияна больше 2,5 тысяч лет назад. Шакьямуни тогда было 38 лет.

Историческая справка

За долгие годы статуя претерпела много перемещений. Их можно проследить на карте Азии.

Созданную на древнеиндийской территории, в III столетии ее переместили на китайские земли. Там она оставалась относительно недолго – в Поднебесной в 4 столетии затевались военные действия, и один кашмирский монах отвез ее с собой в бывшую буддийскую страну – Кучу, где сам занял пост главного духовника.

К 8 веку супруги правителя Тибета привезли памятник с собой в будущую Лхасу. Совсем скоро буддийское учение покорило своей истинностью тибетцев. К XIII столетию местонахождением изваяния называют монгольские степи, где она пробыла несколько веков, а затем – китайский монастырь Сандан Сы.


Тибет, Лхаса

С наступлением 20 столетия в столице Китая творились беспорядки, а в январе 1901 года в монастыре, где хранился Сандаловый Владыка, разразился пожар. Казаки родом из Бурятии вызволили его из огня и доставили на свою малую родину. Так скульптура оказалась в Эгитуйском дацане.

Есть версия, что бурятские мастера создали копию святыни из металла, выставили ее в зале дацана, а оригинал спрятали. Когда японцы узнали о том, где хранится статуя Будды, они пришли в дацан отобрать ее, но обнаружили только копию.

В советское время религиозные объекты разорялись, храмы и церкви закрывались, и буддийские дацаны не стали исключением. Тогда Зандан Жуу отправили в бурятскую столицу – Улан-Удэ. Он хранился в краеведческом музее и только спустя полвека вернулся к буддистам.

В сентябре 91-го произошло важное событие – статую на воздушном транспорте вернули в дацан. В начале нашего столетия ее причислили к буддистским святыням Российской Федерации.

Внешний вид

Статуя Сандалового Владыки выглядит очень величественно – 2 метра 18 сантиметров. Она выполнена из сандала, но некоторые исследователи утверждают, что в действительности материал – липа, покрытая краской на основе сандала.

Сандаловый Будда в Эгитуйском дацане, Бурятия

Руки Зандан Жуу длинные: правая поднята и согнута в локте, символизируя приветствие и добрые намерения, а другая – опущена вниз, параллельно туловищу, но ладонь смотрит наружу. Веки Будды умиротворенно прикрыты, а глаза смотрят чуть-чуть наверх.

Храм для святыни

Храм Зандана Жуу находится в Эгитуйском дацане, который по-тибетски называется Дамчой Равжелинг. Построенный в 19 веке, он не пережил 30-х годов прошлого столетия. К началу 2000-х его построили заново.

Некоторые посетители удивляются фасаду здания, выполненному по общепринятым канонам тибетских храмов, но из керамической плитки. Такое архитектурное решение вызвано соображениями пожарной безопасности.

Примерно тогда же отстроили отдельный дуган из одного этажа специально для хранения статуи. Там соблюдены тенденции современной архитектуры, а внедренные технологии помогают поддерживать нужную температуру, влажность, освещение. Этот храм освятили летом 2008-го.

Сегодня дацан – приятное место посреди живописной природы, куда приезжают паломники-буддисты, а также просто любопытные туристы. Территория довольно обширная, кругом , колокольчики и прочие атрибуты, окунающие в атмосферу буддизма. В определенные дни проводятся хуралы.


Полезная информация

Как доехать до Эгитуйского дацана: от столичного Улан-Удэ 280 километров по восточной дороге до местности Хара-Шибирь у реки Маракта. Полный адрес, который поможет найти навигатор: Бурятия, Еравнинский район, село Эгита, улица Дацан, дом 3.

Для посетителей дацан открыт каждый день с 10 утра до 7 вечера. Расписание хуралов можно посмотреть на официальном сайте.


Заключение

Статуя Сандалового Будды – уникальное в своем роде наследие и главная святыня в буддизме. Поэтому особенно приятно, что она находится в нашей стране, в бурятском Эгитуйском дацане. Изваяние было создано при самом Учителе, а впоследствии преодолело сотни километров в течение 2,5 тысяч лет. Именно там, где появлялась статуя, распространялось учение Шакьямуни.

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Хочется верить, что, прочитав нашу статью, вы непременно захотите посетить дацан, где свято хранится статуя, чтобы увидеть ее своими глазами.

Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать новые интересные посты себе на почту! Мы будем рады вам!

До скорых встреч!

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу.

Неизвестная святыня.

В далеком бурятском дацане хранится статуя будды шакьямуни, которая, возможно, является самой ценной реликвией всего буддийского мира. Речь идет о сандаловом будде, который в искаженном бурятском произношении зовется по-тибетски зандан - жуу. Эту статую можно сравнить с туринской плащаницей или с черным камнем каабы. Да что далеко ходить, ее значение для буддийского мира сопоставимо с деревом бодхи в бодхгайе или сингальским зубом будды. Но в отличие от всех вышеперечисленных религиозных реликвий бурятский зандан - жуу в буддийском мире почти неизвестен. В чем же дело? Бурятию уже трудно назвать "Медвежьим Углом", богом забытым местом, сведения о котором можно найти, внимание, только в записках редких путешественников. Эпоха интернета уравняла всех, и турагентства соревнуются в изощренных методах "Раскрутки" брендовых объектов республики. Почему, в таком случае, сандаловый будда остается святыней местного значения, в отличие от, скажем, нетленного тела итигэлова, паломничество к которому уже приобретает международный размах?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться, так ли уникальна и священна статуя будды, хранящаяся в эгитуйском дацане. За последние годы о ней вышли две серьезные научные работы чешского религиоведа Любоша белки и известного петербургского буддийского деятеля Андрея Терентьева. Многое из того, что будет сказано в этой статье, почерпнуто из этих работ.

История странствий сандалового будды.

Буддийская легендарная традиция утверждает, что прижизненное изображение будды шакьямуни из сандалового дерева было изготовлено на небесах, куда будда чудесным образом переместился для того, чтобы преподать учение своей матери, которая переродилась богиней. Правитель одного из мелких индийских государств того времени раджа Удаяна затосковал об исчезнувшем учителе и велел нескольким скульпторам отправиться на небеса и изваять там точную его копию. Будде статуя понравилась, и после своего возвращения на землю он объявил ее своим заместителем. Впоследствии, в течение двух с половиной тысяч лет сандаловый будда странствовал по Азии. В III в. статуя попадает из Индии в Китай, откуда, в свою очередь, ее перевезли в центральную Азию, в город куча, столицу государства древних индоевропейцев юэчжи. Позднее статуя, возможно, побывала в тибете, где с нее сняли копию, которую тибетские буддисты считают главной своей святыней. Еще одна копия сандалового будды была увезена в Японию, где хранится до сих пор в одном из храмов Киото. Статуе поклонялся хубилай - хан, по заданию которого сандаловый будда был доставлен в ханбалык самим Марко поло. Знаменитая статуя стоящего будды в афганском бамиане, уничтоженная талибами, также является ее увеличенной копией. Наконец, зандан - жуу обрел временное пристанище в Пекине, где стал главным сокровищем маньчжурского императорского двора.

Пылающий Пекин.

1900 год стал для дряхлеющей цинской империи катастрофичным. Возмущенные агрессивной колониальной политикой европейских держав и Японии, китайские крестьяне и ремесленники стали объединяться в отряды и громить посольские кварталы. Россия была в числе 8 других держав, которые пострадали от действий мятежников, и присоединила свои войска к иностранному карательному контингенту. В результате каратели ворвались в столицу и подвергли форменному разграблению императорский квартал Пекина - запретный город. Европейцы грабили дворцы и, заметая следы, сжигали их. Сохранилось воспоминание одного из очевидцев происходившего грабежа: "солдаты, зарывшись с головой в сундуки красного лака, копались в вещах императрицы, другие ворошили груды парчи и шелков, кто рассовывал по карманам или просто ссыпал в рубаху или фуражку рубины, сапфиры, жемчуга, горный хрусталь; кто увешивался драгоценными жемчужными ожерельями. Растаскивали часы с каминов, снимали часы со стен; саперы орудовали топорами, расколачивая мебель в щепы, чтобы выбрать драгоценные камни, которыми были инкрустированы дворцовые кресла. Один из них очень усердно старался разрубить прелестные часы в стиле Людовика XV, чтобы извлечь циферблат, на котором сверкали хрустальные цифры; он вообразил, что это бриллианты" (ссылка.

Операция "Срочная Эвакуация".

Та же участь ожидала и храм сандалового будды с его драгоценным содержимым. Однако находившиеся в составе российского контингента бурятские казаки из забайкальского казачьего войска по просьбе монгольских лам успели тайно вывезти статую из города. В течение нескольких лет они везли ее в Бурятию. Операция координировалась начальником почтовой службы российского посольства Николаем гомбоевым, небезызвестным и вездесущим Агваном Доржиевым и настоятелем эгитуйского дацана ламой зодбоевым. Как сообщается в исследованиях: "Ее Везли на Санях, Укрыв Соломой, Рогожей, Замаскировав Провиантом и Почтовым Реквизитом" (ссылка. Когда статую привезли в Бурятию, было решено определить ее в отдаленный дацан, чтобы не привлекать к ней излишнего внимания. Российские власти понятия не имели о дерзком поступке бурятских казаков, а если бы узнали, то, вероятно, расценили бы его как опасное должностное преступление. Операция не вышла за пределы "Бурятского Круга".

Парящая статуя.

Статуя сандалового будды представляет собой изображение будды шакьямуни высотой в 2 метра 18 сантиметров вместе с небольшим постаментом. Вопреки названию, сама статуя, как показал анализ, выполнена из липы и покрыта сверху слоем сандаловой пасты. Имеются сведения, что верхнюю часть головы зандан - жуу изначально украшал Рубин или алмаз, а внутрь статуи были помещены мощи будды. Эти ценные артефакты, вероятно, были похищены в 1935 году, когда статую перевозили из эгиты в Улан-удэ. Традиция утверждает также, что статуя не покоится на постаменте, а как бы парит в воздухе на волосок от него. Потому проверить ее подлинность, якобы, можно, проведя шелковую нить между подошвами ступней и основанием. Однако такой проверки не проводилось, равно, как и полноценного научного анализа возраста древесины. И это несмотря на то, что статуя некоторое время находилась на хранении в одигитриевском музее, который служил музейным хранилищем, и на реставрации в эрмитаже. В 80-х годах прошлого века статую вернули эгитуйскому дацану.

Китай возврата святынь требует.

Посещая отделы дальневосточного искусства в лувре или британском музее, вы можете видеть старинные фарфоровые вазы и панно, попавшие туда в результате разграбления запретного города в 1900 году. Китай уже давно требует от западных стран и Японии возвращения ценностей. Только в том случае, если договориться не удается, китайские власти и крупный бизнес выкупают утерянные предметы на аукционах. Так, на сегодняшний день выкуплено около 200 единиц на общую сумму в 33 миллиона долларов США (ссылка. Для правительства КНР дело чести восстановить запретный город в прежнем виде и закрыть позорную страницу истории своей страны. Это, однако, только капля в море, поскольку число таких экспонатов, по некоторым оценкам, равняется полутора миллионам. Китай понимает это и ставит цель вернуть, по крайней мере, самое ценное.

Странная ситуация.

В случае с сандаловым буддой - ситуация странная, если не сказать неразрешимая. Фактически в этой истории буряты обвели вокруг пальца и Китай, оставив его без шедевра мирового значения, и Россию, которой придется решать эту проблему, если на нее обратят внимание власти соседней державы. Официально в Китае считается, что статуя сандалового будды сгорела вместе с храмом, в котором она хранилась. Но мало ли шедевров, считавшихся безвозвратно утерянными, возвращались к своим владельцам?

В 2003 году буддийская традиционная сангха России признала статую зандан - жуу одной из трех буддийских святынь России. Однако на федеральном уровне признание эгитуйской святыни подлинным памятником буддийского искусства, вывезенным из Китая, сталкивается с вопросами культурной дипломатии.

Странствия не окончены?

Один мой петербургский коллега как-то высказал мысль о том, что ни в интересах Бурятии, ни в интересах России продвигать в средствах массовой информации вопрос о сандаловом будде. Рано или поздно это приведет к тому, что КНР пришлет своих экспертов и потребует возврата святыни в Пекин. Но, с другой стороны, такое продвижение уже началось. Упомянутые мною исследования белки и Терентьева написаны на английском языке и наверняка уже известны китайским коллегам.

Суждено ли зандан - жуу остаться святыней местного значения, "Внутренним Бурятским Делом" или когда-нибудь вопрос о сандаловом будде войдет в повестку российско - китайских отношений? Ясно одно, сандаловая статуя будды является заложником ситуации, а, значит, ее странствия еще не завершены. (С) Николай цыремпилов.

Зандан Жуу (Сандаловый Будда или Сандаловый Владыка ) - скульптура Будды высотой 2 м 18 см, сделанная из сандалового дерева , по преданиям, 2500 лет назад по заказу раджи Уддияны .

Обретение Зандан Жуу Эгитуйским дацаном

Зимой 1901 года Сандаловый Будда оказался в Забайкалье . После разгрома Боксёрского восстания , бурятские казаки , пользуясь суматохой и разрухой в Пекине , и пожаром в монастыре Сандан-сы («Монастырь Сандалового Будды»), где в то время хранилась статуя, вывезли её. Руководил операцией начальник почтово-телеграфной службы российского посольства в Китае Н. И. Гомбоев. Бурятские казаки вынесли драгоценную статую из горящего монастыря, и тем самым спасли от гибели в огне. В качестве трофея скульптуру с большими предосторожностями на санях доставили в Бурятию .

По другой версии, Зандан Жуу доставили в Еравну благодаря невероятным усилиям соржо-ламы Эгитуйского дацана Гомбо Доржо Эрдынеева и многих других людей, рисковавших своей жизнью . По прибытии была изготовлена металлическая копия статуи, которую поместили в Эгитуйском дацане, оригинал же был спрятан. Во время Гражданской войны японские интервенты узнали о местонахождении Зандан Жуу. По приезде им показали металлическую копию, и они уехали ни с чем.

В 1930-х годах Сандаловый Будда хранился в Одигитриевском соборе в городе Улан-Удэ , где размещались тогда фонды Краеведческого музея.

В 1980-х годах статую вернули верующим. 25 сентября 1991 года Зандан Жуу вертолётом перевезли в Эгитуйский дацан .

22 апреля 2003 года вышло Решение Буддийской традиционной сангхи России : «Утвердить в качестве буддийских святынь России: статую Зандан Жуу, Атлас тибетской медицины , Драгоценное тело Хамбо-ламы Итигэлова ».

Храм Сандалового Будды

Некоторое время статуя хранилась в дугане Эгитуйского дацана , в небольшом деревянном одноэтажном здании, не приспособленном для хранения культурных и исторических ценностей. В связи с этим Буддийская традиционная сангха России приняла решение о строительстве специального помещения для хранения с поддержанием постоянного микроклимата. 25 июля 2008 года храм Сандалового Будды был открыт.

Буддийская легенда о появлении статуи

Согласно тохарскому монаху Дхармананди (385 г. н. э., Экоттара-агама-сутры из Ануттара-никаи), Будда был на небесах Тушита , проповедуя Дхарму своей умершей матери Майе. Прасенаджит хотел видеть Просветлённого владыку и велел сделать его статую. Маудгальяяна перенёс мастеров на небеса, где они встретились с Буддой. После возвращения мастера изваяли статую в натуральную величину из сандалового дерева. Когда Будда Шакьямуни вернулся на землю, статуя сделала шесть шагов навстречу ему, тогда он и сделал пророчество, что она будет перемещена на север, и там произойдёт расцвет буддизма.

Воздействие статуи на верующих

Не все могут находиться у Зандан Жуу: некоторые не выдерживают, выходят из храма. Другие, наоборот, обнаруживают, что прошло несколько часов с того момента, как они сели напротив Сандалового Будды. Считается, что святыня устраняет негативные деяния, дарует долгую жизнь, даёт установку на удачу, счастье, здоровье, если молящийся надеется на него и верит в это от чистого сердца.

Напишите отзыв о статье "Сандаловый Будда"

Примечания

Литература

  • Буряты /Отв. ред. Абаева Л. Л., Жуковская Н. Л.; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Михлухо Маклая. - М.: Наука, 2004

Отрывок, характеризующий Сандаловый Будда

– О, это было бы так ужа… – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой.
Вечером этого дня Николай никуда не поехал в гости и остался дома, с тем чтобы покончить некоторые счеты с продавцами лошадей. Когда он покончил дела, было уже поздно, чтобы ехать куда нибудь, но было еще рано, чтобы ложиться спать, и Николай долго один ходил взад и вперед по комнате, обдумывая свою жизнь, что с ним редко случалось.
Княжна Марья произвела на него приятное впечатление под Смоленском. То, что он встретил ее тогда в таких особенных условиях, и то, что именно на нее одно время его мать указывала ему как на богатую партию, сделали то, что он обратил на нее особенное внимание. В Воронеже, во время его посещения, впечатление это было не только приятное, но сильное. Николай был поражен той особенной, нравственной красотой, которую он в этот раз заметил в ней. Однако он собирался уезжать, и ему в голову не приходило пожалеть о том, что уезжая из Воронежа, он лишается случая видеть княжну. Но нынешняя встреча с княжной Марьей в церкви (Николай чувствовал это) засела ему глубже в сердце, чем он это предвидел, и глубже, чем он желал для своего спокойствия. Это бледное, тонкое, печальное лицо, этот лучистый взгляд, эти тихие, грациозные движения и главное – эта глубокая и нежная печаль, выражавшаяся во всех чертах ее, тревожили его и требовали его участия. В мужчинах Ростов терпеть не мог видеть выражение высшей, духовной жизни (оттого он не любил князя Андрея), он презрительно называл это философией, мечтательностью; но в княжне Марье, именно в этой печали, выказывавшей всю глубину этого чуждого для Николая духовного мира, он чувствовал неотразимую привлекательность.
«Чудная должна быть девушка! Вот именно ангел! – говорил он сам с собою. – Отчего я не свободен, отчего я поторопился с Соней?» И невольно ему представилось сравнение между двумя: бедность в одной и богатство в другой тех духовных даров, которых не имел Николай и которые потому он так высоко ценил. Он попробовал себе представить, что бы было, если б он был свободен. Каким образом он сделал бы ей предложение и она стала бы его женою? Нет, он не мог себе представить этого. Ему делалось жутко, и никакие ясные образы не представлялись ему. С Соней он давно уже составил себе будущую картину, и все это было просто и ясно, именно потому, что все это было выдумано, и он знал все, что было в Соне; но с княжной Марьей нельзя было себе представить будущей жизни, потому что он не понимал ее, а только любил.
Мечтания о Соне имели в себе что то веселое, игрушечное. Но думать о княжне Марье всегда было трудно и немного страшно.
«Как она молилась! – вспомнил он. – Видно было, что вся душа ее была в молитве. Да, это та молитва, которая сдвигает горы, и я уверен, что молитва ее будет исполнена. Отчего я не молюсь о том, что мне нужно? – вспомнил он. – Что мне нужно? Свободы, развязки с Соней. Она правду говорила, – вспомнил он слова губернаторши, – кроме несчастья, ничего не будет из того, что я женюсь на ней. Путаница, горе maman… дела… путаница, страшная путаница! Да я и не люблю ее. Да, не так люблю, как надо. Боже мой! выведи меня из этого ужасного, безвыходного положения! – начал он вдруг молиться. – Да, молитва сдвинет гору, но надо верить и не так молиться, как мы детьми молились с Наташей о том, чтобы снег сделался сахаром, и выбегали на двор пробовать, делается ли из снегу сахар. Нет, но я не о пустяках молюсь теперь», – сказал он, ставя в угол трубку и, сложив руки, становясь перед образом. И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился. Слезы у него были на глазах и в горле, когда в дверь вошел Лаврушка с какими то бумагами.
– Дурак! что лезешь, когда тебя не спрашивают! – сказал Николай, быстро переменяя положение.
– От губернатора, – заспанным голосом сказал Лаврушка, – кульер приехал, письмо вам.
– Ну, хорошо, спасибо, ступай!
Николай взял два письма. Одно было от матери, другое от Сони. Он узнал их по почеркам и распечатал первое письмо Сони. Не успел он прочесть нескольких строк, как лицо его побледнело и глаза его испуганно и радостно раскрылись.
– Нет, это не может быть! – проговорил он вслух. Не в силах сидеть на месте, он с письмом в руках, читая его. стал ходить по комнате. Он пробежал письмо, потом прочел его раз, другой, и, подняв плечи и разведя руками, он остановился посреди комнаты с открытым ртом и остановившимися глазами. То, о чем он только что молился, с уверенностью, что бог исполнит его молитву, было исполнено; но Николай был удивлен этим так, как будто это было что то необыкновенное, и как будто он никогда не ожидал этого, и как будто именно то, что это так быстро совершилось, доказывало то, что это происходило не от бога, которого он просил, а от обыкновенной случайности.
Тот, казавшийся неразрешимым, узел, который связывал свободу Ростова, был разрешен этим неожиданным (как казалось Николаю), ничем не вызванным письмом Сони. Она писала, что последние несчастные обстоятельства, потеря почти всего имущества Ростовых в Москве, и не раз высказываемые желания графини о том, чтобы Николай женился на княжне Болконской, и его молчание и холодность за последнее время – все это вместе заставило ее решиться отречься от его обещаний и дать ему полную свободу.
«Мне слишком тяжело было думать, что я могу быть причиной горя или раздора в семействе, которое меня облагодетельствовало, – писала она, – и любовь моя имеет одною целью счастье тех, кого я люблю; и потому я умоляю вас, Nicolas, считать себя свободным и знать, что несмотря ни на что, никто сильнее не может вас любить, как ваша Соня».