Работа блогером

Развивающиеся страны. Развитые страны Разница между развитыми странами и развивающимися странами

Или, как их принято называть, развивающиеся территории, - это яркое подтверждение экономического принципа «80%-20%». Только здесь это соотношение численности населения и к мировому. Имея 80% населения от мирового, они производят и потребляют 20% от мирового ВВП. Сегодня список развивающихся стран открывает Китай. По версии компании Блумберг (крупнейший поставщик финансовой информации в мире), рост ВВП Китая за следующие четыре года составит 46%. Такая экспансия обеспечит китайской экономике почти мировое господство. К нашему огорчению, Россия в списке Блумберг занимает 9 место.

Кто попадает в эту категорию?

Показатели, по которым заносятся государства в список развивающихся стран, - это рост ВВП, соотношение госдолга с ВВП, инфляция, коэффициент категории «легкость ведения бизнеса». Так вот, вести предпринимательскую деятельность по этой версии в РФ на 21 пункт труднее, чем в Китае. И это при том, что коэффициент Китая очень высок.

Неидеальный мир

Так что это такое - развивающиеся страны мира, список которых постоянно пополняется? Это государства Азии, Африки, Латинской Америки, характеризующиеся аграрно-сырьевой экономикой и достаточно слабо развитой обрабатывающей промышленностью, быстрым ростом населения, низким уровнем образования. Но такое определение больше подошло бы к доперестроечной картине двухполярного мира. Сейчас в список развивающихся стран попали все республики бывшего социалистического лагеря, Южная Корея, Россия. Радует то, что мы в двадцатке лучших из них.

Неоднородность списка стран третьего мира

На сегодня список которых открывают наиболее развитые государства Латинской Америки (Бразилия, Мексика, Аргентина) и Азии (Южная Корея, Сингапур, Гонконг), можно разбить на пять групп.


Теория трёх миров - понятие условное.

Сегодня не существует чёткого деления территории по данному принципу, однако существует ранжирование стран согласно уровню ВВП (величина внутреннего национального продукта на одного жителя страны).

Вконтакте

Так, условно государства разделяют на три группы:

  1. ВВП на человека более 9 тыс. долларов США.
  2. ВВП на человека свыше 6 тыс. долларов США.
  3. ВВП не более 750 долларов США на человека.

К третьей группе и относятся страны третьего мира. Википедия, ссылаясь на данные Morgan Stanley, утверждает, что сейчас на все развивающиеся государства приходится половина мирового ВВП.

История термина

Деление всех стран на группы по политико-экономическому признаку было предложено Мао Цзэдуном. К первому миру он относил сверхдержавы - СССР и США, второй мир представляли промежуточные силы - Европа, Канада, Япония. Третий мир - это вся Африка, Латинская Америка и Азия.

Существовала и западная теория деления на миры, её автор Альфред Сови. 5 марта 1946 года началось холодное противостояние между США и СССР. Разногласия возникли в военных, экономических, идеологических и геополитических вопросах. В холодной войне у каждой стороны были союзники. Советский союз сотрудничал с Болгарией, Венгрией, Польшей, Сирией, Ираком, Египтом, КНР и другими странами.

На стороне США выступали многие европейские государства, а также Таиланд, Турция, Япония, Израиль. Часть стран сохраняла нейтралитет в холодной войне, именно они и были названы третьим миром или развивающимися странами.

С 1952 года к развивающимся стали относить государства с низким уровнем экономического развития. К концу XX века некоторые страны этой группы смогли сделали скачок в экономике и обогнали развитые страны.

Развивающиеся страны сегодня

По терминологии ООН третьим миром называют развивающиеся государства. Они имеют общие характеристики в экономике, политике и культуре. Большую роль в формировании единых признаков сыграл колониальный период.

На данных территориях преобладало ручное производство, после наступления независимости, начался резкий переход к индустриальным методам организации труда. Так как последовательность фаз экономического развития отсутствовала, отрасли народного хозяйства развиты негармонично.

В развивающихся странах соседствуют доиндустриальные и современные типы производства. В большинстве государств третьего мира практически отсутствуют иностранные и частные инвестиции, государству самому приходится выполнять роль инвестора для увеличения темпов роста экономики. Кроме общих характеристик, развивающиеся страны имеют ряд непостоянных признаков.

Отличия развивающихся государств

В XXI веке многие государства третьего мира имеют возможность развития благодаря экономическим связям с лидирующими странами. Запад инвестирует в экономику, образование, медицину, но часто в таких странах происходят гражданские волнения, что тормозит развитие экономики. Для многих актуален вопрос - является ли Россия страной третьего мира. Нет, Россия на данный момент относится к быстроразвивающимся странам.

Список стран третьего мира

Существует несколько списков развивающихся государств:

Перечень развивающихся государств по данным ООН

Африка Азия Латинская Америка и карибский бассейн
Северная - Египет, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко Южная - Ангола, ЮАР, Маврикий, Замбия, Намибия Центральная - Камерун, Чад, Конго, Габон Западная - Гамбия, Гвинея, Мали, Либерия, Нигерия Восточная - Коморские острова, Конго, Эфиопия, Сомали, Судан. Восточная - К итай, Гонконг, Индонезия, Малайзия, Южная Корея, Таиланд, Вьетнам Южная - Индия, Иран, Непал, Пакистан, Шри-Ланка Западная - Ирак, Израиль, Иордания, Омар, Катар, ОАЭ, Сирия, Турция, Кувейт, Саудовская Аравия. Карибский бассейн - Куба, Доминиканская Республика, Гаити, Ямайка Мексика и центральная Америка - Коста-Рика, Мексика, Панама, Никарагуа Южная Америка - Аргентина, Колумбия, Бразилия, Перу, Венесуэла

В отличие от ООН, МВФ включил в число развивающихся страны СНГ и Россию, а также часть европейских государств - Венгрию, Болгарию, Хорватию, Румынию, Польшу, Литву. В свою очередь, Всемирный банк причисляет Россию к развитым государствам. Такие разногласия ещё раз подтверждают, что невозможно строго делить мир по экономическому признаку, все классификации условны.

В XXI веке некоторые государства, которые ранее считались отстающими, выделены в отдельную подгруппу - нефтедобывающие. В неё входят - ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн. Они стали богатейшими странами мира, крупнейшими экспортёрами нефти, но однонаправленность и разбалансированность экономики не позволяет им стать развитыми.

Согласно классификации ООН, МВФ и Всемирного банка в одну группу с богатейшими экспортёрами нефти встают страны с отрицательными темпами роста экономики - Того, Эфиопия, Чад и другие государства Африки, латинской Америки. До 90% их экономики составляет аграрный сектор, который не способен обеспечить сырьём и продовольствием потребности местного рынка. Такие государства объединены в подгруппу - слаборазвитые.

Самая крупная третья подгруппа - государства со средним уровнем развития - Египет, Тунис, Сирия, Алжир. Здесь развита внешняя торговля, проблема голода и нищеты отсутствует. Благодаря внутренним ресурсам у этих государств большие перспективы развития, но они имеют крупный внешний долг и существенный технологический разрыв с развитыми странами.

Теория развивающихся стран будет существовать в различных системах под разными названиями. Списки государств будут обновляться, так как многим государствам удастся подняться до уровня развитых, преодолев барьер отсталости. читайте по ссылке.

Наш современный мир потрясающе разнообразен. В нем соседствуют богатые и бедные, развитые и развивающиеся страны. Чем они отличаются друг от друга? И какие государства можно отнести к группе экономически развитых? Об этом читайте в нашей статье.

Развитые и развивающиеся страны: проблема идентификации

В самом начале следует отметить, что в ООН не предусмотрено четких критериев, по которым страну можно отнести к тому или другому типу. Так, развитые страны (английский вариант термина: developed countries) обозначаются как государства, которые занимают на данный момент времени ведущее положение в мировой экономике.

Развивающиеся страны (developing countries) – это государства с низкими стандартами уровня жизни, отсутствием механизмов свободного рынка, олигархическими правительствами и т.п. Интересно, что в современном мире есть и такие страны, которые не развиваются вовсе. Для этих государств в ООН придумали еще один класс: «наименее развитые государства». К последним можно отнести Нигер, Сомали, Чад, Бангладеш и еще ряд стран Африки и Азии.

Такие государства планеты, как Япония, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также ряд европейских стран принято относить к классу экономически развитых стран мира. А вот страны бывшего СССР и вовсе не включены ни в одну из вышеназванных групп, что говорит о некой субъективности и несовершенстве данной политико-экономической классификации.

Экономически развитые страны: сущность понятия и критерии выделения

Под экономически развитыми государствами подразумеваются страны с рыночной экономикой и самым высоким уровнем жизни своих граждан. Существуют критерии, согласно которым экономисты выделяют развитые страны. К таким можно отнести следующие:

  • рыночная модель экономики;
  • высокий ВВП на душу населения (свыше 12000 долларов в год);
  • высокие социальные стандарты;
  • преобладание предприятий сферы услуг в структуре экономики;
  • открытость и прозрачность власти;
  • активное развитие науки и образования;
  • технологичность и высокая продуктивность сельского хозяйства.

На сегодняшний день, экономически развитые страны выступают главными носителями мирового научно-технического потенциала. Во многом, именно эта особенность является основным фактором конкурентоспособности их экономик.

География развитых государств

Развитые страны сегодня – это около 75 % общемирового валового продукта. Вместе с этим, в этих государствах проживает всего 15 % населения планеты Земля. Именно между развитыми странами движется основная часть международного капитала и «умов».

Согласно классификации МВФ (Международного Валютного Фонда), к экономически развитым странам относится 34 современных государства. Это США, Канада, все страны еврозоны, некоторые государства Восточной Азии, а также Австралия и Новая Зеландия. Карта ниже дает общее преставление об их планетарной географии (все развитые страны мира на ней отмечены синим цветом).

В группе развитых стран также выделяется «семерка» наиболее развитых государств. К их числу относят США, Японию, Канаду, Францию, Германию, Великобританию и Италию.

Индустриальные государства планеты

Индустриальные или промышленно-развитые страны – это группа государств, экономики которых основаны на промышленности, индустрии. В англоязычной литературе встречается термин: industrial countries.

Если промышленный продукт занимает более 50 % в структуре ВВП и экспорта страны, то её, как правило, относят к группе промышленно-развитых государств. Список этих стран определяет МВФ. Причем, он регулярно меняется и корректируется.

Помимо индустриальных, в мире также выделяют аграрные (экономика которых основана преимущественно на сельском хозяйстве), а также аграрно-индустриальные страны.

Примеры развитых стран: Япония

Японская экономика – одна из самых развитых в мире. По объему ВВП Япония занимает третье место на планете. Здесь сильно развиты высокие технологии, японские автомобили и корабли ценятся во всем мире. Японская транспортная система известна своими высокоскоростными и модернизированными железными дорогами, автомобильными трассами.

Японская экономическая модель весьма необычна. Она предусматривает единство крупного капитала и государственной власти в решении насущных проблем страны. Правительство, вместе с самыми большими японскими концернами, четко координируют свои действия.

Сельское хозяйство в Японии умудряется не только обеспечивать свои огромные внутренние потребности, но и экспортирует около половины всего произведенного в стране продовольствия за границу. Основой аграрного комплекса здесь выступают маленькие фермы и хозяйства.

США: исторические аспекты экономики государства

Современные успехи американской экономики – это следствие нескольких факторов. Каких именно?

Прежде всего, этой стране достались в свободное распоряжение огромные и малозаселенные просторы, с богатейшим природно-ресурсным потенциалом. На его основе эффективно развивалась как промышленность, так и сельское хозяйство. Еще один важный момент: в США никогда не существовало так называемых докапиталистических отношений, «следы» которых ставили бы палки в колеса развитию страны.

На протяжении XIX-XX веков в США переехало огромное количество «умов» – высококвалифицированных, активных и перспективных кадров. Все они нашли себе применение в благополучной заокеанской стране, чем заложили мощный фундамент для развития американской науки, высшего образования и технологий.

Стремительный рост населения в США стимулировал развитие сферы услуг. Экономика страны получила ориентацию на потребителя: уже в 1915 году в США был произведен миллионный легковой автомобиль. Следует отметить, что ни одна из Мировых войн не нанесла экономике и инфраструктуре США никакого урона (в отличие от стран Европы, России или Японии, которые долго восстанавливались после лихолетий войны).

Роль государства в современной американской экономике остается высокой. Оно полностью контролирует деятельность отдельных отраслей народного хозяйства. Прежде всего, речь идет о военном секторе, атомной промышленности и некоторых других сфер.

Россия – развивающаяся или развитая страна?

Россия – развитая страна, или нет? Международный Валютный Фонд отвечает на этот вопрос однозначно: нет. Хотя и в списке развивающихся государств России нет. А вот к числу промышленно-развитых стран Российскую Федерацию можно относить смело.

Экономика Российской Федерации – пятая на планете по общему объему ВВП. Её доля в мировой экономике составляет около 3-3,5 %. Ведущие отрасли в структуре народного хозяйства России – это добыча полезных ископаемых, строительство, обрабатывающая промышленность, электроэнергетика.

Страна экспортирует преимущественно нефть, природный газ, нефтепродукты, цветные металлы, древесину, а также различную военную технику. Среди главных статей импорта стоит выделить стальной прокат, автомобили, приборы и оборудование, фармацевтические препараты и другое. Основные внешнеторговые партнеры России: Китай, Германия, Беларусь, Польша, Казахстан, Франция и Италия.

В заключение…

Развитые страны (developed countries) – это государства, занимающие в современной мировой экономике и политике ведущее место. Все они отличаются общими чертами: высокими жизненными стандартами, открытостью власти, стремительным развитием науки, активным внедрением высоких технологий в производство, сельское хозяйство и прочие сферы жизни и деятельности людей.

Согласно классификации МВФ, в современном мире выделяется 34 развитых государства. Почти все они расположены в Северном полушарии, в основном, в пределах Европы.

  • 1. Сущность и формы международного движения капитала
  • 2. Мировой рынок капиталов. Понятие. Сущность
  • 3. Евро и доллары (евродоллары)
  • 4. Основные участники мирового финансового рынка
  • 5. Мировые финансовые центры
  • 6. Международный кредит. Сущность, основные функции и формы международного кредита
  • 1. Природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства. Сущность
  • 2. Земельные ресурсы
  • 3. Водные ресурсы
  • 4. Лесные ресурсы
  • 5. Трудовые ресурсы мирового хозяйства. Сущность. Население. Экономически активное население. Проблемы занятости
  • 1. Мировая валютная система. Ее сущность
  • 2. Основные понятия мировой валютной cистемы: валюта, валютный курс, валютные паритеты, конвертируемость валюты, валютные рынки, валютные биржи
  • 3. Становление и развитие мвс
  • 4. Платежный баланс. Структура платежного баланса. Неравновесие платежного баланса, причины возникновения и проблемы урегулирования
  • 5. Проблемы внешней задолженности
  • 6. Валютная политика государства. Формы и инструменты валютной политики
  • 1. Сущность международной экономической интеграции
  • 2. Формы международной экономической интеграции
  • 3. Развитие интеграционных процессов в Западной Европе
  • 4. Североамериканская ассоциация свободной торговли (нафта)
  • 5. Интеграционные процессы в Азии
  • 6. Интеграционные процессы в Южной Америке
  • 7. Интеграционные процессы в Африке
  • 1. Сущность и понятия международных экономических организаций
  • 2. Классификация международных экономических организаций
  • 1. Азия в мировом хозяйстве. Основные показатели экономического и социального развития
  • 2. Африка. Основные показатели экономического и социального развития
    • 1. Три группы стран: развитые, развивающиеся и с переходной экономикой

    • На основании разнообразных критериев в мировом хозяйстве выделяется определенное количество подсистем. Наиболее крупными подсистемами, или мегасистемами, являются три группы национальных экономик:

      1) промышленно развитые страны;

      2) страны переходного периода;

      3) развивающиеся страны.

    • 2. Группа развитых стран

    • В группу развитых (промышленно развитых стран, индустриальных) входят государства, имеющие высокий уровень социально-экономического развития, преимущественное преобладание рыночной экономики. ВВП на душу населения по ППС составляет не менее 12 тыс. долларов по ППС.

      В число развитых стран и территорий, по мнению Международного валютного фонда, входят США, все страны Западной Европы, Канада, Япония, Австралия и Новая Зеландия, Южная Корея, Сингапур, Гонконг и Тайвань, Израиль. ООН присоединяет к ним Южно-Африканскую Республику. Организация экономического сотрудничества и развития добавляет к их числу Турцию и Мексику, хотя это скорее всего развивающиеся страны, но они вошли в это число по территориальному признаку.

      Таким образом, около 30 стран и территорий включают в число развитых стран. Возможно, после официального присоединения к Европейскому союзу Венгрии, Польши, Чехии, Словении, Кипра и Эстонии эти страны также будут включены в число развитых стран.

      Существует мнение, что в ближайшем будущем в группу развитых стран войдет и Россия. Но ей для этого необходимо пройти долгий путь преобразования своей экономики в рыночную, увеличить ВВП хотя бы до дореформенного уровня.

      Развитые страны – это главная группа стран в мировом хозяйстве. В этой группе стран выделяют «семерку» с наибольшим объемом ВВП (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада). Более 44 % мирового ВВП приходится на эти страны, в том числе на США – 21, Японию – 7, Германию – 5 %. Большинство развитых стран являются членами интеграционных объединений, из которых наиболее мощными являются Европейский союз (ЕС) и Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).

    • 3. Группа развивающихся стран

    • Группа развивающихся стран (менее развитых, слаборазвитых) – это самая многочисленная группа (около 140 государств, расположенных в Азии, Африке, Латинской Америке и Океании). Это государства с низким уровнем экономического развития, но с рыночной экономикой. Несмотря на довольно значительное число этих стран, а для многих из них характерны большая численность населения и немалая территория, на них приходится всего лишь 28 % мирового ВВП.

      Нередко группу развивающихся стран называют третьим миром, и она неоднородна. Основу развивающихся стран составляют государства со сравнительно современной структурой экономики (например, некоторые страны Азии, особенно Юго-Восточной, и страны Латинской Америки), большим ВВП на душу населения, высоким индексом человеческого развития. Из них выделяют подгруппу новых индустриальных стран, которые в последнее время демонстрируют очень высокие темпы экономического роста.

      Они смогли сильно сократить свое отставание от развитых стран. К сегодняшним новым индустриальным странам можно отнести: в Азии – Индонезию, Малайзию, Таиланд и другие, в Латинской Америке – Чили и другие Южно– и Центральноамериканские страны.

      В особую подгруппу выделяют страны, являющиеся экспортерами нефти. Костяк этой группы составляют 12 участников Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК).

      Отсталость, отсутствие богатых запасов полезных ископаемых, а в некоторых странах и выхода к морю, неблагоприятная внутриполитическая и социальная обстановка, военные действия и просто засушливый климат определяют в последние десятилетия рост числа стран, относимых к подгруппе наименее развитых. В настоящее время их 47, в том числе 32 расположены в Тропической Африке, 10 – в Азии, 4 – в Океании, 1 – в Латинской Америке (Гаити). Главная проблема этих стран – не столько в отсталости и бедности, сколько в отсутствии ощутимых экономических ресурсов для их преодоления.

    • 4. Группа стран с переходной экономикой

    • К этой группе относят государства, осуществляющие переход от административно-командной (социалистической) экономики к рыночной (поэтому их часто называют постсоциалистическими). Такой переход происходит с 1980-1990-х гг.

      Такими являются 12 стран Центральной и Восточной Европы, 15 стран бывших советских республик, а также Монголия, Китай и Вьетнам (две последние страны формально продолжают строить социализм)

      На страны с переходной экономикой приходится около 17–18 % мирового ВВП, в том числе на страны Центральной и Восточной Европы (без Балтии) – менее 2 %, бывшие советские республики – более 4 % (в том числе на Россию – около 3 %), Китай – около 12 %. В этой самой молодой группе стран можно выделить подгруппы.

      В одну подгруппу можно объединить бывшие советские республики, которые сейчас объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Таким образом, такое объединение приводит к реформированию экономики этих стран.

      В другую подгруппу можно объединить страны Центральной и Восточной Европы, страны Балтии. Для этих стран свойствен радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС, относительно высокий уровень развития большинства из них.

      Но из-за сильного отставания от лидеров этой подгруппы Албании, Болгарии, Румынии и республик бывшей Югославии их целесообразно включать в первую подгруппу.

      Китай и Вьетнам можно выделить в отдельную подгруппу. Низкий уровень социально-экономического развития в настоящее время быстро повышается.

      Из многочисленной группы стран с административно-командной экономикой к концу 1990-х гг. остались только две страны: Северная Корея и Куба.

    ЛЕКЦИЯ № 4. Новые индустриальные страны, нефтедобывающие страны, наименее развитые страны. Особое место группы\ лидеров развивающегося мира: новых индустриальных стран и стран – членов ОПЕК

      В структуре развивающихся стран 1960-80-е гг. XX в. являются периодом глобальных изменений. Из их среды выделяются так называемые «новые индустриальные страны (НИС)». НИС на основании определенных признаков отличают из основной массы развивающихся стран. Особенности, отличающие «новые индустриальные страны» от развивающихся стран, разрешают говорить о появлении особой «новоиндустрильной модели» развития. Эти страны являются своеобразными примерами развития для многих государств как в отношении внутренней динамики народного хозяйства, так и в отношении внешнеэкономической экспансии. К НИС относят четыре азиатские страны, так называемые «малые драконы Азии» – Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Гонконг, а также НИС Латинской Америки – Аргентину, Бразилию, Мексику. Все эти страны – это НИС первой волны или первого поколения.

      Затем за ними идут НИС последующих поколений:

      1) Малайзия, Таиланд, индия, Чили – второе поколение;

      2) Кипр, Тунис, Турция, Индонезия – третье поколение;

      3) Филиппины, южные провинции Китая – четвертое поколение.

      В результате возникают целые зоны новоиндустриальности, полюса экономического роста, распространяющие свое влияние прежде всего на близлежащие регионы.

      Организация Объединенных Наций выделяет критерии, по которым те или иные государства относятся к НИС:

      1) размер ВВП на душу населения;

      2) среднегодовые темпы его прироста;

      3) удельный вес обрабатывающей промышленности в ВВП (он должен быть более 20 %);

      4) объем экспорта промышленных изделий и их доля в общем вывозе;

      5) объем прямых инвестиций за рубежом.

      По всем этим показателям НИС не только выделяются на фоне других развивающихся стран, но и зачастую превосходят подобные показатели ряда промышленно развитых стран.

      Значительное повышение благосостояния населения определяет высокие темпы роста НИС. Низкий уровень безработицы является одним из достижении НИС Юго-Восточной Азии. В середине 1990-х г. четыре «малых дракона», а также Таиланд и Малайзия являлись странам с самой низкой безработицей в мире. Они показали отстающий уровень производительности труда по сравнению с промышленно развитыми странами. В 1960-е г. по такому пути пошли некоторые страны Восточной Азии и Латинской Америки – НИС.

      Эти страны активно использовали внешние источники экономического роста. К ним прежде всего можно отнести свободное привлечение иностранных капиталов, техники и технологии из промышленно развитых стран.

      Основные причины выделения НИС из остальных стран:

      1) в силу ряда причин некоторые НИС оказались в сфере особых политических и экономических интересов промышленно развитых стран;

      2) на развитие современной структуры экономики НИС большое влияние оказали прямые инвестиции. Прямые инвестиции в экономику НИС занимают 42 % прямых капиталистических вложений в развивающиеся страны. Основным инвестором является США, а потом Япония. Японские инвестиции содействовали индустриализации НИС и увеличению конкурентоспособности их экспорта. Особенно заметную роль они сыграли в метаморфозе НИС в крупных экспортеров продукции обрабатывающей промышленности. Для НИС Азии характерно то, что капитал устремлялся главным образом в обрабатывающую промышленность и сырьевые отрасли. В свою очередь капитал латиноамериканских НИС направлялся в торговлю, сферу услуг, обрабатывающую промышленность. Свободная экспансия зарубежного частного капитала привела к тому, что в НИС фактически нет ни одной отрасли экономики, где не было бы иностранного капитала. Доходность инвестиций в азиатские НИС заметно превосходит подобные возможности в латиноамериканских странах;

      3) «азиатские» драконы были намерены принимать эти изменения международной экономической конъюнктуры и употреблять их в своих целях.

      Значительную роль в привлечении транснациональных корпораций сыграли следующие факторы:

      1) удобное географическое положение НИС;

      2) формирование почти во всех НИС автократических или близких к таковым политических режимов, лояльных к промышленно развитым странам. Иностранным инвесторам обеспечивалась высокая степень гарантий безопасности их инвестиций;

      3) такие неэкономические факторы, как трудолюбие, старательность, дисциплинированность населения НИС Азии сыграли значительную роль.

      Все страны по уровню экрнрмического развития можно распределить на три категории. Особо выделяют страны импортеры и экспортеры нефти.

      В группу стран с высокими доходами на душу населения, которые характерны для промышленно развитых стран, входят Бруней, Катар, Кувейт, Эмираты.

      В группу стран со средними показателями ВВП на душу населения объединяют в основном страны-нефтеэкспортеры и новые индустриальные страны (к ним относятся страны, доля обрабатывающей промышленности в ВВП которых составляет не менее 20 %)

      Группа нефтеэкспортеров имеет подгруппу, состоящую из 19 государств, экспорт нефтепродуктов которых превышает 50 %.

      В этих странах первоначально была создана материальная основа, а только потом дан простор для развития капиталистических производственных отношений. В них сформировался так называемый рентный капитализм.

      Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в сентябре 1960 г. на конференции в Багдаде (Ирак). ОПЕК учредили пять богатых нефтью развивающихся государств: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия, Венесуэла.

      К этим странам впоследствии присоединились восемь других: Катар (1961 г.), Индонезия и Ливия (1962 г.), ОАЭ (1967 г.), Алжир (1969 г.), Нигерия (1971 г.), Эквадор (1973 г.), и Габон (1975 г.). Однако два незначительных производителя – Эквадор и Габон – отказались от членства в этой организации в 1992 и 1994 гг. соответственно. Таким образом, настоящий ОПЕК объединяет 11 стран-участниц. Штаб-квартира ОПЕК находится в Вене. Устав Организации был принят в 1961 г. на январской конференции в Каракасе (Венесуэла). В соответствии с 1-й и 2-й статьями Устава Опек представляет собой «постоянную межправительственную организацию», основными задачами которой являются:

      1) координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов;

      2) изыскание путей и способов, обеспечивающих стабильность цен на мировых нефтяных рынках с целью исключения пагубных и нежелательных ценовых колебаний;

      3) соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов;

      4) эффективное, экономически целесообразное и регулярное снабжение нефтью стран-потребителей;

      5) обеспечение инвесторам, направляющим свои средства в нефтяную промышленность, справедливого дохода на вложенный капитал.

      ОПЕК контролирует около половины мирового объема торговли нефтью, устанавливает официальную цену на сырую нефть, что во многом определяет мировой уровень цен.

      Конференция является высшим органом ОПЕК и состоит из делегаций, обычно возглавляемых министрами. Обычно она собирается на очередные сессии дважды в год (в марте и сентябре) и на внеочередные – по мере необходимости.

      На Конференции формируется общая политическая линия Организации, определяются соответствующие меры по ее претворению в жизнь; принимаются решения о приеме новых членов; проверяется и координируется деятельность Совета Управляющих, назначаются члены Совета, в т. ч. Председатель Совета Управляющих и его заместитель, а также Генеральный Секретарь ОПЕК; утверждается бюджет и изменения в Уставе и пр.

      Генеральный секретарь Организации является и секретарем Конференции. Все решения, за исключением процедурных вопросов, принимаются единогласно.

      Конференция в своей деятельности опирается на несколько комитетов и комиссий, важнейшей из которых является экономическая комиссия. Она призвана оказывать содействие Организации в поддержании стабильности на мировом нефтяном рынке.

      Совет Управляющих является руководящим органом ОПЕК и по характеру выполняемых им функций сопоставим с советом директоров коммерческой организации. Он состоит из управляющих, назначаемых государствами-членами и утверждаемых Конференцией на двухлетний срок.

      Совет исполняет руководство Организацией, осуществляет решения высшего органа ОПЕК, формирует годовой бюджет и представляет его на утверждение Конференции. Он также анализирует доклады, представляемые Генсеком, составляет отчеты и рекомендации Конференции по текущим делам и подготавливает повестки дня Конференций.

      Секретариат ОПЕК действует как штаб-квартира Организации и (по сути) является исполнительным органом, отвечающим за ее функционирование в соответствии с положениями Устава и директивами Совета Управляющих. Секретариат возглавляется Генеральным Секретарем и состоит из Отдела исследований, руководимого директором, департамента по информации и связям с общественностью, департамента администрации и персонала, а также офиса Генерального Секретаря.

      Устав определяет три категории членства в Организации:

      1) участник-учредитель;

      2) полный участник;

      3) ассоциативный участник.

      Участниками-учредителями являются пять стран, которые основали ОПЕК в сентябре 1960 г. в Багдаде. Полные участники – это страны-учредители плюс те страны, членство которых было утверждено Конференцией. Ассоциативные участники – это те страны, которые по тем или иным причинам не соответствуют критериям для полного участия, но тем не менее были приняты Конференцией на особых отдельно оговоренных условиях.

      Максимизация прибылей от нефтеэкспорта для участников – это основная цель ОПЕК. В основном достижение этой цели объединено с необходимостью выбора между повышением производства в надежде продать большее количество нефти или же с его сокращением с целью выиграть на более высоких ценах. ОПЕК периодически изменяла эти стратегии, но ее доля на мировом рынке с 1970-х гг. довольно снизилась. В то время в среднем реальные цены не претерпели существенных изменений.

      Вместе с тем в последние годы появились другие задачи, порой противоречащие вышеуказанной. Так, например, Саудовская Аравия усиленно лоббировала идею поддержания долговременного и стабильного уровня нефтяных цен, который был бы не слишком высоким, чтобы побудить развитые страны разрабатывать и внедрять альтернативные виды топлива.

      Цели тактического характера, решаемые на встречах ОПЕК, заключаются в регулировании добычи нефти. И все же на данный момент странам ОПЕК так и не удалось развить эффективный механизм регулирования производства главным образом потому, что участники этой организации являются суверенными государствами, которые имеют право проводить независимую политику в области добычи нефти и ее экспорта.

      Другой тактической целью Организации в последние годы стало стремление «не спугнуть» нефтяные рынки, т. е. забота об их стабильности и устойчивости. Например, прежде чем объявить о результатах своих совещаний министры ОПЕК ждут окончания торговой сессии по нефтяным фьючерсам в Нью-Йорке. А так же уделяют особое внимание тому, чтобы в очередной раз заверить страны Запада и азиатские НИС в намерении ОПЕК вести конструктивный диалог.

      По своей сути ОПЕК представляет не что иное, как международный картель богатых нефтью развивающихся стран. Это следует как из задач, сформулированных в ее Уставе (например, соблюдение интересов стран-производителей и обеспечение им устойчивых доходов; координация и унификация нефтяной политики стран-участниц и определение оптимальных способов (индивидуальных и коллективных) по защите их интересов), так и из специфики членства в Организации. Согласно Уставу ОПЕК «любая другая страна со значительным нетто-экспортом сырой нефти, имеющая принципиально схожие интересы со странами-участницами, может стать полным участником организации, если получит согласие на вступление от? ее полных участников, включая единодушное согласие участников-учредителей.

    ЛЕКЦИЯ № 5. Открытость национальной экономики. Экономическая безопасность

      Характерным признаком глобализации является открытость экономики. Одной из ведущих тенденций мирохозяйственного развития послевоенных десятилетий явился переход от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа.

      Впервые определение открытости дал французский экономист М. Пербо. По его мнению, «открытость, свобода торговли – это наиболее благоприятное правило игры для лидирующей экономики».

      Для нормального функционирования мирового хозяйства необходимо в конечном счете достичь полной свободы торговли между странами, такой же, какая ныне характерна для торговых отношений внутри каждого государства.

      Экономика открытая – экономическая система, ориентированная на максимальное участие в мирохозяйственных связях и в международном разделении труда. Противостоит автаркическим экономическим системам, развивающимся обособленно на основе самообеспеченности.

      Степень открытости экономики характеризуется такими показателями, как экспортная квота – отношение стоимости экспорта к стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), объем экспорта на душу населения и др.

      Отличительная особенность современного экономического развития – опережающий рост мировой торговли по отношению к мировому производству. Международная специализация не только выгодна национальной экономике, но и способствует увеличению объемов мирового производства.

      Вместе с тем открытость экономики не устраняет двух тенденций в развитии всемирного хозяйства: усиление ориентации национально-государственных экономических образований на свободную торговлю (фритредерство), с одной стороны, и стремление к защите внутреннего рынка (протекционизм) – с другой. Их сочетание в той или иной пропорции лежит в основе внешнеэкономической политики государства. Общество, признающее как интересы потребителей, так и свою ответственность за тех, кому оно создает трудности в своем стремлении к более открытой торговой политике, должно выработать компромисс, который позволяет избежать дорогостоящего протекционизма.

      Преимуществами открытой экономики являются:

      1) углубление специализации и кооперации производства;

      2) рациональное распространение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

      3) распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

      4) рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

      Открытая экономика – это устранение государством монополии внешней торговли, действенное применение принципа сравнительных преимуществ и международного разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

      Один из важных критериев открытой экономики – благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологии, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью.

      Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, информации и рабочей силы.

      Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

      Для характеристики степени участия той или иной страны в системе международных экономических связей или степени открытости национальной экономики используется целый ряд показателей. Среди них следует назвать прежде всего экспортную (Кэксп ) и импортную (Кимп ) квоты, удельный вес стоимости экспорта (импорта) в стоимости ВВП (ВНП):

      где Q эксп. – стоимость экспорта;

      Q имп. – стоимость соответственно экспорта и импорта.

      Другим показателем является объем экспорта, приходящийся на душу населения (Q эксп. / д. н. ):

      где Ч н. – численность населения страны.

      Экспортный потенциал страны оценивается той долей произведенной продукции, которую может продать страна на мировом рынке без ущерба для собственной экономики, внутреннего потребления:

      где Э п. – экспортный потенциал (коэффициент имеет только положительные значения, нулевое значение указывает на границу экспортного потенциала);

      Д д. н. – предельно допустимый доход на душу населения.

      Вся совокупность внешнеторговых операций по экспорту получила название «внешнеторговый баланс страны», операции по экспорту в котором относятся к активным статьям, а операции по импорту – к пассивным. Общая сумма экспорта и импорта создаст сальдо внешнеторгового оборота страны.

      Сальдо внешнеторгового оборота образует разность между суммой экспорта и суммой импорта. Сальдо торгового баланса является положительным, если экспорт превышает импорт и, наоборот, отрицательным – при превышении импорта над экспортом. В экономической литературе Запада вместо сальдо внешнеторгового оборота используется другой термин – «экспорт». Он может быть также положительным или, отрицательным в зависимости от того, преобладает экспорт или напротив.

    ЛЕКЦИЯ № 6. Международное разделение труда – основа развития современного мирового хозяйства

      Международное разделение труда – важнейшая базовая категория, которая выражает сущность, содержание международных отношений. Так как все страны мира так или иначе включены в это разделение, то его углубление определяется развитием производительных сил, испытывающих воздействие новейшей технической революции. Участие в международном разделении труда приносит странам дополнительный экономический эффект, позволяющий полнее и с наименьшими издержками удовлетворять свои потребности.

      Международное разделение труда (МРТ) – это устойчивая концентрация производства за определенными странами отдельных видов товаров, работ, услуг. МРТ определяет:

      1) обмен товарами и услугами между странами;

      2) движение капитала между странами;

      3) миграцию рабочей силы;

      4) интеграцию.

      Специализация, связанная с производством товаров и услуг, повышает конкурентоспособность.

      Для развития МРТ важное значение имеют:

      1) сравнительные преимущества – способность производить товар с более низкой стоимостью;

      2) государственная политика , в зависимости от которой может меняться не только характер производства, но и характер потребления;

      3) концентрация производства – создание крупной промышленности, развитие массового производства (ориентация на внешний рынок при создании производства);

      4) растущий импорт страны – формирование массового потребления сырья, топлива. Обычно массовое производство не совпадает с месторождениями ресурсов – страны организуют ресурсный импорт;

      5) развитие транспортной инфраструктуры.

      Международное разделение труда – важная ступень развития общественного территориального разделения труда между странами. Оно опирается на экономически выгодную специализацию производства стран на тех или иных видах продукции, ведущую к взаимному обмену результатами производства между ними в определенных соотношениях (количественных и качественных). В современную эпоху международное разделение труда способствует развитию мировых интеграционных процессов.

      МРТ играет все возрастающую роль в осуществлении процессов расширенного воспроизводства в странах мира, обеспечивает взаимосвязь этих процессов, формирует соответствующие международные пропорции в отраслевом и территориально-страновом аспектах. МРТ не существует без обмена, занимающего особое место в интернационализации общественного производства.

      В принятых ООН документах признается, что международное разделение труда и международные экономические отношения не могут складываться стихийно, только под влиянием законов конкурентной борьбы. Рыночный механизм не может автоматически обеспечить рациональное развитие и использование ресурсов в масштабах мировой экономики.

    ЛЕКЦИЯ № 7. Международная миграция рабочей силы

    Современные государства принято подразделять на развитые и развивающиеся. Первые традиционно рассматриваются как лидеры мировой экономики, вторые — как те, что, возможно, будут когда-то претендовать на соответствующий статус. Но каковы же критерии разграничения государств на развитые и развивающиеся? За счет чего возможно сокращение отставания одних стран от других?

    Принципы экономической классификации стран

    Итак, современные экономисты выделяют и развивающиеся страны. Исходя из каких критериев допустима данная классификация? Подобная схема была введена в оборот экономическим и социальным советом ООН. Основной критерий, предложенный экспертами данной организации, — степень соответствия национальной экономики того или иного государства рыночным критериям и финансовым показателям: ВВП на душу населения, уровень технологичности отраслей, качество социальных институтов и т. д. Есть методология МВф, в соответствии с которой рассматриваемая классификация стран ("развитые и развивающиеся") не используется, вместо нее практикуется отнесение государств к передовым и тем, что не подпадают под данную категорию.

    Есть сферы, характеристики которых не позволяют отдать каким-либо государствам лидерство. Например, многие демографические проблемы развитых и развивающихся стран совпадают. Схожим образом дело обстоит также с климатическими ресурсами, экологией — далеко не всегда в развитых государствах положение дел в данных сферах лучше, чем в развивающихся.

    Развитые страны

    Сейчас к развитым принято относить государства США, Канаду, Израиль, азиатские страны — Японию, Южную Корею, Тайвань, Сингапур, Австралию и Новую Зеландию. Данные государства имеют не менее 30 тыс. долларов, устойчивую экономику, высокий уровень развитости социальных институтов. Лидирующими в экономическом и политическом плане принято называть страны «Большой семерки» - США, Великобританию, Германию, Францию, Италию, Канаду и Японию. На долю государств G7 приходится около 50% мирового ВВП.

    Специфика развитых экономик

    Развитые страны и развивающиеся страны различаются, прежде всего, За счет чего государствам первого типа удается быть лидерами? По одной из распространенных версий, показатели ВВП в развитых государствах выше, чем в развивающихся, в силу двух основных причин: доступности капитала (который можно инвестировать в различные отрасли и тем самым способствовать росту экономики), а также открытости рынка (благодаря чему тот или иной хозяйственный сегмент имеет необходимый потребительский спрос).

    Фактическая структура экономик развитых стран, как отмечают некоторые исследователи, вовсе не обязательно может предполагать диверсифицированность. Так, например, в структуре ВВП Норвегии прослеживается сильная зависимость от экспорта нефти. Однако чрезмерный акцент в развитии экономики на соответствующем секторе в Норвегии — не проблема в связи с постоянством рынков сбыта, а также по причине наличия у страны очень больших резервов.

    Роль транснациональных корпораций

    Значимое отличие развитых стран от развивающихся в том, что в государствах первого типа ведущую роль играют транснациональные корпорации. Собственно, во многом именно их активность предопределяет открытость внешних рынков для стран соответствующей категории. Развивающиеся государства не всегда обладают данным ресурсом. Другое отличие развитых стран от развивающихся — в важности роли малых и средних предприятий. Небольшие компании — это, во-первых, снижение социальной нагрузки на государство (граждане трудоустраивают сами себя посредством открытия бизнеса, а также берут на работу других), во-вторых, это дополнительный ресурс для сбора налогов.

    Значимость социальных институтов

    Развитые страны и развивающиеся страны различаются также на уровне социальных институтов — права, государственного управления, образования. В государствах первого типа, как правило, внедрена в достаточной мере эффективная система законодательства, оптимально сочетающая в себе необходимые бюрократические механизмы и свободу бизнесов от лишних формальностей. В системе государственного управления большое внимание уделяется внедрению демократических институтов — причем акцент делается на развитии соответствующих инициатив на местном, локальном уровне, а не на общенациональном. Важнейшее условие для поддержания государством статуса развитого — конкурентоспособная система образования. Ее наличие предопределяет формирование лучших кадров, которые смогут принимать непосредственное участие в модернизации экономики и поддержании ее высокоразвитого статуса.

    Роль государства в развитых экономиках

    Выше мы отметили, что развитые страны и развивающиеся страны различаются тем, что в первых — большой процент частных бизнесов. Вместе с тем в большинстве стран соответствующего типа крайне значимую роль играют правительственные институты, осуществляющие необходимое хозяйственное регулирование. Основная цель подобных активностей властей — формирование оптимальных условий для товарно-денежных коммуникаций бизнесов как внутри государства, так и с его торговыми партнерами. Правительство может регулировать экономику посредством собственного участия в хозяйственных процессах посредством госпредприятий либо реализовывать те или иные законотворческие инициативы.

    Либерализация развитых экономик

    Важнейший признак хозяйственной системы развитого государства — открытость внешним рынкам. В этом прослеживается либеральный подход к организации экономической системы в большинстве стран соответствующего типа. Однако страна должна быть готовой к активным коммуникациям на внешних рынках, особенно в аспекте конкурентоспособности товаров, выпускаемых национальными предприятиями.

    Влияние глобализации на развитые и развивающиеся страны в этом смысле может быть несхожим. Государства первого типа, как правило, адаптированы к конкурентным условиям глобального рынка, и потому могут чувствовать себя достаточно комфортно в условиях, когда экономика должна постоянно совершенствоваться с тем, чтобы предлагать лучшие продукты и сервисы. Развивающиеся страны в силу возможного дефицита капитала и - как результат — уровня технологичности производств не всегда способны выдерживать конкуренцию на внешних рынках.

    Развивающиеся страны

    Специалисты выделяют порядка 100 государств, которые можно отнести к соответствующей категории. Есть большое количество критериев, по которым та или иная страна может быть определена как развивающаяся. Отметим, что данный термин может предполагать дополнительные основания для классификации. Например, среди развивающихся выделяют страны с переходной экономикой — те, в которых долгое время хозяйственная система развивалась по принципам социализма. К таким государствам относится Россия. Достаточно сложно классифицировать в соответствии с отмеченным критерием Китай. Дело в том, что в КНР — коммунистическом государстве - соседствуют элементы как рыночной экономики, так и командно-административной.

    Одним из критериев отнесения страны к развивающимся можно отнести тот же уровень ВВП на душу населения. Однако не все экономисты считают его корректным. Дело в том, что в некоторых ближневосточных странах — например, в Катаре, Саудовской Аравии, Бахрейне — ВВП на душу населения даже больше, чем в самых развитых европейских государствах. Однако данные страны, тем не менее, классифицируются как развивающиеся. Поэтому многие эксперты предпочитают иные критерии, позволяющие разграничивать экономически развитые и развивающиеся страны.

    В числе распространенных оснований — уровень развитости социальных институтов. Данный фактор, полагают экономисты, может предопределять устойчивость, в свою очередь, экономической системы государства. То есть, например, при неэффективном политическом управлении страной и низком качестве законодательного регулирования высокий ВВП государства вполне может снизиться в силу влияния тех или иных факторов (противодействовать которым вполне можно было бы в случае выстраивания сильных социальных институтов).

    Некоторые экономисты считают, что хозяйственная система государства должна пусть и не быть диверсифицированной, но все же - весьма желательно — базироваться хотя бы на нескольких ведущих отраслях. Например, в экономике некоторых ближневосточных стран до сих пор играет важнейшую роль нефтяной сектор, что дает повод исследователям не относить их к категории развитых.

    Критерии отнесения России к развивающимся странам

    Исходя из каких критериев к развивающимся государствам относится РФ? В данном случае можно говорить о недостаточном соответствии нашей страны развитым по уровню ВВП на душу населения. Сейчас он составляет порядка 24 тыс. долларов — по паритету покупательной способности. Необходимо хотя бы 30 тыс. для соответствия статусу развитой страны по данному критерию.

    Что касается социальных институтов, подходы к оценке их российского варианта сильно разнятся. Есть исследователи, которые считают, что государственная и правовая системы РФ нуждаются в скорейшей модернизации. Другие эксперты полагают, что российская схема законодательного регулирования экономики оптимальна для государства — с учетом его исторических и культурных особенностей. То есть простое копирование образцов правовых систем развитых стран может быть неэффективным.

    С точки зрения роли в экономике малых и средних предприятий показатели РФ объективно также менее выдающиеся, чем те, которые характеризуют многие развитые и развивающиеся страны мира. Возможно, это связано с долгим периодом при СССР, когда частный бизнес был запрещен. За годы строительства свободного рынка в РФ попросту не сформировалось пока что большого класса предпринимателей.

    Касательно доступа РФ к мировым рынкам — недавние политические события свидетельствуют о том, что таковой может быть искусственно ограничен западными государствами. В результате перед Россией встает задача — формировать для себя новые рынки. Чем наше государство, по всей видимости, и занимается, заключая все новые контракты с государствами БРИКС, развивая совместно с Беларусью, Казахстаном, Арменией и Киргизией сотрудничество в рамках ЕАЭС.

    Россия обладает рядом уникальных технологий — особенно это можно пронаблюдать на примере военной сферы. Многие из соответствующих решений имеют крайне мало аналогов на Западе — например, это касается самолетов 5 поколения. По этому критерию РФ к категории развивающихся государств отнести, конечно, сложно. В России производятся многие другие образцы высокотехнологичной продукции — например, процессоры «Эльбрус», по ряду параметров ничем не уступающие микросхемам от Intel и AMD.

    Поиск новых рынков актуален для всех

    Отметим, однако, что в последнее время свободный доступ к рынкам — общая проблема развитых и развивающихся стран. Каким бы ни был потенциал того или иного сегмента, рано или поздно он исчерпывается. Даже самым развитым государствам приходится искать новые рынки. Определенное преимущество могут иметь те, которые обладают развитым индустриальным сектором. В промышленно развитых и развивающихся странах со значимой долей производственных предприятий в ВВП, как правило, всегда находятся игроки бизнеса, способные предложить мировому рынку тот или иной конкурентоспособный продукт. Таким образом, наличие соответствующего ресурса — критерий, который важен для развития стран обоих рассматриваемых типов, если говорить о решении такой проблемы, как поиск новых рынков.

    Итак, в соответствии с распространенной в среде современных экономистов классификацией, есть развитые, развивающиеся, переходные страны. В ряде случаев границу между ними найти непросто — например, если речь идет о государствах с большим ВВП, но недостаточно совершенными, по западным критериям, социальными институтами. В ряде случаев экономика развитых и развивающихся стран может быть, в целом, сопоставимой с точки зрения наличия у вторых неких уникальных технологий.

    Однако реальность современной мировой хозяйственной системы такова, что в уровне экономического развития многих государств наблюдается существенная разница. В большинстве случаев можно выделить причины, обусловившие в тех или иных хозяйственных аспектах. Их преодоление станет ключевым условием повышения динамики экономического роста страны и возможного включения в элитную категорию развитых.