Лайфхаки

Дрезден был в гдр или фрг. Послевоенный Дрезден: возрождение из руин

Дрезден (Dresden), город в ГДР, административный центр округа Дрезден. 585,8 тыс. жителей (1970). Крупный экономический и культурный центр страны. Раннему экономическому росту Д. способствовало его выгодное транспортное положение на водном Эльбинском пути из Центральной Европы к Северному морю и у торговой дороги, проходившей у подножия Рудных гор. Д. ‒ речной порт, узел ж.-д. линий и автодорог, аэропорт. В городе развиты высококвалифицированные, преимущественно неметаллоёмкие отрасли машиностроения, особенно электротехническая и электронная промышленность (трансформаторы, холодильники, теплотехническое, вакуумное оборудование, полупроводники), приборостроение, оптическое производство и точное машиностроение (рентгеновские аппараты, кинофотоаппаратура и др.). Представлены лёгкая промышленность, старинное производство фарфоровых и стекольных изделий, швейных изделий, мебели, пищевкусовая промышленность (особенно табачная и шоколадная).

Историческая справка. Д. ‒ первоначально рыбацкий посёлок сербо-лужицких славян. Как город впервые упоминается в 1216. Около 1345 и около 1368 в Д. происходили восстания ремесленников против патрициата. С 1485 Д. ‒ резиденция альбертинской линии саксонских герцогов Веттинов. С 1806 ‒ столица королевства Саксонии. В период наполеоновских войн около Д. было крупное сражение (26‒27 августа 1813). В период Революции 1848‒49 в Германии в Д. происходило восстание в защиту имперской конституции (см. Дрезденское восстание 1849 ). В 1871 Д., как и вся Саксония, вошёл в состав Германской империи. В 1917‒18 в Д. получило значительное развитие движение против империалистической войны. В сентябре 1923 в Д. происходила манифестация «пролетарских сотен», положившая начало подъёму революционного движения в Саксонии. Огромные разрушения и гибель значительной части жителей Д. вызвала бомбардировка города английской и американской авиацией в конце 2-й мировой войны (февраль 1945). После освобождения Советской Армией (8 мая 1945) Д. вошёл в состав советской зоны оккупации Германии. С образованием ГДР (7 октября 1949) вошёл в её состав.

Планировка и архитектура. Д. ‒ один из красивейших немецких городов. Его облик во многом определяют парки и мосты через Эльбу, соединяющие левобережную часть Д. ‒ Альтштадт (Старый город ‒ историческое ядро города) ‒с Нёйштадтом (Новый город). Нёйштадт застроен главным образом в 19‒20 вв., имеет в центральной части радиально-кольцевую планировку; центром его является площадь Айнхайт (Единства), к которой примыкают деловые кварталы. На правом берегу Эльбы ‒ восстановленные архитектурные памятники: Японский дворец (1715‒1741, архитекторы З. Лонглюн, Ж. де Бодт, М. Д. Пёппельман), а также дворцово-парковый комплекс Пильниц (1720‒24, архитекторы М. Д. Пёппельман, З. Лонглюн). Альтштадт имел со средних веков сравнительно правильную сеть улиц; его центр ‒ площадь Постплац, расположенная между новой застройкой (на месте разрушенных кварталов) и основными архитектурными памятниками, группирующимися вдоль Эльбы. Среди них: замок курфюрстов (позднее королей, основан около 1200, построен в 15‒19 вв., восстанавливается); в стиле барокко ‒ дворцовый ансамбль Цвингер (из объединённых галереями павильонов по 3 сторонам двора; 1711‒1722, архитектор М. Д. Пёппельман; восстановлен в 1955‒62, см. илл. ) и церковь Хофкирхе (1738‒56, архитектор Г. Кьявери; восстановлена, см. илл. ). Цвингер замыкается зданием Картинной галереи (1847‒49, архитектор Г. Земпер; завершено в 1856, архитектор М. Хенель; восстановлено). Социалистическая реконструкция Д. начата застройкой площади Альтмаркт (1953‒56, архитекторы Й. Рашер, Г. Мюллер, Г. Гудер) и ряда улиц (Эрнст-Тельман-штрасе и др.). Ансамбль многоэтажных зданий воздвигнут в районе улицы Прагер-штрасе (архитектор П. Снигон и др.). Построены: Дом печати (1960‒68), Дворец культуры (1970) ‒ архитекторы В. Хенш, Х. Лёшау и др. Государственные художественные собрания Д. включают Дрезденскую картинную галерею , Исторический музей, Собрание фарфора, «Зелёный свод» (коллекция саксонских ювелирных изделий), Музей народного искусства и др.

Учебные заведения и научные учреждения. Технический университет, Высшая транспортная школа, Медицинская академия, Высшая школа музыки, Высшая школа изобразительных искусств, педагогический институт. Крупные библиотеки. Д. ‒ центр ядерных исследований (атомный реактор в Россендорфе под Д.).

Лит.: Unter der Fahne der Revolution. Die Dresdner Arbeiter im Kampf gegen den 1. Weltkrieg, Dresden, 1959; Löffler F., Das alte Dresden, 4. Aufl., Dresden, 1962.

  • - Античное отделение коллекции скульптур Государственного собрания искусств а в т. н. Альбертинуме было первым большим собранием такого рода севернее Альп. Создано в 1723 Августом Сильным, который в...

    Словарь античности

  • - , город в ГДР, центр одноименного округа. Впервые упоминается в 1216. С 1485 резиденция саксонских герцогов Веттинов. С 1806 столица королевства Саксония. Крупный культурный и художественный центр...

    Художественная энциклопедия

  • - город в ГДР, адм. ц. окр. Дрезден. 491,7 т. ж. . Крупный пром. центр. Д. - первоначально рыбацкий поселок сербо-лужицких славян. Первое упоминание относится к 1206, как город называется впервые в 1216...

    Советская историческая энциклопедия

  • - город в древней Палестине, упоминаемый еще во время Авраама и завоеванный Иисусом Навином. Он лежал к востоку от Вефиля, в часе ходьбы от него, и в три мили от Иерихона...
  • - город во франц. департ. Ланд...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - или Биредажик - простонародное Беледжик, город в Алеппском вилайете, в Азиатск. Турции, на левом берегу Евфрата, вступающего здесь в равнину и доступного даже для барок больших размеров...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - город в департаменте Кот-д"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - гл. гор. королевства Саксонского и резиденция короля, на обоих берегах Эльбы, под 51°3"...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - I Дре́зден округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население 1,9 млн. чел....
  • - Дрезден, округ на Ю.-В. ГДР, в бассейне верхнего течения р. Эльба. Площадь 6,7 тыс. км2. Население 1,9 млн. чел....

    Большая Советская энциклопедия

  • - город в Германии, на р. Эльба, адм. ц. земли Саксония. 485 тыс. жителей. Транспортный узел. Международный аэропорт...

    Большой энциклопедический словарь

  • - См. РУСЬ -...
  • - Лубен город, отрепьин город, а в том городе воевода нем...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - кого. Сиб., Якут. Стараться настигнуть кого-л., укрывающегося от преследования. СРНГ 7, 57; ФСС, 64...

    Большой словарь русских поговорок

"Дрезден (город в ГДР)" в книгах

Господину д-ру П. Э., Дрезден

Из книги Письма автора Гессе Герман

Господину д-ру П. Э., Дрезден 16 сентября 1947 […] Это один пункт, он не так важен. Весомее другой, который выдвигает Ваше письмо. Я огорчен тем, что и Вы, как сотни моих читателей и корреспондентов, не можете ценить Гессе, не принижая взамен Томаса Манна. Мне это совершенно

2. Дрезден

Из книги Рахманинов автора Федякин Сергей Романович

2. Дрезден О том, чтобы пожить в Европе, он думал ещё во Флоренции. Но и тогда понимал, - как признается Морозову, - «я могу жить хотя бы за границей, если слажу с своей тоской по России». В конце августа он решился: отказался от должности инспектора Екатерининского

Париж - Дрезден

Из книги О пережитом. 1862-1917 гг. Воспоминания автора Нестеров Михаил Васильевич

Париж - Дрезден Пролетели мы через живописную, но нелюбимую Швейцарию с ее озерами, Монбланами и Сен-Бернарами, а вот и Франция. Она такая, как я ее себе представлял, как ее пишет наш брат-художник.Поезд подлетел к перрону, и я почувствовал, что моя книжечка здесь меня не

Визит в Дрезден

Из книги В тисках мирового заговора автора Кассе Этьен

Визит в Дрезден По законам драматического жанра, успех должен был ждать меня по последнему из четырех имевшихся у меня адресов. Или, наоборот, по первому же, чтобы подчеркнуть мою везучесть. Но не буду врать: он ждал меня по второму адресу.Сначала я, конечно же, отправился в

Дрезден

Из книги Подъем и падение Запада автора Уткин Анатолий Иванович

Дрезден Путин долго шел к этой речи. Представляется, что необходимые эмоции зародились у него в Дрездене в смутное время конца 1980-х. Точнее, в 1989 г.Серая немецкая аккуратность, каменное чудо Цвингера, удивительно восстановленный центр города. В 1904 г. бюргеры решили

ГЛАВА XII. ДРЕЗДЕН

Из книги Разрыв франко-русского союза автора Вандаль Альберт

ГЛАВА XII. ДРЕЗДЕН На пути по Германии. – Прибытие в Дрезден. – Как устроился император. – Картина саксонского двора. – Съезд коронованных особ. – Королева Вестфальская. – Приезд императора и императрицы Австрийских. – Мачеха и падчерица. – Торжество 19 апреля. – Вид

Дрезден

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Дрезден (город в ГДР)

БСЭ

Дрезден (округ в ГДР)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДР) автора БСЭ

ПЕРЕЕЗД В ДРЕЗДЕН

Из книги Музыка и медицина. На примере немецкой романтики автора Ноймайр Антон

ПЕРЕЕЗД В ДРЕЗДЕН Так как поспешный, похожий на бегство, переезд в Дрезден не принес изменений в его состоянии, Шуман решил освободиться от журнала «Neue Zeitschrift f?r Musik» и продал его 20 ноября за какие-то жалкие 500 талеров Францу Бренделю. Это решение стало фатальным, потому что

Тип “Дрезден”

автора Трубицын Сергей Борисович

Тип “Дрезден”

Из книги Легкие крейсера германии (1914 – 1918 гг.) Часть 2 автора Трубицын Сергей Борисович

Дрезден

Из книги Путин - «приемный» сын Ельцина автора Платонов Сергей Владимирович

Дрезден Красивый и богатейший прежде центральный город Саксонии в войну был сильно разрушен американскими бомбардировками. Ко времени приезда Владимира Путина с женой Людмилой и годовалой дочкой Машей Дрезден уже восстановили. Но в результате характерный для старых

«Дрезден»

Из книги Скандалы (декабрь 2008) автора Русская жизнь журнал

«Дрезден» С этим местом связана целая история. Этот бывший отель на Тверской раньше принадлежал купцу Андрееву, у которого было три дочери. Одна из них, Катерина, была объектом страсти - уже женатого к тому времени - Константина Бальмонта. Он ушел от жены, безуспешно

ДРЕЗДЕН

Из книги От протеста к сопротивлению [Из литературного наследия городской партизанки] автора Майнхоф Ульрика

ДРЕЗДЕН Двадцать лет назад, в ночь с 13 на 14 февраля 1945 года, в ночь со вторника, последнего дня масленицы, на среду, первый день великого поста, был осуществлен самый крупный в ходе II Мировой войны авианалет союзников на немецкий город - бомбардировка Дрездена. Трижды в

28 сентября. Проспал и встал уже в 7 утра. Будильник на телефоне не заводил, а выключил его, чтобы не разрядился на холодном воздухе. Сходил в туалет, быстро собрался. Ричард и Фиона тоже уже собирались завтракать – они обстоятельные туристы, не то что я, катаюсь на подножьем корме и орешках. Ричард показам мне книжку, путеводитель по вело дороге EuroVelo 7 (от Норвегии до юга Италии). По этой книге получалось, что до Дрездена от места нашей дислокации еще 90 км. А я думал всего от Праги чуть больше сотни. Поэтому придется сегодня сходить с велотрассы и срезать по другим маршрутам.

На другом берегу Usti nad Labem

Я докатил до Uste nad Labem . Изучил путь к границе, чтобы ехать через Петровице и Хелендорф . Сейчас нужно переезжать реку и проехать через город. В городе я обнаружил супермаркет. В 8 утра он уже был открыт, и я закупился кефиром, колбасой и рожками. Пока упаковывал все это в рюкзак на стоянке, то подошел другой велосипедист и умудрился всю свою корзину с кучей еды запихать по сумкам на велосипеде и в рюкзачок. Я его расспросил, как бы мне к границе покороче проехать. Он вначале завел свое чешское: i don’t speak English, sorry, mister. Но на вопрос: Дорога до Петровиче до Дрездену? отреагировал и стад более общительный и показал на моем навигаторе как лучше ехать. Ехать нужно через Клумец, но перед Наклеровом будет крутой подьем. Подумаешь, испугал. Спасибо большое за подсказку.


Хоккейный клуб 2 лиги Чехии – Слован (Usti nad Labem)

Выезжаю из города, вижу афишу местного хоккея. Команда Усти над Лабем – Слован играет во второй лиге и сегодня они играют с Рыцарями Кладно. Соперники из Кладно – это команда принадлежит Яромиру Ягру и его отцу. Во как. Но нам сегодня некогда, нам завтра улетать из Дрездена. Поэтому нас ждет ГДР.

Нормально доехал до Клумца (Chlumec) , проехал развязку. Появились стеллы со львами в честь победы над Наполеоном. Как я понял из надписей на памятниках, здесь австрийцы хорошо разгромили Наполеона. Но помимо австрийцев, здесь сражались и русские войска. Поэтому тут есть стелла австрийская на немецком языке и русская, соответственно, на русском. Вот такие тут удивительные места.


А сейчас начнется удивительный подьем на перевал. Как переезжаешь железную дорогу в Тельнице , то трасса сразу резко ведет в гору. Шесть километров очень крутого подьема. Ставим звездочки на самые низкие передачи, выключаем мозг, медленно повторяем сами себе «we are living in yellow submarine» и так за каждый поворот колеса. Не торопимся, не рвем жилы. Просто медленно крутим. На половине пути сделал остановку, заметил крутой лесок, где можно было вчера организовать дикую ночевку. Отметил место на карте – вдруг еще занесет в эти места. А вот такой вид с горки.


Еще немного и я на перевале. Здесь расположено кафе Вандам. Это имя французского полководцв, которо победили наши в битве в этих местах. А еще тут люди в поле запускают воздушных змеев. Самого населенного пункта Наклеров по сути нет. Тут всего 5-6 дворов. И очень пронизывающий ветер.


Теперь я качусь с горы. Также круто как и в гору, только километров десять и уже до самой границы. Пролетаю Петровиче не останавливаясь. Здесь много лавок и рынков, чтобы продавать недорогие чешские товары заезжим немецким жителям. Но все товары тут, конечно, китайские, а продавцы больше – вьетнамцы. Местный производитель представлен мешками с картошкой. Я капитально замерз и хочу выпить кофе. Но денег в обрез и в кафе заезжать нет желания и возможности. За последнем километре до границы стоит заправка. Там же находится кофе-машина. Сливаю ей мелочь и по 12 крон выпиваю два стаканчика горячего кофе. Ура. Я согрелся и можно прощаться с Чешской республикой.


Вьезжаю в ГДР и тут же замечаю, что стало больше машин. Мне понадобилось полчаса езды по обочине, чтобы привыкнуть более активному потоку машин. Нужно вернуться на велодорожку, чтобы стало комфортней. А это значит нужно крутить в сторону Эльбы до города Пирна. Дорога все время под горку, за исключением небольшого подьемчика. Но потом снова вниз.


Я вьехал в Пирну и решил пересечь реку, чтобы на противоположном берегу найти дорожку. Но на всякий случай остановил местного велосипедиста. Он вызвался показать дорогу и не повез меня к мосту, а хитрым путем вывел к велодорожке. Той самой на Дрезден. Я поблагодарил его и покатил вдоль Эльбы. Вот так я срезал километров 25-30, и качу по Германии. Надписи все непонятные,но зато можно тратить евро, а они есть у меня. В час дня сделал привал и пообедал булочками и пряниками, что купил в Чехии утром.


В одном месте был объезд. Вот по таким ситуациям сразу видно, что к велосипеду относятся как средству передвижения. Во-первых, в связи с обьездом перевешали все указатели и знаки велодорожки. Чтобы я ехал и знал где свернуть и не потерялся на пути. Все указатели. Я на этом объезде насчитал не менее 20 указателей, которые пришлось заменить с прямой стрелкой на стрелку с поворотом. Во-вторых, когда я вернулся на велодорожку вдоль реки и обернулся назад, то понял почему сделали объезд. Просто на этом участке бригада рабочих на грузовике и двух подьемных кранах срезали старые и длинные ветки над велодорожкой. Чтобы они не упали и никого не повредили. Для безопасности передвижения на велосипеде. Не на машине.


До Дрездена километров восемь. Практически, я уже в городе. Проехал телевышку на горе. Все больше велосипедистов. А на параллельной дорожке совершают пробежки. Сверился с навигаторов и выехал в нужном месте на мост, чтобы уже продолжить путь по противоположному берегу Эльбы. С обоих сторон реки шикарные виды. Остановился и попросил сидящего с книжкой студента снять меня на телефон Nokia Lumia. Вот что получилось.


В городе велосипедистов не меньше. На перекрестках отдельные светофоры и разлиновка велодорожек по всему городу. Я быстро нашел хостел «Кенгуру» где я планирую остановиться на одну ночь. На ресепшене мне выдают постельное белье, ключ и карту местности и оценивают мою шутку насчет страны Deutsche Demokratische Republik. – Same shit but another name of country.

Последние 79 км путешествия

Воспользовавшись компьютером на ресепшн выгрузил все свои треки на Strava, отмылся и пошел кататься по городу. Уже столы к Octoberfest накрыты. Можете приезжать и заливать себя пивом с сосисками. Заехал в галерею Дрездена, но сегодня понедельник – все музеи закрыты. Нужно будет завтра утром успеть перед вылетом посмотреть на Сикстинскую Мадонну Рафаэля.

Очень красивые тут трамваи на налаженная сеть общественного транспорта.


А вот это велосипедная парковка возле вокзала. Я насчитал 150 велосипедов, и еще половина такой парковки на другой стороне площади. Итого более 200 великов. Вы можете представить сколько места такая парковка займет для автомобилей? Это все ответ на вонь автолюбителей, которые не готовы платить за парковку в черте города. И при этом они требуют, чтобы власти строили больше бесплатных парковок. Но это просто невозможно. Земля не бесконечная. Особенно в центре города.


Сьездил в два магазина туристического снаряжения – посмотрел какие есть палатки в продаже. Но ничего легкого и компактного для себя не нашел. Пошел прогуляться по улочке заполненной кафешками и не нашел сосисочных, зато сьел обалденную шаверму (доннер по-местному обычаю). Ребята курды делают чумовую шаверму с таким количеством мяса, что у нас нужно три таких купить или свою шаверму открыть. С полным животом местного пива и мяса отправился спать. В хостеле поболтал с приехавшим учиться в Дрезден чуваком из Италии Джорджио. С гитарой приехал, учить немецкий язык. Семестр обучения – 6 месяцев стоит 250 евро. Остальные затраты на жилье и хавчик. А в остальном –халява. Все документы отправил по электронной почте и поступил по электронке.

Утром я проснулся по привычке рано. Но хостел был закрыт и я торчал на кухне – гонял чаи. Поболтал с чуваком из Мюнхена – он приехал в Дрезден на практику по массажу и хиропрактике. А потом проснулся Джорджио. И глаза у него такие грустные как у всех итальяшек. Как у Эроса Рамазотти. Но я просек, что он тупо голодный. Достал свою колбасу хлеб и вафли и позвал его есть. Все что недоели оставил ему, потому что мне уже улетать в обед. Предложил ему остатки ореховых запасов, но он сказал, что у него аллергия. Скушает орешек и приступ будет. После завтрака я порылся в мусорном ведре и был вознагражден тремя пластиковыми бутылкам. Мне они нужны, чтобы велик в самолет упаковать.

А потом я успел прогуляться до Галереи в Дрездене. Посмотрел живопись европейских мастеров. Что самое прикольное, большинство картин я уже видел. Они были у меня на немецких DDR-ких марках. Я в детстве, когда марки собирал решил, что буду собирать живопись и цветы. Вот никто мне это не советовал. Но я так решил. Сам сейчас удивляюсь откуда у меня тогда была тяга к прекрасному.


Не стал мудрить с поездкой до аэропорта, а доехал на электричке. Еще минут 30-40 тщательно паковал велик. Всю раму обмотал газетами и скотчем. Большую звезду закрыл разрезанной вдоль пластиковой бутылкой. А «петуха» и задний переключатель засунул в другую пластиковую бутылку. На регистрации не было ни одного представителя Аэрофлота . Регистрацию ведет сам аэропорт. Мне задали вопрос оплачен ли мой велосипед – я ответил, чтобы посмотрели бронирование, там должна быть соответствующая ремарка. Все нашлось, я отнес велик в окошко негабаритного груза. По прилету долго ждал когда его вынесут в Шереметьево. Велик долетел без малейших царапин. Я люблю Sukhoi SuperJet 100.

В самолете летел мужичок с велосипедным шлемом, который живет и в Москве и в Дрездене и рассказывал, что в Дрездене огромный километрах велодорожек с учетом пригорода. И сгонять с утра до Праги и обратно вполне нормальное развлечение. Нужно как нибудь это тоже попробовать.
На этом все.

Вывод: если вы планируете кататься по Европе,то для первого раза выберите любую из основных велотрасc EuroVelo и следуйте указателям. Европа не такая дорогая, если путешествовать на велосипеде. И я планирую следующим летом продолжить изучение Европейских стран.

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

Дрезден

ГДР – эхо социализма

Дрезден – мужик на коне

Все готово праздновать Октоберфест

Дрезден

Мост через Эльбу в старый город

Велодорожка на мосту через Эльбу

Интернет переполнен фотографиями и постами из Дрездена. Это и неудивительно, ведь Дрезден является одним из наиболее посещаемых туристами немецких городов. Но мало кто из туристов выходит дальше пределов туристической резервации - старого города и района пивнушек Нойштадт, поэтому все эти фотографии и отчеты выглядят банальными и повторяющимися. Сегодня я попробую показать совсем не тот Дрезден, который вы привыкли видеть. Сегодняшний пост посвящен дрезденскому архитектурному наследию ГДР - панелькам и высоткам, коих в этом красивом городе бесчисленное множество. И что самое удивительное - они не только не нарушают городскую картину, а наоборот украшают ее. Но давайте посмотрим на все своими глазами...

01. Первые три фотографии сделаны с обзорной площадки, расположенной на верхней станции дрезденской . С этой обзорной площадки виден весь Дрезден как на ладони. А его территория весьма обширна, ведь по занимаемой площади Дрезден является четвертым городом Германии после Берлина, Гамбурга и Кёльна.

02. На окраинах Дрездена во времена ГДР были построены огромные жилые массивы многоэтажек. Вдали на фото один из крупнейших подобных районов - Пролис. Район весьма специфический, построен по советским лекалам и в настоящее время заселен в основном безработными и малообразованными слоями населения. При той дешевизне и широком выборе жилья, который царит в Дрездене, снимать квартиру в Пролисе может лишь человек, сознательно близкий той социальной среде. Если хотите привезти из Дрездена оригинальный и непопсовый фотоотчет - поезжайте в Пролис, конечная 1, 9 и 13 трамваев. Только делайте это в светлое время суток и фотографировать людей рекомендую незаметно, там они ммм.... немного раздражительные.

03. Блочными массивами застроены не только окраины города, но и весь его центр, что наглядно демонстрирует данная фотография. Бетонные глыбы многоэтажек и шпили соборов образуют тут единый городской пейзаж и он удивительно гармоничен.

04. Переместимся в центр города и рассмотрим его поближе с высоты. Туристический заповедник, то есть территория старого города, очерчена колокольнями соборов и башней городской ратуши (самая правая). Наверху ратушной башни находится смотровая площадка, но последние годы ратуша находилась на реконструкции и доступа наверх не было. Этой весной собираюсь навестить Дрезден. Надо будет проверить, не открыли ли смотровую площадку, виды с нее должны быть потрясными.

05. А это территория рядом с моим . Фотографировал, кстати, с верхнего этажа центрального институтского корпуса. Тут зона ГДР. Три высотки вдали - университетские общежития, с балкона одного из них был сделан предыдущий кадр.

06. На переднем плане еще одно университетское общежитие, одно из немногих, которое не санировали. Проекты по его санации уже в стадии рассмотрения и вот вот должны начаться работы. Вообще то тут два здания-близнеца, но ракурс так вышел, что один близнец спрятался за вторым.

07. Еще один видок с верхнего этажа институтского корпуса. В этот день мне очень повезло с погодой.

08. Внимательный взгляд заметит на фотографии золотой купол. А наша экскурсия тем временем телепортируется на балкон верхнего этажа правой высотки.

09. По этой фотографии не сразу поймешь, что сделана она в Германии. Русская православная церковь органично вписывается в окружающий пейзаж лишь подчеркивая колорит этого района.

10. Православный храм был возведен в 1872-1874 годах в русско-византийском архитектурном стиле, подробней про него можно прочитать в википедии .

11.Это студенческий район, расположенный между двух самых крупных учебных заведений города - Технического университета и Института техники и экономики. Справа на фото санированная студенческая общага, слева обычный жилой дом за которым видны корпуса института и студенческая столовая с красной треугольной крышей.

12. Красивая церковь, хотел бы добавить пару фотографий интерьеров, но при виде фотоаппарата работники храма становятся ммм... раздражительными, как жители Пролиса.

13. Еще один комплекс высоток - это тоже студенческие общежития. Все они были близнецами, построенными по одному проекту, но при санации к ним подошли творчески и теперь они стали украшением района.

14. Они же но с другого ракурса. Красота!

15. Эти близнецы - тоже студенческие общежития, расположенные в самом центре города. В одном из них я прожил счастливых четыре года.

16. Но вернемся на верхний этаж институтского корпуса и выглянем в окно с обратной стороны здания. Что мы видим?

17. Наверное так бы выглядел утопический социалистический город, если бы все таки удалось построить коммунизм:)

18. Красота!

19. В кадр попала пригородная электричка, только что покинувшая здание главного вокзала и направляющаяся в сторону национального парка "Саксонская Швейцария".

20. А эти высотки-близняшки - обычные жилые дома. Мало того, что они высокие сами по себе, так еще и стоят на возвышенности. Виды оттуда должны быть захватывающими. Что ж проверим... и телепорт переносит нас на верхний балкон правой из них.

21. Вид с балкона открывается действительно потрясающий.

22. До чего красив этот утопающий в зелени город!

23. Выражение "утопающий в зелени" тут приобретает совершенно буквальный смысл. Зеленое море полностью поглотило городские улицы, эстакаду железной дороги, дома и площади города. Высотки и крыши многоэтажек напоминают острова в этом огромном, простирающимся до горизонта зеленом океане.

24.

25. Взгляд с обратной стороны на три высотки - студенческих общежития с восьмой фотографии. С балкона средней из них я снимал район с русским православным храмом, что на фотографиях выше. Два одинаковых здания в нижней части фото - корпуса земельной библиотеки SLUB, знакомой каждому студенту Дрездена. В разгар сессии эта библиотека становится вторым домом для тысяч студентов.

26. За что я люблю Дрезден - так это за его многоликость. Тут удивительным образом соединяются множество исторических эпох, причем настолько гармонично, что каждая из этих эпох не теряет своей атмосферы и самобытности. В результате, прогулка по районам города превращается в путешествие во времени сквозь богатую историю этого великого города.

27. В следующем посте я продолжу осмотр города с высоты и покажу высотный Дрезден более разносторонне.

Контора Штази в Дрездене располагалась ранее по адресу: Баутцнерштрассе 112-a. В этом же районе находились квартиры советских и немецких офицеров, ведомственные стадионы, садики... Хорошее место, Эльба рядом.

Чтобы зайти в музей, нужно пройти мимо этого здания. Ранее тут тоже конторы Штази были, а сейчас это жилой дом с очень недешевыми и приличными квартирами.

2

Вот тут во внутреннем дворе - вход в музей. Фасад музея ремонтируют уже давно. Еще в 2006-м году часть здания музея пострадала при строительстве нового моста через Ельбу. То ли фундамент размок, то ли еще что-то случилось...

3

Вот этот мост. Он здорово разгрузил город по части пробок, но именно из-за него Дрезден исключили из списка сокровищ Юнеско. Мол, из-за этого моста изменился исторический вид на центр города. Ничего он не изменился, центр далеко отсюда, а мост и не виден почти из центра, река в этом месте излучину делает.

4

Возвращаюсь в музей. Входной билет стоит 4 евро, вся информация только на немецком языке, несколько раз в месяц добровольцы проводят экскурсии, опять же, на немецком. Одного из этих добровольцев вы видите на фотографии. Это Михаель Шлоссер, бывший заключенный этой тюрьмы. По профессии - слесарь и водитель грузовика. Он построил в заброшенном курятнике маленький самолет и собирался полететь на нем через границу в Западную Германию. Строительство длилось два года, из всех подручных средств у Шлоссера были детали легковых и грузовых автомобилей, учебник по самолетостроению и фотография самолета Cessna. Побег планировался на вечер 11-го ноября 1983-го года, но за две недели до этого кто-то из товарищей сдал Шлоссера властям. Пять месяцев длились допросы в тюрьме Штази на Баутцнерштрассе 112-а, потом Михаеля Шлоссера приговорили к четырем с половиной годам лишения свободы по статье с формулировкой: "Подготовка к незаконному переходу границы в особо тяжелом случае". Перевод - прямой, дурацкий, не знаю, право, как это литературно перевести.

5

Наказание Михаель Шлоссер отбывал в тюрьме "Gelbe Elend" - "Желтое Несчастье", в Баутцене. К счастью, буквально через полгода Западная Германия выкупила его у ГДР за 96 тысяч немецких марок.


Вот технические данные построенного самолетика, он сейчас на первом этаже музея выставлен. Все переводить не буду, напишу основное (для меня).

Длина: 5,25 м
Вес: 155 кг
Мощность: 36-48 лошадиных сил
Может перевозить груз весом 115 кг.

7

Пропеллер сделан из дерева, корпус - из чего пришлось.

8

9

Так самолет изнутри выглядит.

10


Еще немного общей информации. С 1945-го по 1950-й годы в ГДР существовало 10 "перевоспитательных" лагерей. Туда попадали недовольные новым режимом, молодежь из Вервольфа и прочие, вины которых было недостаточно, чтобы засадить в обычную тюрьму, но и на свободе оставлять без присмотра их тоже не стоило. В одном из этих лагерей сидела мама моей уже очень пожилой знакомой, Эльке. Мама сочувствовала нацистам, захотела после войны "перевоспитаться", сдала двоих детей в детский дом и пять лет провела в заключении. Эльке и брата распределили в разные заведения, искать друг друга им было запрещено всю жизнь. Мать - тоже, да Эльке и не хотела.

11

Звучит страшно, но один из исправительных лагерей находился в бывшем концентрационном лагере в Бухенвальде, там даже ничего перестраивать не стали.

12


14

Камера смертников.

15


16) С 1945-го по 1955-й год советский военный трибунал вынес 2000 смертных приговоров, из них 1200 приведены в исполнение. До 1953-го года к смертной казни приговорили еще 1000 мужчин и женщин, в основном, выходцев из ГДР. Все эти люди были перевезены в московскую Бутырку, там расстреляны и сожжены и похоронены на Донском кладбище. На стенах висят списки приговоренных, наверняка, не всех, фамилий должно быть гораздо больше.

16

Душевая и туалет.

17

18

19


Всего со дня основания тюрьмы Штази и до 1989-го года в этом здании сидело от 12 до 15 тысяч граждан ГДР, точное число неизвестно, поскольку многие документы уничтожены после падения Берлинской Стены. На фотографии ниже вы видите схему тюрьмы.

20


Это - план помещений, принадлежащих НКВД. Видите коридор под номером 1? Этот проход построили между 1952-м и 1954-м годом, он соединяет часть дома, принадлежащую Штази, с советской комендатурой, которая существовала до начала 50-х годов, и советской тюрьмой. На верхних этажах того же здания находился трибунал. Осужденных на длительные сроки отправляли в местные тюрьмы и в ГУЛАГ.

21


Пойдем в камеры.

С середины 70-х годов большинство заключенных жило в таких камерах на два человека. Обстановка была идентичная и с тех пор практически не менялась. Две деревянные кровати, матрасы, подушка и одеяло, постельное белье, маленький подвесной шкафчик для пластиковой посуды и принадлежностей для чистки зубов, раковина с краном с водопроводной водой, откидной столик. Большим плюсом было то, что в камерах появились батареи и туалеты со сливным бачком. В те годы в ГДР такая комплектация не была типична для всех тюрем.

23

24

Помещение для прогулки заключенных.

25

Наверху - тоже.

26

Так выглядят все три этажа тюрьмы.

27

Так называемая Schreibzelle - комната для написания писем. В камерах, где жили заключенные, писать было нельзя. Писали в специальной комнате по одиночке и под присмотром надзирателей.

28

Прямо в здание тюрьмы через те деревянные ворота въезжала машина для перевозки заключенных или подозреваемых.

29

Номера на машине - оригинальные.

Заглядываю в машину.

31

Внутри - шесть узких отсеков.

32

В каждом - места только на табуретке приткнуться.

33

Привезенных людей принимали в этой комнате. Их переодевали в полосатое нижнее белье, темный тренировочный костюм и домашние тапки или спортивную обувь без шнурков. Процедура приема была обычная: имя-фамилия, особые наклонности, состояние здоровья, как физического, так и психического... Ну, и так далее.

34

35

Так называемая арестантская.

36

После осмотра арестованного отводили в душ.

37

И в камеру. Эта - одиночная.

38


А эта - обычная. Наблюдение за заключенными проводилосьднем, и ночью. Заключенные должны были спать с непокрытым лицом, руки - лежать поверх одеяла. Каждые 15 минут в камеру входили проверяющие, зажигали на короткое время свет, чтобы посмотреть, все ли в порядке, если нет, громким голосом будили спящего.

39


40

41

А это - копии смертных листов с именами детей, умерших при родах или вскоре после них.

42

Решетками забраны все окна в здании, даже в тех помещениях, где расположены кабинеты военных и служащих.

43


44

45

46

Германская Демократическая Республика, или сокращенно ГДР, - страна, находящаяся в Центре Европы и обозначаемая на картах ровно 41 год. Это самая западная страна существовавшего в те времена социалистического лагеря, образованная в 1949 г. и вошедшая в состав ФРГ в 1990 г.

Германская Демократическая Республика

На севере граница ГДР проходила по Балтийскому морю, на суше она граничила с ФРГ, Чехословакией и Польшей. Ее площадь составляла 108 тысяч квадратных километров. Численность населения равнялась 17 миллионам человек. Столицей страны был Восточный Берлин. Вся территория ГДР была разделена на 15 округов. В центре страны находилась территория Западного Берлина.

Расположение ГДР

На небольшой по территории ГДР было море, горы и равнины. Север омывался Балтийским морем, которое образовывает несколько заливов и неглубоких лагун. С морем они соединяются при помощи проливов. Ей принадлежали острова, самые большие из них - Рюген, Узедом и Пель. На территории страны много рек. Самые большие - это Одер, Эльба, их притоки Хафель, Шпрее, Заале, а так же Майн - приток Рейна. Из множества озер самые крупные - Мюриц, Шверинер-Зее, Плауэр-Зее.

На юге страну обрамляли невысокие горы, значительно изрезанные реками: с запада Гарц, с юга-запада Тюрингский лес, с юга - Рудные горы с самой высокой вершиной Фихтельберг (1212 метров). Север территории ГДР располагался на Среднеевропейской равнине, южнее лежала равнина Макленбургского поозерья. Южнее от Берлина раскинулась полоса песчаных равнин.

Восточный Берлин

Он был восстановлен практически заново. Город был разделен на оккупационные зоны. После создания ФРГ восточная его часть вошла в ГДР, а западная часть являлась анклавом, со всех сторон окруженным территорией Восточной Германии. Согласно конституции Берлина (Западного), земля, на которой он был расположен, относилась к ФРГ. Столица ГДР была крупным центром науки и культуры страны.

Здесь располагались Академии наук и искусств, много высших учебных заведений. Концертные залы и театры принимали выдающихся музыкантов и артистов со всего мира. Множество парков и аллей служили украшением столицы ГДР. В городе были возведены спортивные сооружения: стадионы, бассейны, корты, площадки для соревнований. Самым известным парком для жителей СССР был Трептов-парк, в котором был установлен памятник воину-освободителю.

Крупные города

Преобладающая часть населения страны была городскими жителями. В небольшой по площади стране располагалось несколько городов, население которых превышало полмиллиона человек. Большие города бывшей Германской Демократической Республики, как правило, имели довольно древнюю историю. Это культурные и экономические центры страны. К самым крупным городам можно отнести Берлин, Дрезден, Лейпциг. Города Восточной Германии были сильно разрушены. Но больше всего пострадал Берлин, где бои шли буквально за каждый дом.

На юге страны располагались самые крупные города: Карл-Маркс-Штадт (Мейсен), Дрезден и Лейпциг. Каждый город ГДР был чем-то знаменит. Росток, расположенный на севере Германии, - это современный город-порт. Знаменитый на весь мир фарфор производили в Карл-Маркс-Штадте (Мейсене). В Йене находился знаменитый завод «Карл Цейс», на котором производили линзы, в том числе и для телескопов, здесь выпускали знаменитые бинокли и микроскопы. Еще этот город был знаменит своими университетами, научными заведениями. Это город студентов. В Веймаре когда-то жили Шиллер и Гетте.

Карл-Маркс-Штадт (1953-1990 гг.)

Этот город, основанный в XII веке в земле Саксония, носит теперь исконное название - Хемниц. Это центр текстильного машиностроения и текстильной промышленности, станкостроения и машиностроения. Город был полностью разрушен английскими и американскими бомбардировщиками и отстроен заново после войны. Остались небольшие островки старинных зданий.

Лейпциг

Город Лейпциг, расположенный в земле Саксония, до объединения ГДР и ФРГ был одним из крупнейших городов Германской Демократической Республики. В 32 километрах от него расположен другой крупный город Германии - Галле, который находится в земле Саксония-Анхальт. Вместе два города образовывают городскую агломерацию, численность населения которой составляет 1 100 тысяч человек.

Город с давних пор является культурным и научным центром Средней Германии. Он известен своими университетами, а также ярмарками. Лейпциг - один из самых развитых промышленных районов Восточной Германии. Со времен позднего Средневековья Лейпциг - это признанный центр книгопечатания и книготорговли Германии.

В этом городе жил и работал величайший композитор Иоганн Себастьян Бах, а также знаменитый Феликс Мендельсон. Город и сегодня славится своими музыкальными традициями. С давних времен Лейпциг является крупным торговым центром, до последней войны здесь проходили знаменитые пушные торги.

Дрезден

Жемчужина в ряду Германских городов - Дрезден. Сами немцы называют его Флоренцией на Эльбе, так как здесь много памятников архитектуры в стиле барокко. Первые упоминания о нем были зафиксированы в 1206 году. Дрезден всегда был столицей: с 1485 года - маркграфства Мейсен, с 1547 г. - курфюршества Саксонии.

Он расположен на реке Эльбе. В 40 километрах от него проходит граница с Чехией. Он является административным центром Саксонии. Его население насчитывает около 600 000 жителей.

Город очень пострадал от бомбардировок авиации США и Великобритании. Погибло до 30 тысяч жителей и беженцев, в большинстве своем стариков, женщин и детей. При бомбардировке сильно разрушены замок-резиденция, комплекс Цвингер, опера Земпера. Практически весь исторический центр лежал в руинах.

Чтобы восстановить архитектурные памятники, после войны все уцелевшие части зданий были разобраны, переписаны, пронумерованы и вывезены за город. Все, что не подлежало восстановлению, было расчищенно.

Старый город представлял собой ровную площадку, на которой постепенно было восстановлено большинство памятников. Правительство ГДР выступило с предложением о возрождении старого города, которое длилось практически сорок лет. Для жителей были построены вокруг старого города новые кварталы и проспекты.

Герб ГДР

Как и у любой страны, в ГДР был свой герб, описанный в 1 главе конституции. Герб Германской Демократической Республики представлял собой наложенные друг на друга золотые молот, воплощающий рабочий класс, и циркуль, олицетворяющий интеллигенцию. Они были окружены золотым венком пшеницы, олицетворяющим крестьянство, перевитыми лентами национального флага.

Флаг ГДР

Флаг Германской Демократической Республики представлял собой вытянутое полотнище, состоящее из четырех равной ширины полос, окрашенных в национальные цвета Германии: черный, красный и золотой. Посередине флага располагался герб ГДР, что и отличало его от флага ФРГ.

Предпосылки образования ГДР

История ГДР охватывает очень короткий промежуток времени, но она до сих пор с большим вниманием изучается учеными Германии. Страна находилась в жесткой изоляции со стороны ФРГ и всего западного мира. После капитуляции Германии в мае 1945 г. существовали оккупационные зоны, их было четыре, так как прежнее государство прекратило свое существование. Вся власть в стране, со всеми функциями управления, формально перешла к военным администрациям.

Переходный период осложнялся тем, что Германия, особенно ее восточная часть, где сопротивление немцев было отчаянным, лежала в руинах. Варварские бомбардировки авиации Великобритании и США преследовали цель запугать мирное население городов, которые освобождались советской армией, превратить их в груду руин.

Кроме того, не было согласия между бывшими союзниками в отношении видения будущего страны, именно это и привело впоследствии к созданию двух стран - Федеративной Республики Германии и Германской Демократической Республики.

Основные принципы восстановления Германии

Еще на Ялтинской конференции рассматривались основные принципы восстановления Германии, которые были позднее полностью согласованы и утверждены на конференции в Потсдаме странами-победителями: СССР, Великобританией и США. Они также были одобрены странами, участвовавшими в войне против Германии, в частности Францией, и содержали следующие положения:

  • Полное разрушение тоталитарного государства.
  • Полное запрещение НСДАП и всех организаций, связанных с ней.
  • Полная ликвидация карательных организаций рейха, таких как СА, СС, служб СД, так как их признали преступными.
  • Полностью была ликвидирована армия.
  • Отменялись расовые и политические законодательные акты.
  • Постепенное и последовательное проведение денацификации, демилитаризации и демократизации.

Решение германского вопроса, в который входил мирный договор, возлагалось на Совет министров стран победителей. Государствами-победителями 05.06.1945 г. обнародована Декларация о поражении Германии, согласно которой страна была поделена на четыре оккупационные зоны, управляющиеся администрациями Великобритании (самая большая зона), СССР, США и Франции. Также на зоны была разбита столица Германии - Берлин. Решение всех вопросов возлагалось на контрольный Совет, в него входили представители победивших стран.

Партии Германии

В Германии для восстановления государственности было разрешено образование новых политических партий, которые носили бы демократический характер. В восточном секторе акцент был сделан на возрождение Коммунистической и Социал-демократической партии Германии, которые вскоре объединились в Социалистическую Единую партию Германии (1946 г.). Ее целью было построение социалистического государства. Это была правящая партия в Германской Демократической Республике.

В западных секторах основной политической силой стала образованная в июне 1945 года партия ХДС (христианско-демократический союз). В 1946 году в Баварии по этому принципу образован ХСС (христианско-социальный союз). Их основной принцип - это демократическая республика, основанная на рыночном хозяйствовании на правах частной собственности.

Политические противостояния по вопросу послевоенного устройства Германии между СССР и остальными странами коалиции были настолько серьезными, что дальнейшее их усугубление привело бы или к расколу государства, или к новой войне.

Образование Германской Демократической Республики

В декабре 1946 года Великобритания и США, проигнорировав многочисленные предложения СССР, объявили об объединении двух своих зон. Ее сокращенно стали называть «Бизония». Тому предшествовал отказ советской администрации поставлять сельскохозяйственные продукты в западные зоны. В ответ на это были прекращены транзитные перевозки оборудования, вывезенного с фабрик и заводов Восточной Германии и находящегося в Рурской области, в зону СССР.

В начале апреля 1949 г. к «Бизонии» присоединяется и Франция, в результате чего образовалась «Тризония», из которой впоследствии была образована Федеративная Республика Германии. Так западные державы, вступив в сговор с крупной германской буржуазией, создали новое государство. В ответ на это в конце 1949 года создается Германская Демократическая Республика. Ее центром и столицей стал Берлин, вернее его советская зона.

Народный Совет был реорганизован временно в Народную Палату, которой была принята Конституция ГДР, прошедшая всенародное обсуждение. 11.09.1949 г. избран первый президент ГДР. Это был легендарный Вильгельм Пик. В это же время временно создано правительство ГДР, которое возглавил О. Гротевол. Все функции по управлению страной военная администрация СССР передала правительству ГДР.

Советский Союз не желал раздела Германии. Им неоднократно выносились предложения по объединению и развитию страны в соответствии с Потсдамскими решениями, но они регулярно отклонялись Великобританией и США. Даже после раздела Германии на две страны Сталин выносил предложения по объединению ГДР и ФРГ при условии соблюдения решений Потсдамской конференции и не втягивания Германии ни в какие политические и военные блоки. Но западные государства ответили на это отказом, проигнорировав решения Потсдама.

Политический строй ГДР

Форма правления страной носила принцип народной демократии, в которой действовал двухпалатный парламент. Государственный строй страны было принято считать буржуазно-демократическим, в котором проходили социалистические преобразования. В состав Германской Демократической Республики вошли земли бывшей Германии Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания.

Нижняя (народная) палата избиралась всеобщим тайным голосованием. Верхняя палата носила название Земельной палаты, исполнительный орган - правительство, которое составляли премьер-министр и министры. Оно формировалось путем назначения, которое проводила самая большая фракция Народной палаты.

Административно-территориальное деление состояло из земель, состоящих из районов, делящихся на общины. Функции законодательных органов выполняли ландтаги, исполнительными органами были правительства земель.

Народная палата - высший орган государства - состояла из 500 депутатов, которых тайным голосованием избирал народ сроком на 4 года. Она была представлена всеми партиями и общественными организациями. Народная палата, действуя на основе законов, принимала важнейшие решения по развитию страны, занималась отношениями между организациями, соблюдением правил сотрудничества граждан, государственных организаций и объединений; принимала главный закон - Конституцию и остальные законы страны.

Экономика ГДР

После раздела Германии экономическое состояние Германской Демократической Республики (ГДР) было очень тяжелым. Эта часть Германии очень сильно была разрушена. Оборудование заводов и фабрик было вывезено в западные сектора Германии. ГДР была попросту оторвана от исторических сырьевых баз, большинство которых находились в ФРГ. Не хватало таких природных ископаемых, как руда и каменный уголь. Мало было специалистов: инженеров, руководящих работников, которые уехали в ФРГ, напуганные пропагандой о жестокой расправе русских.

С помощью Союза и других стран содружества экономика ГДР постепенно стала набирать обороты. Восстанавливались предприятия. Считалось, что сдерживающим фактором развития экономики служило централизованное руководство и плановая экономика. Следует учесть, что восстановление страны проходило в изоляции от западной части Германии, в атмосфере жесткого противостояния двух стран, открытых провокаций.

Исторически сложилось так, что восточные районы Германии были по большей части сельскохозяйственными, а в западной части ее, богатой каменным углем и залежами металлических руд, была сосредоточена тяжелая промышленность, металлургия и машиностроение.

Без финансовой и материальной помощи Советского Союза добиться скорого восстановления промышленности было бы невозможно. За потери, которые понес СССР в годы войны, ГДР выплачивала ему репарационные платежи. С 1950 года их объем был уменьшен вдвое, а в 1954 году СССР отказался от их получения.

Внешнеполитическая обстановка

Символом непримиримости двух блоков стало возведение Германской Демократической Республикой берлинской стены. Восточный и западный блоки Германии наращивали свои военные силы, участились провокации со стороны западного блока. Дело доходило до открытых диверсий и поджогов. На полную мощь работала пропагандистская машина, используя экономические и политические трудности. ФРГ, как и многие страны Западной Европы, не признавала ГДР. Пик обострения отношений пришелся на начало 1960-х годов.

Так называемый «германский кризис» возник еще и благодаря западному Берлину, который, юридически являясь территорией ФРГ, находился в самом центре ГДР. Граница между двумя зонами была условной. В результате противостояния блоков НАТО и стран, входящих в Варшавский блок, Политбюро СЕПГ принимает решение о строительстве вокруг западного Берлина границы, которая представляла собой железобетонную стену длиной 106 км и высотой 3,6 м и ограждение из металлической сетки длиной 66 км. Она простояла с августа 1961 г. до ноября 1989 г.

После слияния ГДР и ФРГ стена была снесена, остался только небольшой участок, ставший мемориалом «Берлинская стена». В октябре 1990 года ГДР вошла в состав ФРГ. История просуществовавшей 41 год Германской Демократической Республики интенсивно изучается и исследуется учеными современной Германии.

Несмотря на пропагандистскую дискредитацию этой страны, ученые прекрасно понимают, что она дала западной Германии очень много. По ряду параметров она превзошла своего западного брата. Да, радость воссоединения была для немцев неподдельной, но умалять значение ГДР, одной из самых развитых стран Европы, не стоит, и многие в современной Германии это отлично понимают.