Гаджеты и снаряга

Беркли остров мертвых. "Остров мёртвых" - картина Арнольда Бёклина

Арнольд Бёклин (нем. Arnold Böcklin; 16 октября 1827, Базель, Швейцария - 16 января 1901, Сан-Доменико-ди-Фьезоле, Италия) - швейцарский живописец, график, скульптор; один из выдающихся представителей символизма в европейском изобразительном искусстве XIX века.
Картины Бёклина, яркие и резкие по цвету, написаны главным образом темперой. В картинах Бёклина выступает вымышленный мир, часто нарочито таинственный. Вначале Бёклин писал романтические пейзажи с мифологическими фигурами, затем - фантастические сцены с нимфами, морскими чудовищами и т. д. («Тритон и Нереида», 1873-1874).
Поздние композиции («Остров мёртвых», 1880, Художественный музей, Базель; в начале XX в. репродукции с неё были очень популярны), где фантастическая символика сочетается с натуралистической достоверностью деталей, повлияли на формирование немецкого символизма и югендштиля.

Смерть-всадница на фоне осеннего пейзажа.

Остров мертвых

Остров св. Георгия (Island of St. George), или Остров мертвых (Island of Dead), расположен вблизи небольшого городка Боко-Которского залива Пераста (Perast), знаменитого своей мореходной школой, в которую российский император Петр Великий отправлял на обучение морскому делу сыновей русских дворян. Остров мертвых со своей кипарисовой рощей очень живописен. Он имеет естественное происхождение, в отличие от знаменитого соседнего острова Богородицы на Рифе (Island of Our Lady of Rock), насыпаного искусственно.
На Острове мертвых находится Бенедиктинское Аббатство Св. Георгия (Abbey of St. George), в честь которого остров получил название. Аббатство впервые упоминается в 1166 году в документах, описывающих освещение церкви св. Трифона (St Tryphon) в Которе. Однако, по мнению историков, орнамент на церкви Аббатства свидетельствует о более раннем его происхождении – 9-м веке. Старая церковь св. Георгия сохранилась мало. Остров постоянно был под огнем захватчиков. Землетрясение 1667 года разрушило потолок и апсиду. Позже была построена простая церковь.Надгробные плиты на церковном кладбище представляют собой уникальное собрание геральдических эмблем. Здесь хоронили знаменитых капитанов Пераста. Кладбище оставалось местом погребения до 1866 года, затем в северной части города построили новое кладбище.
Одно время в церкви хранились картины, датированные 1327–1457 годами; последние полотна написаны Ловро Маринов Добришевичем (Lovro Marinov Dobricevic), известным живописцем из Котора.В 14–16 веках Аббатство св. Джорджа находилось под юрисдикцией Котора. В 1535 году группа перастцев убила назначенного Котором аббата острова, тем самым добившись для города независимости от Которского господства и отлучения от Католической церкви. В 1571 году пират Карадоз (Karadoz) сжег дотла город вместе с Аббатством острова. В 1603 году жители Пераста отреставрировали церковь. В 1634 году патронаж острова был передан Сенату Венеции (Senate of Venice). Именно под венецианским контролем Пераст достиг наивысшей степени расцвета. В 1812 году Аббатство было занято французами, а в 1814 году – австрийцами.Остров св. Джорджа вдохновил немецкого романтика и живописца Альфреда Боклина (Alfred Bocklin) написать его знаменитую картину "Остров Мертвых"¹. На шедевре изображена похоронная лодка, подплывающая к острову.
С островом мертвых связана печальная легенда, согласно которой французский солдат, стреляя из пушки в сторону Пераста, попал в дом своей возлюбленной и убил ее, а затем лег вместе с нею в гроб.Остров мертвых закрыт для официальных посещений, однако, часто на нем можно видеть местных жителей или туристов, желающих прикоснуться к старым стенам или побродить по древнему кладбищу.


________________
У Бёклина есть, как минимум, шесть вариантов этой картины.
На картине изображена лодка, в которой установлен гроб. Впереди, за рекой Сикс, огромный мрачный остров. Гигантские вязы нависают на суденышком, медленно плывущим к маленькой пристани, грубо вытесанной в небольшой естественной бухте. По обеим сторонам острова высятся могильные склепы, вырубленные из сплошной скалы. Даже одинокая фигура Харона, стоящего в лодке, похожа на покрытый саваном труп, и именно она прежде всего приковывает внимание зрителя. Расположение прямой фигуры в центре картины неотвратимо притягивает взгляд к деревьям и снова обратно, в непрекращающемся уговом движении. (Robert Walker)

Сальвадор Дали - Истинное изображение Острова мертвых Арнольда Беклина в час вечерней молитвы

Toteninsel , Max Klinger

Гигер

* На кладбищах

Маяковский "Про это ":
Обои,
___стены
_______блекли...
____________блекли...
Тонули в серых тонах офортовых.
Со стенки
_____на город разросшийся
_______________________ Беклин
Москвой расставил "Остров мертвых".

Существует одноименный фильм 1945 года.

Эта картина в свою очередь вдохновила Рахманинова на написание оперы "Остров мертвых" .
Симфоническая поэма появилась под впечатлением от черно-белой репродукции картины швейцарского художника-символиста Арнольда Бёклина «Остров мертвых», находящейся в Лейпцигской картинной галерее. Позднее композитор вспоминал: «Впервые я увидел в Дрездене только копию замечательной картины Бёклина. Массивная композиция и мистический сюжет этой картины произвели на меня большое впечатление, и оно определило атмосферу поэмы. Позднее в Берлине я увидел оригинал картины. В красках она не особенно взволновала меня. Если бы я сначала увидел оригинал, то, возможно, не сочинил бы моего «Острова мёртвых». Картина мне больше нравится в чёрно-белом виде».
Поэма «Остров мертвых» была написана во время пребывания в Дрездене и завершена в 1909 году. Главные мотивы поэмы: неотвратимость смерти и жажда жизни. Для того, чтобы передать ощущение движения волн Рахманинов использовал редкий размер - пять восьмых . Ориентировочная продолжительность поэмы составляет 20-25 минут. Это произведение считается классическим примером позднего русского романтизма начала XX века.

"....Скрыты причалы невидимых пристаней,


смутные тени мятущихся призраков..".


Представляете, этот остров, действительно, какой-то мистический. Два раза писала пост, и, приближаясь к концу, оба раза посты бесследно исчезали.
Начинаю попытку номер три!

Продолжаем наше путешествие по Балканским странам. Мы с вами находимся в Черногории, едем по побережью Боко-Которской бухты, направляясь к городу со странным названием - Пераст.
О неописуемой красоте Боко-Которской бухты я уже рассказывала. Да что писать! Это всё нужно видеть собственными глазами. И мне несказанно повезло, что я попала в эти края.


Смотрим не на меня, а на окружающие меня красоты. Вдали, под самой горой находится город Пераст, куда мы с вами направляемся. А прямо над моей головой расположился небольшой островок, о котором и будет мой расскаэ.


Глядя на этот островок, у меня появилось чувство чего-то очень знакомого. Именно то, что сейчас так модно называть "дежавю". Но очарованная окружающими красотами, как-то забыла об этом. Но всё-таки этот остров не отпускал меня, а по мере приближения к нему, всё более и более приковывал взор.

И наконец-то я поняла, что он мне очень напоминает известную картину швейцарского художника Арнольда Бёклина (1827-1901). "Остров мертвых." Но был ли живописец здесь, в Боко-Которской бухте?

Изучив в Интернете биографию художника, стало ясно, что он, похоже, никогда не бывал в этих краях.
Интереснейший автопортрет.Согласитесь! И очень соответствует его знаменитой картине.

Картина, действительно, знаменита и по сей день. О ней писали многие писатели,Сергей Рахманинов посвятил "Острову мертвых" очень мрачную симфоническаую поэму. Многие известные художники писали подражание этой картине, Как, например, швейцарский художник Ганс Руди Гигер , которого еще называют художником ада. Перед вами его картина "Дань Бёклину"

Думаю, что вам хорошо знакома цитата из бессмерной книги: «Над пианино висела репродукция с картины Бёклина „Остров мертвых“ в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом.
Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых — узнать было уже невозможно »

Интересно еще и то, что художник неоднократно обращался к этой теме. Известно пять варианов картины. Один из них, правда, уничтожен. Осталась только черно-белая фотография. (Фото из Википедии).

Арнольд Беклин был любимым художником Адольфа Гитлера . Им был приобретен один из вариантов картины "Остров мертвых". По этой ссылке вы можете рассмотреть картину, приобретеную Гитлером в большом размере и даже обнаружить на одной из скал инициалы "AG".

Как вы сами понимаете, увиденный остров очень меня заинтересовал. Тем более, что туристов туда категорически не допускали. Приехав домой, я начала собирать сведения об острове, которые оказались, увы, очень скудными.
Удалось узнать, что с 12 века здесь находился древнейший монастырь бенедиктинцев. Функционирует ли он в настоящее время - не знаю.
Фотография макета, сделанная в музее соседнего острова.

В 16 веке на острове была построена церковь Св.Юрая, которая являлась приходской церковью Пераста. Аббат монстыря, он же настоятель церкви, был убит при загадочных обстоятельствах вскоре после её постройки. Чуть позже остров подвергся набегу пиратов - монастырь разграбили, а церковь подожгли.Восстановили её, благодаря Андрию Змаевичу (1628-1694), который служил аббатом монастыря, а с 1671 года был назначен барским (город Бар) архиепископом и примасом Королевства Сербии. Запомним эту фамилию. Доктор теологии и философии, писатель, поэт, историк, просветитель, коллекционер древностей и покровитель искусства. Именно благодаря ему мы с вами сможем полюбоваться картинной галереей на соседнем островке и восхититься интереснейшими экспонатами музея.

До 1886 года здесь было кладбище, куда хоронили, в основном, мореходов - жителей Пераста. Потому, очевидно, и появилось второе название - Остров Мертвых.

Рассказываю интересную историю, а, может, и легенду.
У входа в церковь находятся две могилы, одна из них датируется 1813 годом, в ней покоится молодая девушка по имени Катица, в другой - солдат наполеоновской армии.
В 1813 году отряд французского экспедиционного корпуса занял крепость Святого Креста. Жители Перста выбили французов оттуда. Отряд обосновался на острове Св.Юрая и периодически обстреливал из пушек город Пераст. И надо же такому случиться, что ядро одной из пушек угодило в дом, где жила возлюбленная солдата, который и стрелял из этой пушки. Девушка погибла. Несчастный солдат остался на острове Св.Юрая и каждый день над округой носился звон погребального колокола. Так солдат оплакивал смерть своей невесты, которая и соединила их на веки вечные под скорбными кипарисами Острова Мертвых.

Уважаемый Dmitriy Shalaev дополнил эту легенду: "В байке с наполеоновским артиллеристом пропущена важная деталь. Пушкарь был местный - перастянин. Это существенно меняет дело! Ч еловек лупил из пушки по родному городу, по родным, знакомым, друзьям...Неудивительно, что грохнул свою даму сердца".



Закончить пост о так запомнившемся мне острове хочу стихотворением Еремея Парнова, которое он посвятил "Острову мертвых" Бёклина.
"Там в океане, окутанный тайнами,
тающий в бездне пространства туманного,
Остров, обманчиво-необитаемый,
страшный и странный, как мумия в саване.
Время на Острове замерло в ступоре,
свернуто смутным, загадочным коконом,
небо беззвездное призрачным куполом,
словно из нитей неведомых соткано...
(Остальное прячу под спойлер)
Волны тягучие, скучные, темные
к берегу катятся рострами пенными,
катятся медленно, ветру покорные,
пляж захламляя останками бренными -
бревнами скользкими, склизкими досками,
прахом судов и разбитыми веслами...
Мусор морской и китовые остовы
заперли прочно фарватеры Острова.

Скрыты причалы невидимых пристаней,
скрыты тропинки вглубь рощ кипарисовых,
только в пещерах, как искорки-признаки -
смутные тени мятущихся призраков.
Призраков тех, кто в былые столетия
предначертанья не выполнил смертного,
тех, кто в погоне за псевдобессмертием
душу замкнул вековечной омертою...

Тех, кто кинжалом, петлей и цикутою
впал в искушение в битве со временем,
намертво связан незримыми путами
с Островом Мертвых, юдолью забвения.
Жизнь коротка, и не сделано многое.
Времени мало - до Рая, до Ада ли?
Пусть лучше Богу останется богово -
нам же - невместно. Не нужно. Не надо бы...


P.S. В этот раз я была благоразумнее и всё время копировала написанное.Поэтому попытка, вроде бы удалась. Но самое удивительное то, что у меня получилось, как у известного героя - всю ночь он не спал и сочинял письмо возлюбленной.А утром обнаружил, что эти строчки давным-давно были написаны А.С.Пушкиным. Так и у меня. Выискивая подробности про картину "Остров мертвых" и его создателя и собираясь уже загружать готовый пост в журнал, обнаружила интереснейшую статью замечательной

10 мая 2014, 18:56

На днях совершенно случайно в Государственном Эрмитаже набрела на "Остров мертвых". Удивилась - мягко сказано. Я имела удовольствие наблюдать непосредственно три из "канонических" пяти версий картины, о существовании шестой, попавшей в Эрмитаж из частной коллекции, даже не подозревала (о ней вообще мало кто подозревает, и википедия о ней молчит).

Эта "счастливая встреча" подтолкнула меня к созданию поста.

Имя Арнольда Бёклина, большого европейского художника-символиста, некогда гремевшее на весь Старый Свет, сейчас незаслуженно забыто. "Die Toteninsel" ("Остров мертвых") -главная и наиболее известная из его картин, своеобразная икона символизма.

Первый вариант "Острова" пишется художником по заказу мецената Александра Гюнтера в 1880 году. В основе сюжета картины- античный миф о том, что души героев и любимцев богов находят последний приют на уединенном острове, омываемом водами Стикса (или же Ахерона). Через реку души усопших переправляет лодочник Харон.

Май 1880. Das Kunstmuseum Basel

В 1877 году умерла семимесячная дочь художника Мария Анна, похоронили девочку на Английском кладбище во Флоренции. Многие исследователи творчества Беклина полагают, что именно это кладбище стало прообразом "Острова".

Английское кладбище на площади Донателло, Флоренция

Некоторые отмечают его сходство с греческим Понтикониси (т.н. "Мышиным островом"). Беклин бывал на Корфу, и Понтикониси действительно мог послужить моделью для картины.

о.Понтикониси (монастырь Пантократор), Греция

Полотно еще не было завершено, когда художник получил от молодой вдовы Марии Берна заказ на "Bild zum Träumen" ("картину для грез"). Предполагается, что она видела незаконченный "первый остров" и заказала себе его копию с небольшими изменениями. После смерти Марии Берна ее наследницы продали картину в галерею Фишера в Люцерне, а в 1926 году она оказалась в Музее Метрополитен, где и находится по сей день.

Июнь 1880. The Metropolitan Museum of Art, New York

Как и первые две версии картины, третья была написана во Флоренции. Она была выполнена в 1883 году по заказу берлинского коллекционера и издателя Фрица Гурлитта. Именно с нее Макс Клингер делает офорт, и издательством Гурлитта огромными тиражами выпускаются прекрасного качества репродукции, которые расходятся по всему миру.

1883. Die Alte Nationalgalerie, Berlin

Так в начале прошлого века "Остров" можно было встретить в интерьере каждой второй европейской квартиры. А по словам Петрова-Водкина, репродукции с картины "разбросились и до нашей провинции и развесились по комнатам передовой молодежи".

Макс Клингер. Остров мертвых. Офорт. 1890.

"Остров мертвых" украшал кабинет Зигмунда Фройда в Вене, висел над кроватью в комнате Ленина в Цюрихе. Набоков упоминает о репродукции "Острова", как о стандартной делали интерьера, в "Машеньке" и "Отчаянии", она же появляется в комнате гадалки, к которой приходит мадам Грицацуева в "Двенадцати стульях" Ильфа и Петрова:

Над пианино висела репродукция с картины Бёклина «Остров мертвых» в раме фантази темно-зеленого полированного дуба, под стеклом. Один угол стекла давно вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что совершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых - узнать было уже невозможно.

Фотография швейцарского жилища Ильича (Isaac McBride "Barbarous Soviet Russia", 1920)- на стене над кроватью тот самый "Остров" (Изображение маленькое и плохого качества, поэтому верьте на слово:))

Третий вариант картины известен еще и тем, что в 1933 году его приобрел... та-даам! ... Адольф Гитлер, который был большим поклонником Беклина и владел в общей сложности 16-ю его работами. Сохранилась фотография, на которой Гитлер и Молотов ведут переговоры на фоне картины.
После войны она переехала из Райхсканцелярии в Национальную галерею Берлина, до сей поры там и остается.

А.Гитлер (справа, с усиками и без очков) и В.Молотов (слева, с усами и в очочках) 12 ноября 1940 г. в Берлине. Если приглядеться, можно опознать за спиной фюрера "третий остров" (Отчетливо видны белая фигурка в лодочке, силуэты гор и верхушки кипарисов на фоне неба).

В 1884 году финансовые трудности подвигли художника на создание четвертой версии картины, которую купил Ханс Хайнрих Тиссен-Борнемисса. К сожалению, в годы Второй Мировой картина была утрачена, сохранилась лишь ее черно-белая фотография:

В пятый раз художник пишет "Остров" в 1886 году для Музея изящных искусств Ляйпцига (примечательно, что в этот раз картина писалась не маслом, а темперой).

1886. Das Museum der bildenden Künste, Leipzig

А в 1901 году совместно с сыном Карло закончил уже шестой! вариант картины (тот самый, что сейчас находится в нашем Эрмитаже). На шести наконец и остановился:)
К чести Беклина, он не копировал картину, но всякий раз по-новому разрабатывал сюжет, сохраняя основу композиции, но меняя размеры, технику, цветовую гамму.

1901. Государственный Музей Эрмитаж, Санкт-Петербург

Известно, что поздний Беклин оказал большое влияние на развитие сюрреализма и мистического реализма в живописи. Первооткрыватель сюрреализма в поэзии Гийом Аполлинер ставил "Остров" в один ряд с Венерой Милосской, Моной Лизой и фресками Сикстинской капеллы; создатель метафизической живописи Джоржо де Кирико причислял Беклина к своим учителям, влияние Беклина признавал Макс Эрнст, а Сальвадор Дали выразил ему свое почтение в картине "Истинное изображение "Острова мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы".

Сальвадор Дали. Истинное изображение "Острова мертвых" Арнольда Беклина в час вечерней молитвы. 1932.

Под впечатлением от черно-белой репродукции картины, увиденной в Ляйпциге в 1908 году, Сергей Рахманинов пишет симфоническую поэму "Остров мертвых", которую посвящает Николаю Струве. Рахманинов выбирает для своей поэмы довольно необычный музыкальный размер - 5/8 (как у григорианского Dies Irae) - так кто-то в ней слышит человеческое дыхание, кто-то накатывающие на берег волны или же ритмично загребающие весла Харона. В общем, "полное погружение" гарантировано, рекомендую!

«ОСТРОВ МЕРТВЫХ»

Картина швейцарского художника-символиста Арнольда Беклина «Остров мертвых» обладает, как ни странно, магической притягательностью. Вскоре после создания она обрела фантастическую популярность, и, что удивительно, петербуржцы и москвичи охотно украшали свои квартиры репродукциями «Острова» в массивных резных рамах, хотя смысл картины по сей день не расшифрован до конца.

Арнольд Беклин родился в Базеле в 1827 году. Он учился в Дюссельдорфской академии художеств. Уже в зрелом возрасте связал свою жизнь с Италией: Вскоре Беклин начал удивлять итальянцев и своих соотечественников мифологическими композициями. Образы морских чудовищ и русалок, козлоногих сатиров и изящных лесных нимф, пейзажи, населенные фантастическими существами, страшное полотно «Чума», изображающее скелет, летящий на огромной слоновьей голове, – все это во второй половине прошлого века выглядело фантастической экзотикой.

Полотно «Остров мертвых», написанное в 1880 году, существует в пяти вариантах. На картине изображен жутковатый остров, напоминающий запущенное кладбище. Мрачные кипарисы вздымаются в серое небо. В раскрытые ворота вплывает ладья, в которой зритель видит стоящую фигуру, задрапированную в белое.

Интерпретаторы творчества Беклина дали полотну разные толкования. По их мнению, это и обобщенная картина загробного мира, и аллегория кладбищенского «вечного покоя», и собирательный образ античной цивилизации. Задрапированная фигура – не то душа умершего, не то сам владыка царства мертвых.

Долгое время считалось, что в творчестве художника какую-то особую роль играют кипарисы. Постепенно они стали символом траура и скорби. Пейзажисты буквально «перетаскивали» эти фантастические деревья из беклиновских этюдов в свои картины. Под стать кипарисам были и персонажи картин – фавны, кентавры и русалки: они мало напоминали реальную жизнь, хотя и имели человеческие лица. Про Беклина часто говорили, что он пишет только нереальный мир. Его так и называли: «Рисующий то, чего нет». Один известный врач сказал художнику: «Ну разве ваши странные персонажи могут в действительности жить на свете?» – «Они не только могут жить, но и живут. Более того, они проживут гораздо дольше, чем ваши пациенты», гордо ответил художник.

Он был прав. Героям беклиновских картин действительно была суждена долгая жизнь. Их образы были растиражированы в виде десятков тысяч открыток и репродукций. Эти открытки сохранялись, окантовывались и ими украшались жилые интерьеры. Персонажи знаменитого швейцарца стали обитателями петербургских домов, составной частью быта города на Неве. Не отставало и московское купечество (почему-то Беклина очень полюбили купцы). И хотя художник никогда не посещал Россию, ему была уготована вторая жизнь вдали от родины.

Но особенно восторженно приняли творчество Беклина художники-символисты. Очень многим обязаны знаменитому базельцу представители ранней русской графической фантастики и в первую очередь крупнейший русский фантаст Виктор Замирайло.

Считалось, что у Беклина в России есть не только последователи, но и своеобразные «двойники». Пейзаж И. И. Левитана «Над вечным покоем» принято считать русским аналогом «Острова мертвых». А о последних днях жизни Левитана говорили, что перед смертью он стал внешне напоминать главного героя картины Беклина «Художник и смерть». Это странное сходство поразило всех. Получалось, что Левитан – это как бы своего рода русский Беклин.

Полотно Николая Рериха «Зловещие» – еще одна параллель «Острову мертвых». От страшных камней и обломков скал буквально веет дыханием смерти. Мрачна и цветовая гамма. На Смоленском кладбище в Петербурге долше время стояло надгробие с тонко выполненной мозаичной вставкой, воспроизводящей полотно Беклина. Под ним покоится член немецкой общины Петербурга Густав Баумайстер.

В 1909 году Сергей Васильевич Рахманинов создал симфоническую поэму «Остров мертвых», и беклиновские образы получили, таким образом, музыкальное воплощение. Картина Беклина привлекла внимание и кинематографистов. Образ зловещего острова с заброшенным замком и пугающими силуэтами деревьев появлялся во многих художественных фильмах. В английском фильме «Миллион лет до нашей эры» кровожадный археоптерикс уносит главную героиню на остров, где жутковато чернеет гнездо с огромными птенцами. Использованы беклиновские мотивы и в фильме А. Кончаловского «Приключения Одиссея». В 1993 году петербургский режиссер Олег Ковалов снял фильм «Остров мертвых». Ковалев перенес на экран то неповторимое ощущение истории, которое навевала на наших предшественников мода на Беклина.

В 1827 году в Швейцарском городе Базеле родился художник, чье творчество оказало огромное влияние на развитие живописи и на культуру в целом. Имя Арнольда Беклина было нарицательным в кругах художников-символистов, а знаменитая картина Беклина «Остров мертвых» стала источником вдохновения для множества влиятельных деятелей мирового искусства.

Арнольд Беклин

Будущий основоположник сюрреализма родился в семье зажиточного торговца шелком Кристьяна Фридриха Беклина. Арнольд Беклин получил художественное образование в Дюссельдорфе и, несмотря на его уникальный стиль и разнообразие техники, его причисляют к Дюссельдорфской школе живописи.

Преподаватели ценили Беклина как очень перспективного ученика и поэтому, еще будучи студентом, Арнольд часто выезжал за границу, а именно в Брюссель и Антверпен, где юный художник копировал великие произведения нидерландских и фландрских мастеров. Еще одна профессиональная поездка в студенческие годы привела Беклина в Париж, где около года художник проработал в Лувре.

В 1850 году художник приехал в Рим, где классическая архитектура, мягкий климат и богатая культура заставили его остаться на семь лет. В Италии Беклин женился на местной девушке. У них была большая семья - 14 детей, из которых только шестеро достигли совершеннолетия. По различным причинам художник с семьей часто переезжал, некоторое время он провел в Веймаре, где преподавал живопись в академии. В Базеле Беклин занимался на заказ, последние годы художник провел в Италии, на своей вилле близ Флоренции.

Символизм и «Остров мертвых»

В самом начале карьеры Беклин писал пейзажи и городскую архитектуру. Со временем его творчество обрело мифологическую направленность, но самые знаменитые работы швейцарского живописца причислены к жанру символизма. Однако он также сильно увлекался пейзажами и мотивами классической мифологии. Например, самая известная работа Арнольда Беклина «Остров Мертвых» — картина, являющаяся одновременно и пейзажем, и мифологическим сюжетом, и комплексной работой со сложной, тяжелой символикой и немалым количеством секретов.

На картине на фоне облачного неба изображен небольшой остров, омываемый зеркальной водной гладью. На острове растут высокие темные кипарисы, а в скалах видны прямоугольные отверстия, напоминающие склепы. По к острову направляется широкая лодка, в которой находятся двое. Одна из фигур укутана в белую ткань, словно в саван, и стоит перед белым прямоугольным ящиком, похожим на гроб.

Среди множества интерпретаций самой популярной версией является своеобразное обыгрывание древнегреческой мифологии. Согласно ей, души усопших героев, избранников богов и выдающихся личностей получают место на уединенном острове в центре Фигуру в белом часто называют провожатым в мир иной Хароном.

Тема смерти была одной из самых частых в творчестве Беклина. Примечательно, что до «Острова Мертвых» Арнольд Беклин никогда не давал названий своим картинам, однако в переписке с заказчиком первого варианта картины он лично назвал свое произведение Die Toteninsel. За несколько лет художник написал шесть вариантов картины, пять из которых были написаны Беклином самостоятельно, а шестой он писал с сыном Карло в последний год своей жизни.

Первый вариант

Заказ на «Остров Мертвых» Беклин получил от своего патрона, мецената Алекса Гюнтера. Первый вариант картины был написан во флорентийской студии художника. Беклин закончил картину в 1880 году, но, как Леонардо с "Джоккондой", не пожелал с ней расстаться. Первый «Остров Мертвых» оставался во владении своего создателя вплоть до его смерти.

Причиной такой привязанности к картине многие искусствоведы называют смерть дочери Беклина. Малышка умерла в 1877 году и была похоронена на английском кладбище в итальянском городе Флоренции. Это кладбище засажено высокими кипарисами, в чем исследователи творчества швейцарского символиста улавливают сходство с картиной.

«Картина для грез»

Во время работы над первым вариантом картины флорентийскую студию Беклина посетила Мария Берна, богатая вдова финансиста Георга фон Берна. Вероятно, под впечатлением от незаконченного полотна, женщина заказала художнику «картину для грез». Для нее Беклин написал второй вариант «острова», который был меньше по размеру, написан на деревянной панели и выполнен в другой, более яркой цветовой гамме.

Примечательно то, что наиболее таинственный элемент картины «Остров Мертвых», а именно лодка с фигурой Харона, была добавлена в композицию по просьбе Марии Берна, оплакивающей мужа. Позднее Беклин дорисовал лодку не только на втором варианте картины, но и на первом.

После смерти хозяйки второй версии «Острова Мертвых» картина была отдана в галерю в городе Люцерне, откуда ее выкупил фонд Готфрида Келлера. Сегодня эта известная картина выставлена в Нью-Йоркском музее "Метрополитен".

Картина для Фрица Гурлита

Третий, самый популярный вариант картины был заказан коллекционером Фрицем Гурлитом. Он так же, как и первые два, был написан во Флоренции и закончен в 1883 году. Это самый светлый из существующих вариантов картины. Кроме более светлой гаммы, третья версия «Острова» отличается динамизмом - верхушки стройных кипарисов гнутся под порывами ветра, а водная гладь уже не такая зеркальная.

Эта версия наиболее популярна благодаря тому, что именно с нее Максом Клингером был сделан высококачественный офорт, с которого Фриц Гурлит печатал репродукции. В конце XIX - начале XX веков эти репродукции были очень популярны в Германии, откуда мода на них пришла и в другие страны. Сегодня Старая Национальная Галерея Берлина выставляет оригинал картины в постоянной коллекции.

Финансовые трудности и четвертый вариант картины

Через год после завершения работы над третьим вариантом «Острова Мертвых» многочисленная семья Беклина столкнулась с финансовыми трудностями, побудившими художника написать еще один вариант своей самой востребованной картины, который он продал знаменитому коллекционеру, барону Хансу Тиссен-Борнемиса де Касон.

В качестве материалов для четвертой версии Беклин использовал медь и масляные краски. К сожалению, эта картина не смогла пережить Вторую мировую войну и была уничтожена, предположительно в Берлине либо в Роттердаме. Осталась лишь ее черно-белая фотография.

Полотно для музея изобразительных искусств в Лейпциге

Еще через два года Беклин снова вернулся к «Острову мертвых». Картина была заказана музеем изобразительных искусств немецкого города Лейпциг. Примечательно, что в этот раз художник предпочел темперу масляным краскам.

На пятой картине четко виден гребец, направляющий лодку к острову, к тому же сама лодка находится гораздо ближе к цели, по сравнению с остальными четырьмя вариантами. Интересно, что в то время, как основная композиция «Острова Мертвых» остается неизменной, в каждой версии есть небольшие отличающиеся детали. Цветовая гамма шести полотен тоже отличается.

Картина «Остров мертвых» в Эрмитаже

Шестой вариант картины Арнольда Беклина, находящийся в частной коллекции, но выставляемый в Санкт-Петербургском Эрмитаже, является самым малоизвестным. Вероятно, потому, что между написанием пятого и шестого вариантов «Острова Мертвых» прошло почти пять лет. Интересно, что Беклин написал эту версию в соавторстве с сыном Карло в последний год своей жизни.

Культурный феномен своего времени

По странному стечению обстоятельств, именно эта картина Беклина стала культовым произведением своего времени. Именно «Остров Мертвых» — картина, принесшая прижизненную славу своему автору. В определенных культурных кругах Беклина практически обожествляли, называя «Микеланджело новейшей эпохи».

По словам современников, «Остров мертвых» — картина, бывшая неотъемлемой частью интерьера как продвинутой молодежи и культурной интеллигенции, так и провинциальной глубинки начала XX столетия.

Репродукции третьего варианта картины разлетелись по всей Европе. Поклонниками творчества Беклина, а именно «Острова Мертвых» были величайшие культурные и исторические деятели. Аполлинер, Клемансо, Фрейд, Дали, Кандинский и Рахманинов были поражены магической атмосферой картины и ее влиянием на зрителей. Третий вариант был приобретен Адольфом Гитлером и висел в Рейхсканцелярии.

«Остров Мертвых» — картина, ставшая источником вдохновения для множества других произведений искусства как в живописи, так и в музыке, кинематографе, поэзии и скульптуре.