Блог

Театрализованное представление «Ангара — дочь Байкала. Внеклассное мероприятие "путешествие вокруг байкала" Сценарий мероприятие в школе посвященное дню байкала

Байкал — это уникальное озеро, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего человечества.Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно - красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого, кто хотя бы раз побывал в этих чудных местах. Озеро Байкал расположено в России, на территории Иркутской области и Бурятской Республики. Байкал - слово тюркское и происходит оно от «Бай куль», что означает «богатое озеро». А буряты называют Байкал - «Байгал-далай», что означает «Байкал-море».

Ученые до сих пор спорят о происхождении Байкала.С одной стороны, считается, что ему 25-35 млн. лет, с другой - озёра столько не живут из-за их заиления. В последние годы большое внимание всего нашего народа привлекают проблемы использования богатств и охраны природы озера Байкал. Интерес к уникальному во многих отношениях сибирскому озеру возрастает год от года.

В городской библиотеке № 2 прошло мероприятие в форме экологического вестника «Грозы и грёзы Байкала», посвящённое уникальности природы Байкала, его неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Мероприятие посетили молодые люди из «Центра молодёжных проектов». Ребята с интересом послушали историю названия озера, вспомнили, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с геологией и геоморфологией озера, (кстати, ученые до сих пор не пришли к общему единому мнению о происхождении котловины озера Байкал: одни считают, что это тектонический разлом, другие - что впадина озера - результат медленного прогибания земной коры), с его климатом, богатым и разнообразным, во многом эндемичным животным и растительным миром. Байкал обрамлён ореолом живописнейших гор и сопок. Это удивительное озеро нередко называют морем. Байкал является самым большим хранилищем пресной воды. Интересно, если бы исчезли вдруг все источники питьевой воды и остался только один Байкал, то все люди земного шара, пользуясь его водой, смогли бы жить почти полвека. Ведь в нем сосредоточено около 1/5 или 20 % мировых запасов пресной воды и 4/5 запасов пресной воды нашей страны. Как озеро, так и его окрестные территории сохраняют вокруг себя неповторимую флору и фауну. Западное побережье Байкала скалистое и обрывистое, а восточное более пологое. Берег озера покрывает вечно зелёный ковёр могучей тайги. Такое разнообразие рельефа обеспечивает прибежищем ловкого соболя и пернатых хищников - орлов, а также уникального пресноводного тюленя, или нерпы, которая занесена в Красную книгу. Обитателями лесов возле Байкала являются ондатры, бурые медведи, белки, бурундуки, суслики, сурки, лисы, волки, зайцы. Воды Байкала наполнены разнообразными видами рыб, самые известные: живородящая рыба голомянка, осетр, омуль, сиг. Уникальное по своей природе озеро имеет живописные скалистые острова. Их на Байкале около 30. Самый маленький остров называется Модотой. Ольхон является самым большим. Местные жители называют его Ойхон. В переводе с бурятского это слово звучит как «лесочек» или «немного лесистый». Ольхон называют сердцем Байкала. Чистый воздух и прозрачная вода озера, минеральные источники привлекают множество туристов. Озеро Байкал с уникальным органическим миром может раскрыть тайны эволюции животных и растений.

Но к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти озеро Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Присутствующие молодые люди активно участвовали в обсуждении экологических проблем Байкала, восхищаясь красотой и неповторимостью озера, высказывали предложения о том, что можно сделать для сохранения Байкала. Многие ребята предлагали конкретные природоохранные мероприятия: регулировать рубку леса в бассейнах рек, впадающих в озеро, создавать плакаты-предупреждения, запретить молевой сплав древесины по рекам, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, ребята пришли к выводу, что только разумное, основанное на современных технологиях, освоение природных ресурсов Байкала поможет получить экономические выгоды и сохранить эту природную святыню для наших потомков, а также пообещали бережнее и внимательнее относиться к природе вообще, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

Сценарий Славное море – священный Байкал

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу.

Программное содержание:
Цель :

Продолжать знакомить детей с озером Байкал его обитателями, дать некоторые исторические знания о Байкале; расширять словарный запас; воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири.

Задачи:
Образовательные: Закрепить знания о родном крае его достопримечательности озере Байкале; продолжать знакомить с разнообразием родной природы; формировать представление детей о том, что человек часть природы и что он должен беречь и защищать ее; ознакомление с новым музыкальным материалом «Песня о озере нашего региона»-прослушивание.

Развивающие: Развивать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи,делать обобщение; вызвать интерес к познанию флоры и фауны родного края; развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, умение работать сообща, оказывать друг другу помощь при изготовление коллажа; развивать логическое мышление, речь детей через пояснение и обоснование своего ответа.

Воспитательные: Воспитывать любовь к своей Родине, к своему сибирскому краю; формировать трепетное отношение и гордость за свою малую Родину; воспитывать умение работать в группе.

Словарная работа: Шаман-камень,сибиряки,коллаж
Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир); видеосюжет о Байкале; запись песни «Славное море-Священный Байкал»;ватман, клей,вырезанные рисунки; салфетки;кисточки; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр презентации «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр,
Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара,дети

Ход развлечения (пока читаю легенду на экране показывают слайда Ангара, Байкала,Енисея, Шаман-камня)
Звучит песня «Славное море - священный Байкал»

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое. В старые времена могучий Байкал был весёлым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.
Красивее её не было на земле.
Днём она светла - светлее неба, ночью темна - темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили её. Даже перелётные птицы гуси, лебеди, журавли спускались низко, но на воду садились редко. Они говорили:
- Разве можно светлое чернить?
Старик Байкал берёг дочь пуще своего сердца. Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.
Проснулся отец гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.
Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от неё скалу и бросил вслед убегающей дочери.
Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:
- Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды...
Байкал гневно крикнул:
- Я могу дать только свои слёзы!..
Сотни лет течёт Ангара в Енисей водой-слезой, а седой и одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую он бросил вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: "Байкал разгневается сорвёт Шаманский камень, вода хлынет и зальёт всю землю"
Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся... Воспитатель: Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Звучит тревожная музыка, входит Байкал.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Воспитатель: А сейчас Батюшка Байкал послушай наши стихи.(Дети читают стихи)

1 .Озер так много есть на свете,
Байкал же краше всех из них!
Вода чиста, и свеж твой ветер.
Там шепот сосен вековых...(Эля)

2 . Что за красоты Сибирь утаила?
Озеро пресное нам подарила!
Славный Байкал - он огромный, как море,
Сколько таится в огромном просторе!(Саша Ш)
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас к нам в гости
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас приготовили. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки. Но для начала надо размяться.

Массовый танец «Опаньки»

Байкал: И так в путь!
1-е задание.
Воспитатель: Ребята посмотрите на экран здесь 4 разных озера одно из них Байкал давайте найдем его среди других. «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру»(предлагается несколько контуров на экране.Вызываю детей.

Воспитатель:Ребята молодцы справились с первым заданием. Задание 2 Ребята! Нам Байкал подарил свой камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.

Воспитатель: Молодцы здорово поиграли. А давайте мы сейчас с вами немножко отдохнем.

Физминутка

Задание 3.
Воспитатель: Ребята, вы хорошо знаете свой край? Так вот следующее задание. Байкал приготовил для вас вопросы и мы сейчас поиграем в мини-викторину Ваша задача ответить на вопросы. Для этого нам нужно разделиться на две команды.(В это время Байкал и Ангара по очереди раздают детям жетончики за правильные ответы)
1.Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
2.Какие съедобные ягоды растут на Байкале?(Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.)
3.Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.)

4.сколько лет Байкалу? (35 млн)

5.Что означает слово «Байкал (Богатое озеро)

6.Назовите основное полезное ископаемое озера(вода)

7. . Какие крупные млекопитающие водится в Байкале? (Нерпа)

8. На каких глубинах в Байкале есть жизнь?(везде)

Воспитатель: Дорогой Байкал, ребята знают частушки про тебя, хочешь послушать?

Байкал: Конечно, с удовольствием послушаю со своей дочерью Ангарой.

Частушки
1.На Ольхоне мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Сема)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Звали в гости за Байкал, (Олеся.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная..
4. Мы купаемся в Байкале. (Эля.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

Воспитатель: Задание 4 Молодцы ребята.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас мы их вспомним. Сейчас на экране будут появляться картинки растений и животных а ваша задача их узнать и назвать.(На экране появляется изображение с незнакомым для детей рыбы воспитатель знакомит детей с ней.)

Презентация на экране растений птиц и животных Байкала(фоновая музыка)

Воспитатель: Молодцы вы хорошо знаете растительный и животный мир Байкала.

Подвижная игра, связанная с животными или растениями

Воспитатель: Задание 5 Ребята я вам сейчас прочту стихотворение а вы его внимательно послушайте и потом ответите мне на несколько вопросов.

Люблю природу русскую.
Хочу сберечь от всех
Её творенья чудные
Дающие успех.

Друзья мои, товарищи,
Хочу я вам сказать:
«Давайте станем дружненько
Природу защищать!»
Не будем больше мусорить Следить за ней всегда.
И будет благодарна
Нам матушка-земля!
И будем мы наказывать
Вредителей таких...
Природу защищать
Учить мы будем их.
И будет она пышная
Цвести, благоухать.
Природу наша русская
Век будет процветать.

Воспитатель: Ребята вам понравилось стихотворение?(ответы детей)О чем в нем говорится?(ответы детей),

А сейчас мы с вами вспомним правила поведения на природе. Давайте с вами поиграем в игру игра называется »да-нет» Я вам читаю вопросы если вы согласны со мной то хлопаете в ладоши если нет топаете ногами.(предлагаю детям встать)

Воспитатель: Ребята как вы думаете почему и для чего нужно беречь природу? Кому нужна природа?(ответы детей) Давайте подарим красивую песню Байкалу и Ангаре, которая называется «Разноцветная планета».

Песня «Разноцветная планета»

Воспитатель: Ну вот теперь вы точно доказали что вы настоящие сибиряки.
(выходят дети рассказывают стихи)

1 ребёнок: Никита Б.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Влад
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Полина.
А что это такое, все время не в покое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!(все вместе)

Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.

Воспитатель: Да, дети любят и уважают природу родного края, дружат с животными, птицами и насекомыми.

Танец «Дружба»

Воспитатель: Задание 6 А мы Байкал тебя просто так с пустыми руками не отпустим мы приготовим для тебя подарок. Ребятам давайте сделаем для Байкала коллаж. У меня есть Лист на нем изображено озера Байкал лес, но здесь чего то не хватает. Как вы думаете чего?(ответы детей)предлагаю детям сделать коллаж.

Воспитатель: Байкал посмотри какой мы сделали для тебя подарок.

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня» Славное море-Священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят

«Не на карте надо искать великое озеро, надо искать его в себе…»
(И. Широбоков)

Найдется ли хотя бы один человек, не пож елавший увидеть своими глазами Байкал? Об озере мы впервые узнаем еще в детском возрасте. И в детском воображении возникает тот таинственный уголок земли, который манит к себе своими чудесами, загадками и невиданной непостижимой красотой.

Байкал - это уникальное место, одно из неповторимых чудес планеты, поистине природная святыня не только россиян, но и всего мира. Оно знаменито своей геологической древностью и оригинальными формами животного и растительного мира, происхождение которых до конца ещё не разгадано. Огромные размеры и глубина этого озера, удивительно чистая и прозрачная вода, соперничающая по своему цвету то с лучшими кристаллами аквамарина, то с изумрудом, то с небесной лазурью, сказочно-красивые берега производят неизгладимое впечатление на каждого из нас.

День Байкала в 2018 году отмечается 7 сентября. К этой дате работники МКУК «Межпоселенческая центральная библиотека» подготовили для детей экологическое путешествие «Байкал - озеро хрустальной чистоты», включающее демонстрацию фотосюжетов о Байкале, экологическую викторину «Царство славного Байкала». Мероприятие было посвящено неповторимой флоре и фауне, а также существующим серьёзным экологическим проблемам, которые наносят огромный вред удивительному озеру и медленно его уничтожают. Ребята с интересом слушали историю названия, его происхождение. Узнали, что оно является объектом Всемирного природного наследия и имеет статус озера-заповедника, познакомились с его климатом, богатым и разнообразным, животным и растительным миром.

Но, к сожалению, в связи с развитием промышленности в Сибири, в том числе в районах, прилегающих к Байкалу, сооружением ряда крупных предприятий деревообрабатывающей, лесохимической и других отраслей, а также цветной металлургии, зачастую с грубыми нарушениями экологической обстановки, над уникальным озером нависла смертельная угроза. Спасти Байкал от загрязнения - неотложная задача нашего времени. Многие участники встречи предлагали конкретные природоохранные мероприятия: прекратить вырубку леса на берегах, создавать плакаты-предупреждения, построить очистные сооружения на предприятиях, поднять экологическую культуру населения. Обсуждая серьёзные экологические проблемы, присутствующие пришли к выводу, что надо внимательнее относиться к природе, ведь от каждого из нас зависит сберечь или разрушить окружающий нас мир.

После мероприятия школьники познакомились с литературой об уникальном озере. В фонде библиотеке представлено более 50 источников информации о Байкале. Из книг «Легенды и тайны Байкала», «Что в имени твоем Байкал» С.А. Гурулева, «Байкал в легендах и тайнах», О.К. Гусева «Священный Байкал», В. Богданова можно получить информацию об истории Байкала, его воде, ветрах, островах, реках.

Узнать об исследователях и исследованиях можно из книг П.А. Кардашевской «Исследователи Байкала», А.И. Голенковой «Следопыты Байкала». Про заповедники Байкала рассказывают книги С. Устинова «Заповедник на Байкале», «Байкал, Баргузинский заповедник». В библиотеке очень много альбомов, в которых представлены фотографии и статьи всех завораживающих своей красотой мест, окружающих Байкал на русском и английском языках: бухты, мысы, народы и традиции, животные, растения и другая информация. Большая часть литературы посвящена экологическим проблемам и вопросам охраны озера Байкал.

Навигация по записям

Книги А.Ф. Карнаухова

 

    «Всполохи души поющей» посвящены любовной лирике. Стихи, напечатанные в книге, пробуждают надежды на доброе будущее. В них просматривается неиссякаемая вера человека в силу любви, способную облагородить его и мир, придать им импульс к процветанию и развитию.

    Рассказ «Там, где гнездятся орлы» - о гордых и красивых птицах, с могучим размахом крыльев, самоотверженной и преданной любовью; о гордых и красивых людях, с их могучим размахом дел и свершений, с их мужеством и любовью к суровой сибирской природе.

    Стихи, напечатанные в книге «Звездные мерцания», - это стихи о Родине, любви и красоте человеческой жизни. Лирика, посвященная великим людям земли, а также размышления на библейские и мифологические темы.

    Сборник стихов «Геометрия жизни» - о любимом селе Невон, что расположен на берегу Ангары, о семье автора. Есть стихи, посвященные трудным годам Великой Отечественной войны, когда не только взрослые, но и дети вносили свой посильный вклад в копилку общей победы. Автор уделил в своих стихах должное внимание великим поэтам земли, историческим событиям, а также проблемам, волнующим мыслящего человека.

    В основу рассказа «Лихая» положен действительный факт, произошедший в Великую Отечественную войну с рядовым кавалеристом Егором, родом из деревни Невон. Большинство действующих лиц, упомянутых в рассказе, - реальные люди.

    В сборнике «Таёжный хмель» отражены впечатления автора от охоты, природы, тайги. Стихи отличаются самобытностью, присущей жителям таежного края.

    «Палитра времени» - пятая поэтическая книга Анатолия Карнаухова. В ней автор рассказывает о своей любви к малой родине и к окружающему миру. Стихи и поэмы, размещенные в книге, наполнены чувствами патриотизма и духовности. В них отражается глубокая вера автора в добро и справедливость, в чувство прекрасного и непреходящего.

Новые поступления

 

    В издании представлены избранные страницы дневников выдающегося русского путешественника Н.М. Пржевальского, которые являют собой увлекательный рассказ об экспедициях в Уссурийский край, Монголию, Китай, пустыню Гоби и в Тибет. Заповедная уссурийская тайга, голые монгольские степи, диковинные ландшафты Китая, опасные горные тропы ламаистского Тибета, иссушающая жара пустынь Гоби и Такла-Макан - все это он прошел, и не раз, чтобы крепче связать с Россией ее собственные дальневосточные окраины. Благодаря его неутомимым усилиям Монголия, Китай и Тибет стали ближе России. Н.М. Пржевальский был избран почетным членом Русского географического общества. Уже после первой экспедиции в Центральную Азию он был удостоен Константиновской медали Русского географического общества, стал почетным доктором нескольких университетов, а после третьей экспедиции заслуги Пржевальского признало все мировое сообщество. Это богато иллюстрированное издание повествует о приключениях и экстремальных происшествиях, подстерегающих путешественников в диких экзотических уголках Земли.

    Именем знаменитого русского мореплавателя, капитан-командора Витуса Йонассена Беринга (1681-1741) названы пролив, море, архипелаг и остров. В книге собраны документы и отчеты участников Первой (1725-1730) и Второй (1734-1742) Камчатских экспедиций, подробно рассказывающие о ходе исследований в сложных, подчас смертельно опасных условиях походов в малоизведанные районы Сибири и Дальнего Востока. В уникальное издание, кроме документов экспедиций и сочинений их участников: Свена Вакселя, Г. Миллера и С.П. Крашенинникова, вошли также обзорные труды историка российского флота и морских географических открытий В.Н. Верха и немецкого географа Ф. Гельвальда. Благодаря героизму и самоотверженности российских первопроходцев отечественная географическая наука обогатила человечество бесценными знаниями о далеких землях. Дополняющий повествование визуальный ряд, представленный сотнями карт, черно-белых и цветных старинных картин и рисунков, позволит, читая о событиях, живо представить себе обстановку, в которой они происходили.

    Книга «Фрегат „Паллада“» Ивана Александровича Гончарова (1812-1891) - явление в своем роде уникальное. Ни один из классиков русской литературы, ни до ни после Гончарова, не участвовал в подобном путешествии. 160 лет назад снялся с якоря и покинул кронштадтский рейд фрегат «Паллада». Судьбе было угодно, чтобы на этом корабле в одно из самых выдающихся путешествий отправился замечательный мастер слова И.А. Гончаров. Два с половиной года, тысячи километров по суше и по морю двигалась ответственная дипломатическая миссия через Британию, Мадейру, Атлантику, Южную Африку, Индонезию, Сингапур, Японию, Китай, Филиппины. Иван Гончаров осознавал свой долг перед читателями и необходимость описать путешествие, и уже через два месяца после возвращения появились первые очерки об экспедиции, а через два года вышло в свет первое полное издание «Фрегата „Паллада“», которое выдержало множество переизданий и сегодня представлено на суд современного читателя в этой книге.

    Захватывающий рассказ об удивительном путешествии, предпринятом в 60-х - начале 70-х годов XV в. отважным русским купцом Афанасием Никитиным в далекую загадочную Индию, составляет основу этой книги. Уникальный литературный памятник «Хождение за три моря» продолжает полюбившуюся читателям серию «Великие путешествия». В Приложениях даны интереснейшие рассказы о странствиях, совершенных в разные годы «до и после Никитина» в те же районы Индии и сопредельных стран. Благодаря этому настоящий том отличается поразительной фактической насыщенностью и изобилием материала. Многочисленные старинные изображения описываемых мест дают наглядное представление о том, какими они были 500 лет назад. Издание адресовано всем, интересующимся драматической историей географических открытий и старинной восточной экзотикой.

    «Открытие Антарктиды» - это подробный путевой дневник, который вел выдающийся российский флотоводец Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен во время своего знаменитого кругосветного плавания (1819-1821). За эти годы два российских шлюпа - «Восток» и «Мирный» - исследовали Антарктиду, последнюю неоткрытую до того часть света, континент-загадку, в самом существовании которого многие сомневались.
    Книга Ф.Ф. Беллинсгаузена и сегодня, спустя почти 200 лет после написания, захватывает и увлекает не только изобилием ярких запоминающихся подробностей, но и самой личностью автора. Беллинсгаузен живо отзывается на все случившееся в чужеземных портах и в открытом море, выразительно характеризует участников экспедиции, с особенной теплотой пишет о своем верном помощнике - командире «Мирного» М.П. Лазареве. Благодаря открытиям Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева российская географическая наука приобрела мировое значение и дала мощный импульс организации самой знаменитой отечественной исследовательской организации XIX века - Русского географического общества. Десятки цветных и более трех сотен старинных черно-белых картин и рисунков не просто украшают книгу - они позволяют буквально заглянуть в прошлое, увидеть экспедицию глазами ее участников.

    Путешествие в Тянь-Шань - увлекательно, популярно и с юмором написанные воспоминания великого русского путешественника, ученого и общественного деятеля Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского о его выдающемся научном подвиге - экспедиции 1856-1857 гг. в абсолютно неизвестную до того науке высокогорную страну на стыке Центральной Азии и Китая: Тянь-Шань по-китайски означает Небесные горы. Книга изобилует живыми подробностями об уникальной природе региона, о внешнем виде, быте и нравах населения, о встречах с замечательными людьми, в том числе и со старыми друзьями среди прочих - с отбывавшим ссылку в Семипалатинске Ф.М. Достоевским, с которым автор был знаком по кружку Петрашевского. Книга прекрасно оформлена и богато иллюстрирована картинами, рисунками и старинными фотографиями; рассчитана на всех, кто интересуется географией и историей России, содержательными и достоверными рассказами об экзотических уголках Земли.

    В плеяде российских мореплавателей Василий Михайлович Головнин (1776-1831) занимает особое место. Вице-адмирал, член-корреспондент Петербургской Академии наук, он внес значительный вклад во все области военно-морского дела, много сделал для организации и строительства российского флота, известен как талантливый ученый и писатель, воспитал целую плеяду отважных русских мореплавателей: Ф.П. Литке, Ф.П. Врангеля, Ф.Ф. Матюшкина и других. Именем Головнина названы мыс на юго-западном берегу Северной Америки - бывшей «Русской Америки», гора на острове Новая Земля, пролив в гряде Курильских островов, залив в Беринговом море.
    Всегда вопреки обстоятельствам и судьбе - такой была жизнь Головнина и таким стало его кругосветное путешествие на шлюпе «Диана». Отдав долг Родине, Василий Михайлович выполнил свои «обязательства» и перед читающей публикой, открыв в книге «Записки в плену у японцев» загадочный мир Японии и ее обитателей. Уникальный материал о неведомой тогда стране и ее народе плюс блестящий литературный талант - неудивительно, что книга Головнина получила массу восторженных отзывов и была переведена на многие европейские языки. Как и все издания серии «Великие путешественники», книга В. М. Головнина великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций, позволяющих взглянуть на описываемые автором страны и народы глазами первооткрывателей.

    «Путешествие по Сибири и Ледовитому морю» адмирала Фердинанда Петровича Врангеля - географический бестселлер середины XIX века: его европейские переводы появились раньше первого русского издания! Совершивший три кругосветных путешествия знаменитый русский мореплаватель и полярный исследователь написал книгу, полную прекрасных описаний природных богатств Сибири, быта и нравов населявших ее народов, пережитых в экспедициях опасностей и испытаний. В соответствии с замечательной традицией серии «Великие путешествия» предлагаемая вниманию читателей книга украшена сотнями старинных цветных и черно-белых иллюстраций, позволяющих буквально увидеть то, о чем так захватывающе рассказывает автор.

    Знаменитый русский путешественник и этнограф Н. Н. Миклухо-Маклай открыл цивилизованному миру уникальную природу Новой Гвинеи и экзотическую культуру населявших ее аборигенов. В своих дневниках он рассказал о жизни и приключениях среди диких племен Берега Маклая (названного так еще при жизни исследователя), загадочной «Папуазии», на берег которой он сошел с трапа корабля.
    В том избранных произведений выдающегося русского этнографа вошли дневниковые записи и статьи, в которых рассказывается о посещениях Новой Гвинеи в 70-х годах XIX века, о жизни среди аборигенов, об изучении природы и населения этого района Меланезии.

    В 1900 г. молодой российский корреспондент Дмитрий Янчевецкий по заданию газеты «Новый край» отправился в Китай, чтобы своими глазами увидеть экзотическую страну и описать великое восстание, потрясшее Поднебесную империю. Записи, сделанные Дмитрием Янчевецким во время этого опасного путешествия, легли в основу потрясающе достоверной, уникальной книги, которая откроет перед читателем картины столкновения средневекового и нового Китая, события, ставшего отправной точкой удивительных преобразований древней страны.
    В приложении публикуется блестящая книга Александра Верещагина «В Китае». Мнение профессионального военного о событиях начала XX века интересно прежде всего тем, что в поверженном, разрушенном, разделенном Китае автор увидел зарождающееся величие этой страны и впервые в европейской истории предсказал ее будущее могущество. Как и все издания серии «Великие путешествия», эта книга великолепно оформлена и насыщена большим количеством редких иллюстраций и фотографий очевидцев описываемых событий.

12 сентября в Иркутской области отметили День Байкала. К этому дню сотрудники Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева подготовили много интересных и познавательных мероприятий.

«Байкал – священный дар природы» – под таким названием во второе воскресенье сентября состоялся экологический час, посвященный озеру, внесенному в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Все, кто пришел в библиотеку в этот день, совершили виртуальное путешествие на Байкал. Юные читатели и их родители слушали легенды о самом удивительном озере, узнали, отчего вода в Байкале самая прозрачная и чистая. «Погружаясь» в глубины озера, ребята сделали множество открытий: познакомились с разнообразными водными организмами, обитающими на различной глубине – от самой поверхности до максимальных глубин: с нерпой, голомянкой, пресноводными губками, а также с уникальными растениями, которые вместе с планктонными организмами отвечают за чистоту байкальской воды. С увлечением наши читатели отвечали на вопросы викторины, рассматривали живописные фотографии. И конечно, все были едины во мнении, что Байкал, этот бесценный дар природы, нуждается в постоянной защите.

Сотрудники отдела краеведения ко Дню Байкала провели эколого-просветительскую акцию «Чтобы дети больше знали о своем родном Байкале». Мероприятия акции проходили в течение всей недели, предшествующей празднику.

Для учащихся 5–9-х классов школы № 46 был проведен цикл мероприятий «Байкал – заповедная совесть страны», в ходе которых ребята обсудили, какие беды угрожают Байкалу и чем мы можем помочь уникальному озеру. Беседа сопровождалась показом CD-диска «Мир Байкала», содержащего большое количество ярких фотографий, в том числе снимки Байкала из космоса. Ребята также познакомились с системой заповедных территорий Байкала и совершили мультимедийную экскурсию по Байкало-Ленскому заповеднику.

Учащиеся младших классов совершили театрализованное путешествие «Ты рядом с нерпою постой, наполни сердце добротой». Ребятам были показаны фрагменты из научно-популярных видеофильмов «Животный мир байкальских побережий и гор» и «Глаза в глаза с байкальской нерпой», знакомящих с заповедными Ушканьими островами, где находятся лежбища байкальского тюленя, а также с обитателями иркутского нерпинария. А закончилось мероприятие кукольным представлением по «Экологически чистым сказкам с берега Байкала» иркутской писательницы, биолога Софьи Бунтовской.

10 сентября в школе № 17 для учащихся 3-х классов был проведен урок «Байкал – заповедная совесть страны». В этот же день ребята из коррекционной школы № 5 стали участниками литературно-театрализованного праздника «Много есть легенд, откуда появилось это чудо», который состоялся в краеведческом отделе библиотеки. Ребята посмотрели кукольный спектакль по мотивам легенд о Байкале и Ангаре, узнали о почтительном, трепетном отношении к Байкалу народов, живших на его берегах.

В течение праздничной недели в краеведческом отделе экспонировалась выставка «Байкал – источник вдохновенья», на которой были представлены работы, созданные под впечатлением от Байкала: фотографии, рисунки, литературные произведения.

Организаторы мероприятий ставили перед собой задачу не только рассказать о неповторимом животном и растительном мире Байкала, но и привить юным иркутянам культуру отдыха на берегах озера, привлечь внимание к необходимости бережного отношения к уникальному памятнику природы.

Бражникова Инесса Борисовна,
ученый секретрь
Иркутской областной детской библиотеки им. Марка Сергеева

Все знают про озеро Байкал. И именно этому озеру и посвящен наш сценарий для детей подготовительной группы и их родителей. Интересный сценарий с заданиями про озеро Байкал и про природу. При помощи данного сценария вы сможете провести занятия для детей по теме Байкал.

Программное содержание:
Обобщить, систематизировать знания детей о Байкале.
Развивать познавательный интерес, чувство восхищения, любви к озеру.
Воспитывать бережное отношение к флоре и фауне озера Байкал; любовь к родному краю, учить ценить её красоту.

Материал: Иллюстрации и фотографии о Байкале (растительный и животный мир озера Байкал); видеосюжет о Байкале; музыкальное сопровождение; кувшин с байкальской водой.

Предварительная работа: Просмотр видеокассеты «Байкал»; знакомство с легендами Байкала; заучивание с детьми стихотворений о Байкале, разучивание игр, изготовление поделок из природного материала.

Действующие лица:
Ведущий, Байкал, Ангара (взрослые), дети

Ход развлечения

Воспитатель: Суров и величав Байкал. Много хранит он тайн и загадок. Не каждому их открывает. Нужно быть хорошо знакомым с ним, иметь светлую голову и чистое сердце, чтобы он открыл свои секреты. А ещё это озеро для нас, сибиряков, самое родное и самое красивое.
Ангара-река – воды чистые,
острова по ней все лесистые,
Острова по ней все в смородине,
нет прекраснее моей Родины.
Над тобой горят зори алые,
Ангара-река – дочь Байкалова!

Звучит музыка. Входит Ангара. Идёт по залу, показывает себя, свою красоту.

Ангара: Я – царица сверкающих вод,
Я - красавица дикого края;
Мчатся воды мои всё вперед,
Быстро к северу, гордо сияя.
Меж холмов и утёсистых скал,
То, блистая, то грозно темнея,
Мчусь оттуда, где бьется Байкал,
До широкой волны Енисея.

Байкал: Я седой старик Байкал,
Я вас сразу увидал,
Если вы с добром пришли,
Здесь себе друзей нашли.
Если хотите водицу обидеть,
То красоты вам её не увидеть.
С чем пожаловали к нам?

Дети: С добром! С добром!

Ребёнок: Мы много слышали о Байкале, как о богатом озере, озере жемчужине. Мы многое узнали о тебе, Байкал.
Байкал: Я тоже многое о Вас знаю. И сегодня с моей дочерью Ангарой, мы пригласили Вас вместе с родителями на КВН.
Ангара: Много интересных и трудных заданий мы для Вас придумали. Если Вы их все выполните, то докажите, что Вы настоящие Сибиряки.
Байкал: И так в путь!

Дети вместе с родителями с помощью жеребьевки делятся на две команды.
Воспитатель предлагает Ангаре и Байкалу выступить в роли жюри. Далее КВН ведет сам воспитатель.

1-е задание.
Воспитатель: «Найди озеро Байкал среди других озер по контуру» (предлагается несколько контуров) и засели «этажи озера». Ребята, Вы, наверное, помните, что у озера есть «этажи», на которых располагаются растения и животные. Сейчас Вам нужно правильно заселить этажи животными.
2-е задание.
Воспитатель: Было у Байкала пятеро помощников, ветров – богатырей, каждый выполнял свою работу. Ветры разных направлений на Байкале имеют собственные названия.
Внезапный штормовой ветер, самый свирепый и опасный (Сарма);
Продольные ветры (Култук, Верховик – средняя и южная часть озера)
Ветер, воспетый в народной песне (Баргузин)
Ветер дующий поперек Байкала (Шелонник, юго - восточный)
3-е задание.
Воспитатель: Богат и разнообразен животный мир Байкала. В ребусах зашифрованы подводные обитатели озера. А кто здесь лишний? Отгадай! (Эпишура, муравей, ручейники, широколобка, моллюски, бокоплав, нерпа).
Чтобы наши гости не скучали, Байкал и Ангара приготовили и для Вас ребусы.
Байкал: Ребята! Я дарю вам байкальский камешек! Давайте с ним поиграем в игру. Мы будем передавать его по кругу, и называть любое слово о Байкале.
Проводится игра «Цепочка слов» (с камешком).
Дети, стоя по кругу, передают камешек из рук в руки и называют слово, которое относится к Байкалу - омуль, кедр, сосна, голомянка, тайга, нерпа, Ангара, таймень, багульник и т.д.
4-е задание. Эндемики Байкала.
На нашей планете есть животные и растения, которые встречаются только в определенном районе. Называются они … (могут сказать дети). На Байкале тоже есть эндемики.
Каждой команде раздается карточка (нерпа, голомянка). Составить рассказ-загадку об эндемике, для другой команды.
5- задание.
Воспитатель: Ребята, вы настоящие сибиряки, знаете свой край. Ответьте на вопросы мини – викторины.
Какое из озер является двойником Байкала? (По происхождению и размерам котловины можно считать озеро Танганьику в Восточной Африке. В отличие от Байкальской, вода этого озера содержит много солей магния).
Как называется река, которая вытекает из Байкала? (Ангара).
Чем кедр отличается от кедрового стланика? Кедр – это дерево, а кедровый стланик – кустарник. Кедр растёт в основном в лесу, а кедровый стланик – в высокогорьях; шишки кедра крупнее, чем у кедрового стланика.
Какие съедобные ягоды растут на Байкале? Брусника, черника, голубика, малина, земляника, морошка, жимолость, клюква, костяника.
Назовите главных загрязнителей озера Байкал? Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, Селенгинский целлюлозно-бумажный комбинат, р. Селенга.
Какие ядовитые грибы вы знаете? Мухомор, бледная поганка, ложный опёнок.
Какая река является самым большим притоком озера? Селенга.
Какие самые древние организмы обитают в озере? Губки.

А сейчас музыкальная пауза.

Частушки
1.В Баклашах мы живём (Все)
Сушки, пряники жуём.
И частушки о Байкале
Мы сейчас Вам пропоём.
2. На Байкале мы живём (Дима Ч.)
Дружно песенки поём.
С нами вы в кружок вставайте
И частушки запевайте.
3. Я в Сибири родилась, (Ксюша К.)
Рядышком с Байкалом.
С детства нас волна качала
Силу воли закаляла.
4. Звали в гости за Байкал, (Ксюша П.)
Зря я не поехала!
Теперь была бы дальняя
Невеста забайкальная.
5. Я пойду да погуляю (Аня Ч.)
По зелёной травке.
Заиграли гармонисты,
Я пошла вприсядку.
6. За Байкалом две дороги (Валя П.)
Одну надо поломать,
Чтобы наших кавалеров
Не возили воевать!
7. Мы купаемся в Байкале. (Ваня П.)
Здесь святую воду пьём.
Будем мы всегда здоровы –
Людям радость принесём.

6- задание.
Есть на Байкале не менее прекрасные и удивительные растения. Нигде на Земле нет таких прекрасных птиц и животных, как на Байкале. Птицы удивляют нас своим пением, звери величавостью сейчас вспомним о них.
Кроссворды «Звери» - «Растения» командам.
Кроссворд «Птицы» - для гостей.
7-е задание. Плакат в защиту Байкала.
Человечество трудно усваивает уроки и признаёт свои ошибки. Права пословица
«Что имеем, не храним, а потерявши – плачем».
Я предлагаю с помощью бросового материала сделать плакат в защиту Байкала и творчески представить его.
Пока ребята с родителями готовят плакаты в защиту Байкала, я предлагаю нашим гостям небольшую разминку.

Задание для гостей:
Какое растение тайги можно назвать розой? Шиповник. Это родоначальник всех культурных сортов роз.
Сколько месяцев в году спит сурок? 8
Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? Муравьи общаются путем прикосновения друг к другу разными частями тела – усиками, головой, ногами. Кроме того, иногда они используют химические сигналы.
Летом, в самую жару, сусликов почти не видно в тех местах, где они обычно обитают. Почему? В жару на этих грызунов нападает тепловое оцепенение. Это тоже Своего рода спячка только летняя. Они дремлют в своих норах, ожидая, когда жара пойдет на убыль.
Для чего рябчики принимают «муравьиные» ванны? Муравьиная кислота помогает птице бороться с перьевыми клещами.
Ангара: А сейчас ребята расскажут стихи о Байкале.

1 ребёнок: Алеша К.
А что это такое, такое голубое,
Холодное, как льдинка, прозрачно, как стекло?
Быть может, это небо за сосны зацепилось,
По скалам покатилось и на землю стекло?
2 ребёнок: Валя П.
А что это такое, такое золотое,
Блестящее, как зеркало, слепящее глаза?
Быть может, это солнце легло поспать под скалы,
Оно лежит устало, закрыв свои глаза?
3 ребёнок: Ваня П.
А что это такое, все время в непокое,
Быть может, это туча застряла среди скал?
А это и не туча, а это и не небо,
А это и не солнце, а озеро Байкал!
Воспитатель: Ну что, батюшка Байкал! Все мы твои задания выполнили, доказали ребята, что они настоящие сибиряки!
Байкал: Да, порадовали Вы меня своими знаниями, я вижу, что вы любите и знаете свой родной край.
Воспитатель: Ребята для тебя приготовили подарки. Ты наши подарки принимай, и нас не забывай!

Дети дарят свои подарки Байкалу. (Поделки из природного материала, разукрашенные камешки, красиво украшенный мешок для сбора мусора – чтобы Байкал всегда был чистый)

Ангара: А ты, батюшка, ничего не забыл? Как же ты таких ребят хороших домой отпустишь без подарков?
Байкал: Ах, да, совсем запамятовал! А на прощанье я дарю всем ребятам свою чистую байкальскую воду. Пейте её, она очень вкусная и полезная.

Ангара выносит прозрачный кувшин с чистой байкальской водой. Байкал и Ангара угощают детей водой. Дети пробуют байкальскую воду, благодарят.

Байкал: А теперь пора прощаться.
В свои воды возвращаться,
Вы же планету свою любите!
И добро лишь на ней творите!

Звучит песня «Славное море – священный Байкал»
Байкал и Ангара прощаются и уходят.