Россия

Петроглифы карелии бесов нос. Заповедная Карелия

Публикации раздела Традиции

Карельские петроглифы

К арельские петроглифы – одни из самых древних наскальных рисунков на Земле. И самые таинственные.

Карельские петроглифы. Наскальные рисунки почтенного возраста - им не менее 5-6 тысяч лет.

Игорь Георгиевский.
Фотограф, журналист, исследователь.

Петроглифами (по-древнегречески πέτρος - камень, γλυφή - резьба) во всём мире называют изображения, высеченные на камнях. Они есть в Азии и в Европе, в обеих Америках, в Африке и в Австралии.

В Карелии наскальные святилища всегда - в самых красивых местах. Древние художники жили на Белом море, при впадении реки Выг; на мысах и островах восточного берега Онежского озера. Именно здесь археологи находят высеченные кварцем изображения людей, животных, небесных светил и неопознанных (возможно, летающих) объектов.

Беломорские петроглифы. Бес и крепкие хозяйственники

Беломорские петроглифы - на островах. Большой Малинин, Ерпин Пудас, Шойрукшин. В древности рисунки находились у самой воды, в основном изображения небольшие: от 20 до 50 сантиметров, но есть и лоси-гиганты - до трёх с половиной метров в длину.

Вообще беломорские петроглифы реалистичны. Лодки, с экипажами и пустые. Подробные сцены охоты на лосей, птиц, тюленей. Батальные композиции. В них всегда участвует человек: идёт пешком, на лыжах, плывёт в лодке. Сражается, охотится, пляшет.

Беломорские петроглифы. Разметка для будущей фотографии.

Но есть здесь и свои бесы. На острове Шойрукша на пологой скале выбиты восемь отпечатков то правой, то левой человеческой ступни. Ведут они к изображению Беса, самой крупной фигуре. Бес высотой около метра, изображен в профиль. С огромной рукой, ногой, мужским достоинством.

Много лет жители соседней деревни считали Бесовы Следки священной скалой. Когда началась Великая Отечественная, верили, что враг сюда не дойдет: Бес охранит.

Онежские петроглифы. Бес и инопланетяне

Карелия. Мыс Бесов Нос. Онежские петроглифы. Знаменитый Бес.

Восточный берег Онежского озера. Бесов нос, мысы Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий. Здесь больше тысячи петроглифов, размеры фигур от нескольких сантиметров до четырёх метров. И лебеди - огромные, с такими непропорционально длинными шеями, что, может, и не лебеди это вовсе - динозавры!

Карелия. Онежские петроглифы. Изображения лебедей.

Много космических, «солярных» и «лунарных» знаков: круги и полукружья с отходящими линиями-лучами. Есть версия, что это - капканы. Но современный человек отчётливо увидит и радар, и скафандр. Более того - телевизор.

Самый известный из онежских петроглифов - Бес (некоторые специалисты полагают, что Бесиха). Больше беломорского чёрта: два с половиной метра. Изображение пересекает глубокая трещина, разделяя его ровно на две половины. «Щель» в иной, потусторонний мир.

В километровом радиусе от Беса нередко отказывает спутниковая навигация. Капитаны этому давно не удивляются, ориентируются на маяк. Часы тоже ведут себя непредсказуемо: могут убежать вперед, могут остановиться. С чем связана такая аномалия, ученые только предполагают. Говорят, всё дело в насыщенных магнитной рудой гранитах, залегающих глубоко под землей. Но Бесу виднее.

Древняя фигура перерезана православным крестом. Скорее всего, его выдолбили поверх бесовского изображения монахи Муромского монастыря в XV–XVI веке. Дабы нейтрализовать дьявольскую силу.

Природный музей без охраны

Старая Залавруга. Волонтеры за работой.

В 1934 году молодые советские музееведы решили, что Эрмитажу нужна наскальная живопись. И взорвали скалу с петроглифами на мысе Пери Нос–3. Большая плита с рисунками («крыша») отправилась в Эрмитаж, обломок помельче достался местному краеведческому музею. При взрыве погибли около десятка рисунков, в том числе уникальная для карельских петроглифов сцена деторождения.

В советские времена территория Беломорских петроглифов пострадала при строительстве ББК и Выгостровской ГЭС. Одна из групп рисунков на острове Шойрукшин засыпана плотиной.

Сегодня карельские петроглифы тоже никто всерьёз не охраняет. В Беломорске летом работают волонтёры, приглядывающие за вольными туристами. Пару лет назад на норвежские деньги сделали мостки - чтобы не топтали петроглифы при осмотре.

Восточный берег Онеги и вовсе далёк от заповедных условий. Сюда приезжают на джипах, ставят палатки, жгут костры на камнях с древними рисунками. Добавляют свои, современные. «Ося и Киса здесь были»...

Краеведческий музей

Петрозаводск. Карельский краеведческий музей. Стена с петроглифами и осколки скал.

К обломку скалы, перепавшему карельским музейщикам от эрмитажных щедрот, три года назад археологи присоединили ещё две плиты с рисунками.

На этот раз никакого варварства: камни откололись от скалы сами, много лет назад (то ли из-за перепада температур, то ли ледоход помог). С максимальными предосторожностями находки весом в 460 и 280 килограммов подняли и перевезли в Карельский государственный краеведческий музей.

Карелия. Онежские петроглифы. Щука.

Теперь артефакты можно увидеть (и потрогать руками) в зале петроглифов. Дети счастливы: для них здесь организована интерактивная программа «В гостях у древнего племени». Костёр в музее разжечь, конечно, не дадут. Но почувствовать себя древним человеком можно: добыть огонь трением, обработать скребком шкуру, примерить маску шамана. Как мальчик Льок из книжки археолога Линевского «Листы каменной книги» (читать каждому юному краеведу!).

А ещё здесь, в музее, есть целая стена с петроглифами. Каменная. Хочется просунуть руку в трещинку, провести пальцем по контуру заонежского Беса.

И только если подойти совсем близко, видно, что это - фотография. Точнее, панно (19,5 на 2,55 метра). И если имя художника, выбившего на скалах первые петроглифы, навсегда останется для нас тайной, то имя художника, «выбившего» фотографию на музейной скале, известно: Игорь Георгиевский.

Фотоаппарат как машина времени

Карелия. Онежские петроглифы. Смысл многих изображений остается загадкой для ученых.

В археологических экспедициях на Белом море и Онежском озере фотограф Георгиевский работал одиннадцать сезонов. Фиксировал на плёнку сцены охоты на белуху, хоровод «космических пришельцев», древнюю карельскую «Камасутру» (есть среди северных петроглифов и непринуждённая групповая эротика).

«Поймать» удачный момент для съёмки непросто: многие скалы потрёпаны временем и водой. Края петроглифов стёрлись, при свете дня рисунки почти не видны. Много лет для выявления изображений использовали прожектора, солнечные зайчики крупных зеркал, многочасовые наблюдения в скользящих лучах солнца. Надёжную картину на бумаге давали протирки графитом - так дети монетку карандашом копируют.

Карелия. Онежские петроглифы. Карельская Камасутра эпохи неолита.

Пять лет назад археолог Кнут Хельскуг привёз карельским учёным кусок черной плёнки: похожа на нашу, из магазина «Сад-огород». Но только абсолютно непрозрачная. Накрывшись этой пленкой и приоткрывая один край, можно было запустить луч света вдоль поверхности камня. Чётко обрисовывался микрорельеф и фактура скалы.

Новый подход - и сенсация. На Старой Залавруге в Беломорском районе археологи обнаруживают более двухсот «новых» изображений!

Фотографу задача: зримо отобразить находку. Но вопрос перестал быть только «фотографическим», требовалось инженерное решение - петроглифы располагались группой на большой поверхности.

Раскраски и паззлы

Беломорские петроглифы. Старая Залавруга.

Как снять одним кадром многометровое горизонтальное скальное полотно с петроглифами? Встать на ходули, влезть на стремянку? Съёмка с вертолёта невозможна: вокруг скалы, высоковольтные линии двух гидроэлектростанций. К тому же вертолёт - это пыль у самой поверхности земли и вибрации.

Надо делать составную фотографию. Разметить скалы, снять отдельно сотни фрагментов и после сводить в компьютере по угловым точкам-маркерам.

Была и ещё одна сложность: равномерность освещения общего снимка. Центральная часть полотна Старой Залавруги - это сложный макрорельеф и физический размер 12 на 16 метров. Часть рисунков видна только в косых лучах утреннего освещения. Другая появляется вечером. А днём неглубоко выбитые, особенно крупные по площади петроглифы вообще не видны.

Карелия. Онежские петроглифы.

Решили прокрасить петроглифы акварельными красками, а фотосъёмку произвести в максимально короткие сроки.

Дневник, Залавруга:
4–9 июня 2006 года: выявление под чёрной плёнкой петроглифов с обводкой контуров мелом, тонирование выбивок акварелью в два цвета
10 июня: дождь смывает акварель
11 июня: повторные тонировки с проверкой
12–13 июня: разметка скалы на фрагменты 40x60 см с закреплением угловых точек кусочками малярной клейкой ленты
14 июня: фотографирование 523 фрагментов в течение 3-х часов. Погода безоблачная, солнечная. Компенсационные корректировки экспозиции и цветового баланса по ходу съемки намеренно не производились
15 июня - ветер, дождь. Финал полевых работ

После экспедиции - многочасовое сидение за компьютером. Тогда, в 2006-м, Игорю Георгиевскому впервые удалось уложить в один кадр реальную скальную поверхность площадью 11 на 15 метров. И лодки, и лосей, и охотников.

Загадки петроглифов

Карелия. Онежские петроглифы. Солярные и лунарные изображения.

Учёные продолжают находить новые рисунки, регистрируют их, музеефицируют некоторые находки. Но объяснить многие изображения не могут.

Лебедь, лось и кит-белуха - понятно. Человек. На карельских скалах, как правило, выгравирован в профиль, с одной рукой и одной ногой. С луком или капканом. На лодке. Эти охотники похожи на нынешних людей.

Но кто это двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Археологи ласково зовут его Чебурашкой, списывая творческий порыв художника на действие мухоморов.

Ещё меньше ясности с космическими знаками, ориентированными строго на запад или восток. Исследователи условно относят их к солярно-лунарному типу. Не исключено, что в Заонежье могла существовать первая в истории человечества обсерватория.

Но если знаки - это Луна и Солнце, то зачем они установлены на две или три «ножки»? Может, древние люди видели летающие объекты?

Жители Карелии, живущие неподалёку от этих мест, нисколько подобным изображениям не удивляются. Они, по их собственным словам, чуть не каждую ночь наблюдают в небе похожие «явления».

ПЕТРОГЛИФЫ МЫСА БЕСОВ НОС

Бе́сов Нос - мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная. Мыс знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

На самом деле в этом месте восточного берега Онежского Озера сосредоточено несколько мысов и остров, которые содержат на своих скалах петроглифы - Бесов Нос, Пери Нос и Кладовец Нос. Почему именно Бесов Нос? Наверное из-за легендарного рисунка «беса», которому неугомонные монахи Муромского монастыря в XV - XVI в.в пририсовали крест, дабы уменьшить его «бесовость» и нейтрализовать дьявольскую силу.

к.и.н. А.П.Журавлев, Петрозаводск, "О НОВОЙ ТРАКТОВКЕ "БЕСА" НА ОНЕЖСКИХ ПЕТРОГЛИФАХ":

Мыс Бесов Нос - уникальный природно-археологический памятник Европейского Севера, где обнаружены многочисленные наскальные изображения эпохи энеолита. Среди этих изображений особое место занимает центральный образ Беса - колоритной фигуры, расчлененной глубокой трещиной на две пропорциональные части. Бес имеет квадратную голову с изображением носа, рта и двух глаз. Один глаз показан круглым пятном, второй - кружком с пятном в центре. У Беса тонкая шея и согнутые в локтях руки. Ноги также расширены книзу и согнуты в коленях (в виде "пляшущего человечка"). Правую руку фигуры перекрывает христианский крест с монограммами Христа по обе стороны. Считается, что крест выбили монахи Муромского монастыря, который расположен в 25 км южнее мыса.

Существуют различные толкования этого изображения, и в частности, углубление в полости рта объясняется тем, что Беса кормили и поили, совершая жертвоприношения. Трещина в скале связывается с более ранним временем, чем появление здесь Беса.

В связи с открытием катастрофического землетрясения в Пегреме (4200 плюс-минус 50 лет назад), предлагается новая трактовка Беса и точное время его создания. В частности, жители, покинувшие Пегрему в связи с катастрофой, обратили внимание на изменения в ланшафте: в скалах появились огромные трещины. Возникновение этих трещин на их глазах сопровождалось грохотом обрушившихся скал, громовыми звуками, световыми эффектами и т.д. Все это создавало представления о том, что злые духи нижнего мира, разрушив земную твердь, через трещины прорвались в средн ий мир и творили свои темные дела.

Покинув "Богом проклятое место" - Пегрему в Уницкой губе Онежского озера, люди пришли на восточное побережье озера, где в скалах Бесова Носа обнаружили трещину, которая в миниатюре повторяла трещины скал Уницкой губы, возникших после катастрофического землетрясения, унесшего жизни соплеменников. Под впечатлением перенесенной трагедии, они отразили на скале свои представления об этом событии.

Бес по их мнению - это хозяин нижнего мира и злых сил, которыми он владел. Ассиметричное расположение его тела относительно трещин, указывало место в земной поверхности, где злые духи вырываются наружу из нижнего мира в средний. Жертвоприношения Бесу могли задобрить его и уберечь людей.

На Бесовом Носу выделяют три самых больших рисунка. Кроме самого беса, это еще выдра и сом.

Подобные места при своей известности и доступности, естественным образом, постепенно разрушаются и изничтожаются не только дикостью «туристов», но даже и самими специалистами. Например, с целью сохранения петроглифов, часть скалы на Пери Носе взрывом отделили и перевезли в Эрмитаж. При этом часть петроглифов утеряна безвозвратно.

Но, изначально, эти места были удалены от поселений, что подчеркивает их ритуальный характер. Т.е. данные места видимо использовались для религиозных обрядов и их специально посещали для этих целей. Но, почему-то в непосредственной близости не селились. Та, заброшенная деревня и кладбище, которые сейчас находятся около этих мысов – никак не связаны с поселениями тысячелетней давности.

Загадочность места, неясность смысла многих рисунков – все это оказывает возбуждающее воздействие и пробуждает бесконечный ряд вопросов: начиная с «откуда», заканчивая «зачем». Действительно, почему петроглифы не разбросаны равномерно по всем скалам Карелии, а сосредоточены в двух местах (Беломорск и мысы Онеги)? Почему, несмотря на относительно небольшое расстояние между этими местами, петроглифы по своему характеру отличаются? Почему петроглифы кучкуются такими плотными группами?

Любители потустороннего, загадочного и мистического приписывают этому месту аномальные силы, которые патогенно влияют на человека: сначала притягивают как магнитом, потом заставляют возвращаться и, даже приводят в различным несчастьям. Да и ученые, далекие от мистики больше задают загадок, чем находят ответов. Особенно это касается так называемых лунарных рисунков в виде кругов и полумесяцев с отходящими лучами. Одни считают, что это изображение капканов, другие, что это изображение солнца и луны. Одни считают, что это связано с религиозными ритуалами, другие – с космической природой рисунков, третьи предполагают астрономические знания у древних, четвертые высчитывают направления лучей и доходят до идеи древней обсерватории. Одним словом, вопросов больше, чем ответов – а это только подгревает процесс размножения домыслов и легенд.

Поиск и открытие новых рисунков требует знаний, навыков и опыта. Наиболее отчетливые рисунки, которые обычно рассматриваются туристами, достаточно крупны и хорошо видны. Но это только верхушка айсберга! Понятно, что на ровной поверхности камня разглядеть «царапины» просто так не удастся. Поэтому всегда рекомендуют просмотр петроглифов в солнечный день, когда камни сухие. Чтобы разглядеть мелкий рельеф «слабых рисунков» лучше всего это делать на восходе или закате, когда лучи солнца подсвечивают их вдоль и тени позволяют увидеть то, что практически невозможно разглядеть при «вертикальном» освещении. Когда нет времени дожидаться милостей от природы, специалисты используют различные ухищрения: накрываются плотной тканью, пропуская свет на камни вдоль поверхности.

Как бы то ни было, место это действительно производит неизгладимое впечателение. Действительно чувствуется дыхание тысячелетий. Действительно, что-то мистическое окутывает вас. Действительно притягивает и заставляет желать вернуться туда еще раз.


Бесов Нос — мыс на восточном побережье Онежского озера в 1,5 км северней от впадения в Онежское озеро реки Чёрная.
Знаменит петроглифами, среди которых выделяется антропоморфное изображение, называемое «бесом», длиной около 2,30 м, которому около 5 тысяч лет. Название «бес» изображению было дано христианскими монахами-первопроходчиками в XVI веке. Петроглифы относят к археологическим неолитическим памятникам. Собрание петроглифов мыса Бесов Нос считается самым богатым в Фенноскандии (Скандинавии и Финляндии).

Но чтобы попасть на мыс, нужно преодолеть дцать километров доброго бездорожья, выбрав один из двух маршрутов. Северный представляет собой каменный триал по болотам и валунам между сосен, перемежающийся перегонами по песку. Второй, южный - рубилово в лесу по болоту. Здесь же есть запасной вариант - бросаешь машину у местного аборигена, и он за 40 минут на лодке по реке доставляет на место. Мы выбрали южный.

Первое испытание после деревни - мост. Мост многострадальный.


Колея слева только на фото кажется нормальной. Она квадроциклетная, и держится все на честном слове...

За мостом, как водится, давно никто не ухаживает. Добавил своего рейдер, который чистя снег, задел край и слегка сдвинул полотно с опор

А в последнее время развернулась настоящая баталия между джиперами и местными. В борьбе за пассажиров лодок, аборигены стараются уничтожить мост всеми способами: разобрать кусок, подпилить-подрубить, поджечь. Непременно навалят кучу овна по центру. А затем приезжают джиперы, пытаются мост восстановить. Но силы неравны...

Приехали мы к мосту, почесали репу. Сразу за нами прибыл заряженный Ниссан, с экипажем которого было собрано совещание. Померили колею, попинали мост, да решили, что лодку арендовать дешевле и интереснее, чем выковыривать машину из речки. На этом и разъехались. Мы отправились ставить ранний лагерь.


Места просто шикарные. Вечером смотрели фильм сквозь накомарник, чем немало поиздевались над полчищами комаров. Я же, используя весь свой словарный запас, вспоминал проектировщиков фары и русские дороги, а также китайцев - производителей диода, выковыривая последний из плафона фары, куда он провалился. Задача решилась установкой машины под углом 45 градусов к горизонту, и ударами кулаком.

Утром, быстро нашли такси и отправились к цели

И ни разу не пожалели! Пейзажи Черной заслуживают внимания!

В устье реки стоит толпа рыбаков и отдыхающих самых разных мастей

Несколько лет назад здесь налетел лютый ветровал, переломавший половину деревьев на побережье. Народ неделю прорубался с бензопилами в цивилизацию

А вот и Онега показалась


Дошли до маяка, который успешно разбирают на сувениры и дрова

А вот и петроглифы

А это лук

Наш лодочник. Собака ни на секунду не отходила от хозяина. В лодке деловито забралась на нос, задумчиво смотрела вдаль половину дороги. Затем ушла греться вниз. Гоняла чаек на берегу. Крутая.

Еще немного видов

Конец северной дороги. Тут умудряются протиснуться на Уазах. Впрочем, не все - деревья повсеместно побиты на уровне крыши

На этом рассказ про Бесов Нос заканчиваю. Мы отправились дальше, но это уже совсем другая история!

Рассказы об остальных путешествиях вы можете найти в

Бесов нос (Республика Карелия, Россия) - подробное описание, расположение, отзывы, фото и видео.

  • Туры на Новый год в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Бесов нос - так образно называется мыс на берегу Онежского озера в Карелии, своей формой он и вправду напоминает крючковатый нос. Несмотря на труднодоступность, мыс весьма популярен у туристов из-за расположенных на нем наскальных рисунков эпохи неолита. Один из наиболее ярких петроглифов - 2,5-метровое изображение человекоподобного существа, получившее еще в 16 веке название «Бес». Коллекция наскальной живописи мыса - самая крупная на всем побережье территории, объединяющей Скандинавию и Финляндию (так называемой Фенноскандии). К сожалению, частенько посетители наносят непоправимый вред уникальному собранию, разжигая костры на плитах или выдалбливая на них свои имена.

Что посмотреть

Живописный мыс со скалистыми берегами и северным лесом достигает 750 м в длину и около 200 в ширину. Примерно 3000 лет до н. э. для древних людей, живших в окрестностях, это место было чем-то вроде святилища. Помимо беса, основными петроглифами считаются изображения выдры и налима, выбитые у самой кромки воды. Они образуют «триаду», обладавшую мистическим значением. По легенде, в 15 веке монахи Муромского монастыря, расположенного неподалеку, нанесли поверх рисунков христианский крест для «обезвреживания нечисти».

Наскальные изображения видны на плитах в центре мыса. Некоторые из них так близко расположены к воде, что можно и не разглядеть. Поэтому лучше посещать Бесов нос в солнечную и безветренную погоду.

На мысе стоит деревянный заброшенный маяк 16-метровой высоты. В окрестностях есть и другие достопримечательности - остров «Бесиха» в 200 м западнее мыса и деревня-призрак Бесоносовка, нежилая с 1970-х гг., - в километре к востоку.

Практическая информация

Адрес: Респ. Карелия, 186161, Пудожский р-он, Бесов Нос. Координаты: 61.665936, 36.054273.

Ближайший населенный пункт - с. Каршево, в 15 км от мыса. От него ведет грунтовая дорога. Правда, на пути встретится хлипкий мост, с трудом выдерживающий машину. Безопаснее добираться от поселка пешком, на велосипеде или по воде - местные жители транспортируют туристов по р. Черной на моторной лодке. Другая дорога на мыс, более удобная для внедорожников, но и более длинная, идет через пос. Шальский.




В июне 2003 наша, уже сложившаяся, туристическая группа приняла решение посмотреть онежские петроглифы на мысе Бесов Нос лично, а не только по фотографиям в сети Интернет. Впечатлял пяти-тысячелетний возраст наскальных рисунков, да и увидеть восточные берега Онежского озера тоже хотелось. Исходя из скудной информации, почерпнутой из сети, достижение цели похода на автомобилях изначально казалось маловероятным, а потому в состав снаряжения на этот раз были включены две надувные моторные лодки, прилично увеличившие вес и габариты нашего скарба.

Как оказалось дело стоило того... Именно благодаря водному транспорту мы и смогли увидеть наскальные рисунки первобытных людей на мысе Бесов Нос...

Информация о дорогах в тех местах была самая противоречивая, а атлас Карелии даже пророчил приличную часть маршрута по лесной дороге, но как выяснилось не так страшен черт... Самой нелицеприятной и вызвавшей немало крепких словечек водителей оказалась часть дороги, пролегавшая по территории Вологодской области. Дороги Вытегорского района представляют большие участки грунтовки, перемежающиеся в деревнях кусочками асфальта протяженностью ровно в деревню. И только вблизи Вытегры они становятся похожи на те, что должны быть согласно всевозможным атласам.

Кстати сказать, именно та самая лесная дорога (по атласу Карелии), на участке между Вытегрой и Пудожом, представляет собой недавно закатанную «взлетно-посадочную полосу», как мы её окрестили после двухсот километров изнуряющих грунтовок Вологодчины.

В деревне Каршево местные «краеведы» объяснили нам, что достичь мыса Бесов Нос посуху не представляется возможным, так как за неделю до нас, по дороге на мыс утонул в грязи даже совхозный трактор. Посему было принято решение ехать в Шальский и забраться по побережью Онежского озера как можно ближе к интересующему нас объекту.

После оперативного допроса местной шпаны в поселке Шальский, мы приобрели знающих проводников в лице двух чумазых пацанят, один из которых прописался у нас в лагере на все время нашего там пребывания. Зато сэкономили время на поиск места для лагеря. Проехав по длинному пляжу от поселка на юг, мы встали лагерем в самой ближней к мысу Бесов Нос точке, доступной для обычного автомобиля. И хотя дорога продолжает свой путь в лес, но проезжей даже для «Нивы» её можно назвать с большим трудом. Может быть для гусеничного транспорта?

На всем протяжении этого пляжа встречаются небольшие рыбацкие избушки, расположенные по краю леса и оборудованные, как минимум, печкой, столом и спальными местами. Летом эти избушки, как правило, пустуют и в случае холодной погоды там всегда можно укрыться.

Мы же выбрали место для лагеря на поляне, практически на краю пляжа, где ветерком немного разгоняло многочисленных комаров и карельскую мошку, которых в июне здесь в изобилии.

Весь следующий день после прибытия мы дожидались улучшения мореходных условий на Онеге, так как ощущения в глиссирующей по крупной зыби лодке не назовешь особенно приятными. Заодно осмотрели окрестности нашего лагеря, обогнули ближайший мыс, который, судя по атласу Карелии, должен носить имя Черного, в поисках петроглифов, но ничего не обнаружили. Зато наткнулись на большую рыбацкую стоянку, оборудованную небольшим погребом, видимо, для хранения рыбы и даже импровизированным солярием на крыше... Правда добраться до неё возможно или пешком или с воды, других подъездов мы не нашли.

Перспектива идти несколько километров по лесной тропинке до следующего мыса
нас не впечатлила, и мы решили предпринять вылазку на Бесов Нос на следующий день и с использованием водных транспортных средств.

На следующий день погода не слишком благоприятствовала нам, но это не должно останавливать настоящих путешественников, а посему в сторону Бесова Носа отчалили две снаряженные мотолодки, гордо преодолевая все тяготы и лишения Онежской зыби. Правда, на половине пути, напоминающего движение на автомобиле по «качественной» грунтовой «гребенке», мы не выдержали испытания и пристали для перекура на мыс Пери Нос. Последним рывком преодолев несколько заливов и держа курс прямо на белеющий на Бесовом Носу маяк, мы обогнули мыс и зашли в бухту, которая поразила нас своей тишиной и водной гладью.

Судя по публикациям на сервере Петрозаводского краеведческого музея, мы ожидали увидеть оборудованные дорожки, восстановленную стоянку древнего человека, указатели и схему расположения петроглифов, а также сплоченный коллектив ученых эти петроглифы изучающий.

Так нет же! Встретили мы на мысе Бесов Нос полное запустение, полуразрушенный и растащенный на дрова маяк и огромную полосу сгоревшего и поваленного ветром леса.
Петроглифы мы обнаружили достаточно легко, но совсем не там, где ожидали их увидеть согласно какой-то схеме, опять же «скачанной» из сети.

Основное их скопление, в том числе и самые крупные изображения беса и выдры, находятся практически на самой оконечности мыса, метрах в тридцати южнее маяка. Большинство петроглифов расположено на покатых каменных лбах метрах в двух-трех от береговой линии на протяжении двадцати-тридцати метров.

Изображение беса в районе рта пересекает глубокая трещина, говорят, оттуда иногда раздаются непонятные звуки, как будто бес разговаривает с вами. Мы, правда, ничего услышать не смогли, как не прислушивались.

Легенда красивая и романтичная, хотя понятно, что это звук перетекающей в трещинах онежской воды. С подобным явлением мы столкнулись летом 2001 года на противоположном берегу Онеги. Тогда мы поставили лагерь на каменном лбу мыса Подщелье, в районе деревни Щелейки и каждую ночь, когда стихали ветер и волна, слушали шепот Онежского озера.

Сгущавшиеся сумерки поторопили нас домой, и распрощавшись с мысом Бесов Нос мы взяли курс на север. В середине пути не отказали себе в удовольствие слазать на маяк на острове, благо в этих местах Онега изобилует островами и почти на каждом есть маяк. Хотя все они ныне позаброшены, видимо в связи с развитием электронных средств навигации.

Впечатления от созерцания пяти-тысячелетних наскальных рисунков были бы ещё ярче, если б не современные «пещерные» люди покрывшие творения первобытных художников своими «высокохудожественными» письменами, которые иначе как варварством и не назовешь. Как-то не сочетаются семьдесят лет с пятью тысячами, да и сюжет современных «художников» весьма банален.

Жаль, конечно, что государство не в состоянии пока обеспечить должную охрану подобных памятников. Остается надеяться на здравомыслие людей, посещающих эти места, ведь фотографии петроглифов не могут передать очарование суровой северной красоты Онежского моря.

Несмотря на не слишком жаркую погоду и уж совсем нежаркую в июне воду в Онеге, об этих местах у нас остались самые лучшие впечатления. Чудесный песчаный пляж, относительное уединение и полное отсутствие проблем с сухими дровами. Удалось не только позагорать на хорошо прогревающихся солнышком покатых каменных лбах, но и искупаться в Онежском озере. Купание в ледяной воде после хорошо протопленной туристской баньки добавило остроты ощущений к созерцанию величественного пейзажа одного из крупнейших озер нашей страны.



Источник текста и фото