Геленджик

Архыз красная поляна через ай юлю. Архыз - красная поляна

На автомобиле

Взгляните на карту, от Красной Поляны до Архыза, по сути, расстояние всего-то 150 километров. Но из-за Кавказских гор, раскинувшихся по этой местности и сделавших оба города столь популярными, вам придётся двигаться из одного пункта в другой по дороге, которая буквально огибает эти горы. Изначально вам нужно будет добраться до Адлера и выехать на трассу федерального значения А147, двигаться по которой вам придётся вплоть до . Достигнув этого населенного пункта, сверните в северо-восточном направлении на дорогу, ведущую через Майкоп на Лабинск. Этот участок пути, на мой взгляд, является одним из самых опасных из-за того, что он богат крутыми и резкими поворотами. Так что старайтесь следить за собой и двигайтесь аккуратно, вам потребуется ехать максимально внимательно


Как только вы достигнете Лабинска - сверните вправо. На развилке будут указатели, вам нужно будет ехать в сторону Домбая. Двигайтесь вдоль этой дороги вплоть до населенного пункта Зеленечукская. В этот городок вы даже въедете, потому что трасса проходит через его центр. На улице Леонова (прямо перед постом ГИБДД) вам нужно будет свернуть в восточном направлении на трассу Р256, по которой вам и надо двигаться вплоть до самого Архыза. С пути не собьетесь, потому что на этом участке дороги, по сути, практически нет поворотов. Путь действительно неблизкий. Вам придётся преодолеть 370 километров. Из одного города в другой можно добраться приблизительно за 5-6 часов. Не забывайте про пробки и заторы, которые могут настигнуть вас в . Так что с территории Черноморского побережья лучше выбраться до наступления обеда, чтобы не попасть в час-пик. Трасса, в принципе, неплохая. Асфальт новенький, хорошо отремонтированный, равно как и ограждающие конструкции. Разметка в отличном состоянии. Зимой дороги постоянно очищают от снега, так что передвигаться по описанному мною маршруту можно круглый год.

На поезде

Как таковых прямых рейсов между Красной Поляной и Архызом нет. Зато вы можете добраться на поезде сначала до Минеральных Вод, а уже оттуда рейсовым автобусом попасть в нужный город. Загвоздка заключается в том, что для начала вам нужно будет попасть на железнодорожный вокзал Адлера, так как из самой Красной Поляны до Минеральных Вод поездов нет. Сделать это возможно на электричке.

Составов по данному маршруту ежедневно передвигается немало, советую вам выбирать «Ласточку», потому что в данном случае вы доберетесь достаточно быстро и с комфортом. Из Адлера, не покидая вокзала, вам нужно будет пересесть на поезд до Минеральных Вод, который отправляется в десять часов вечера и прибывает в девять часов утра следующего дня.


Уже от Минеральных вод (прямо с железнодорожного вокзала) вы сможете доехать до Архыза на рейсовом автобусе, который начинает курсировать уже в семь утра, а заканчивает в восемь часов вечера. Транспорт прибывает к остановке приблизительно каждые минут 30-40. В пути автобус находится около четырех часов.

Покупка билетов

Приобрести билеты и на электричку до Адлера, и на поезд до Минеральных Вод вы сможете на официальном сайте РЖД или в кассе железнодорожного вокзала, который располагается по адресу: Эсто-Садок, 354392. Как только вы попадете на железнодорожный вокзал Минеральных Вод, вы увидите автобусные кассы, которые будут располагаться в стенах того же здания (если не найдете, то их местоположение можно уточнить у сотрудников вокзала). Там вы сможете оплатить билет на автобус до Архыза.

Стоимость билетов

Красная Поляна - : сидячие места - 210 рублей.

Минеральные Воды:

  • плацкарт - 2000 рублей;
  • купе - 3700 рублей;
  • люкс - 5800 рублей.

Минеральные Воды - Архыз: 700 рублей (автобус).

Автобусное сообщение

К сожалению, между городами автобусное сообщение отсутствует.


Наше путешествие и мое первое руководство началось 16 июля в Лунной поляне, а закончилось 26 июля на теплом черноморском побережье

Изначальная нитка маршрута предполагала преодоление таких перевалов как (в порядке прохождения) Федосеева (1А)+Агур (1А)+Мылгвал (1А) - Речепста (1А) - Пхия (н/к) - Мамхурц-Макера(1А) - Мамхурц (н/к) - Цындышхо (1А) - Квата (н/к), но ряд обстоятельств не позволил пройти Мамхурцев. Обо всем чуть подробнее и гораздо нагляднее ниже)

Преодолев определенные трудности (https://www.сайт/blog/212447) очутились в лунной поляне и сделали заброску на перевал Пхия.
К перевалу ведет сначала заасфальтированная, а потом грунтовая дорога. При желании можно даже на внедорожнике проехать. В месте, где заканчивается асфальт - первый на нашем пути погран-пост. Паспорта и пропуск проверяют минут 20

Цель второго дня: совершить подход под перевал Федосеева, набрав при этом почти километр по вертикали
90% подъема совершается по грунтовой дороге, заблудиться невозможно

Встав лагерем на отличных полянках метрах в 100 от перевала, утром быстро собираемся и минут за 20 доходим до седловины перевала Федосеева
Дальше, до Агура, рукой подать. Правда идти нужно чуть ниже скальных сбросов, тогда на перевале можно оказаться минут через 10-15
Мылгвал также отчетливо виден. До него полтора перехода по натоптанной тропинке с минимальным набором и сбросом высоты.
На пологой части можно отдохнуть и даже разбить лагерь. И, естественно, пофотографироваться
Дальше путь держим к озеру Кяфар, обходим его справа по ходу движения и в дальнем конце переходим неглубокий брод
Пообедав, продолжаем спуск по тропинке, доходим до слияния рек и поворачиваем налево, в сторону озера Голубое, где встаем на ночевку

Четвертый день начинается с подъема к перевалу Речепста. Тропинка идет практически от самого лагеря
Еще не все успели аклиматизироваться, поэтому путь до перевала занимает два перехода (примерно полтора часа)
С Речепсты отчетливо видна дорога, ведущая к перевалу Пхия. Спускаться следует широким травесром вправо, до русла пересохшего ручья. А потом по нему вниз
Попав под град и сбившись с пути (но забрав заброску), вечером доходим до коша, который спасает наши жизни))

Пятый день
Вдоль реки Пхия спускаемся к месту ее слияния с Большой лабой. Путь занимает часа 3 по грунтовой дороге. В конце останавливаемся у моста через Лабу и разбиваем лагерь. С замом едем до заставы Карапырь, чтобы купить билеты в КГПБЗ. Остальная группа наслаждается незапланированной полудневкой и вкусняхами из магазина в Пхие.

Шестой день
Переходим по мосту Лабу, затем множество небольших ручейков и теряемся в заболоченном лесу
Лишь к 8 часам вечера находим крохотную полянку, так и не найдя подходов к перевалу Мамхурц-Макера. Принимаем решение на следующий день возвращаться к Пхие

Седьмой день
Единственная польза седьмого дня заключается в том, что нашли правильную дорогу от моста через Большую Лабу в долину реки Макера. В остальном просто наматываем километраж до поселка Дамхурц

Восьмой день
К вечеру входим в КГПБЗ, разбиваем лагерь на четко обозначенной территории. Надо сказать, что вне таких площадок лагерь вообще проблематично поставить: либо заросли кустарников мешают, либо высоченная трава

Девятый день
начинается с 40 минутной переправы через бревно, на котором очень неудачно набиты дощечки. Они только затрудняют переправу, лучше бы их вообще не было
К часу дня выходим на перевал Квата. Дорога в целом читаема, лишь в некоторых местах приходится продираться через заросли кустарника

Всем доброго времени суток! Давно руки тянулись описать этот наш поход и, вот, наконец-то дотянулись. Итак, поход обещал быть трудным с самого начала. Когда я понял, что из 12 заявившихся участников лишь 4 пойдут по маршруту, то сразу подумал, что неспроста это. Такое бывает - люди чувствуют, что будет что-то трудное или неприятное и тут же находиится причина исчезнуть из события. Это нормально, сложностей я не боялся. Тогда меня больше беспокоил бронхит - в поход я уходил на антибиотике, надеясь на удачу и на хорошую аптечку , которую собрал с собой.

Итак, нитка маршрута: пос. Архыз, дол. р. Архыз, пер. Пхия, дол. р. Пхия, пос. Пхия, дол. р. Большая Лаба, пос. Дамхурц (кордон Карапырь), дол. р. Дамхурц, дол. реки Большая Аджара, пер. Квата, дол. реки Верхняя Цахвоа, оз. Инпси (Дамхорс), дол. неизвестной реки, впадающей в оз. Инпси с запада, пер. Цындышхо, дол. реки Верхняя Мзымта, оз. Кардывач, дол. р. Мзымта, пос. Красная Поляна.

По всем прогнозам весь поход нас ожидали дожди. Тогда мы ещё не знали, что погода сделает наш поход незабываемым:-) Мы ехали на маршрутке за 500 рублей к Архызу, а за окном шёл наш первый дождь, но к Архызу дождь закончился и стало прорезаться Солнце. За пос. Архыз по правой стороне дороги, примерно 2 км не доезжая до пос. Романтик центр МЧС. Там нужно обязательно зарегистрироваться и получить номер группы с датой выхода на связь из Красной поляны. Где-то в Архызе так же нужно зарегистрироваться у пограничников, чего мы не знали и не сделали. Позже нам это вышло потерей времени. Поверьте, уж лучше всё сделать сразу. Особенно с учётом того, что в пропусках чаще всего бывают ошибки и лучше о них узнать сразу, чем пройдя половину маршрута быть развёрнутими доблесными стражами границы!


И, вот, мы радостные от предстоящего путешествия выходим. По дороге до места ночёвки нам около 7,5 км. На этом участке пути асфальтовая трасса (километров 6) до моста, где наша дорога уходит на север, в долину р. Архыз. А от туда по хорошей грунтовке ещё примерно 1,5-2 км до нескольких полян перед подъёмом к пер. Пхия. Здесь, перед началом подъёма мы и разбили наш лагерь. Пока наш путь осложняется лишь очень тяжёлыми рюкзаками, да ботинками с непривычки натирающими ноги (пройдя пару км по трассе мы уже клеили пластыри). Была чудесная звёздная спокойная ночь, мы сделали свой первый борщ:-)
Альтернативный вариант ночёвки
Тогда мы ещё не знали, каким сложным окажется для нас следующий день, а знали бы - точно прошли бы дальше по дороге и постарались бы заночевать уже за перевалом - на спуске к р. Пхия. Это хоть и трудно, но вполне возможно. От Романтика до начала подъёма на пер. Пхия - 8 км. От туда до долины р. Пхия ещё 5 км. Весь этот путь проходится достаточно легко, подъём там не тяжёлый, а дорога прорезана теперь аж за перевал, и она в хорошем состоянии. Зато эти минус 5 км от следующего дня будут очень полезны, когда начнётся дорога уже более сложная - до Пхии.

Ночью приходили шакалы - двое, видимо разведка. Подошли к лагерю осторожно, поперекликивались, а когда Кирилл посветил фонариком - убежали дальше. Рядом стояли 11 замляков из с. Донское, с которыми мы пересеклись на следующий день по пути в Пхию, наверное ушли искать чем перекусить у них. Утром встали в 6 часов, но вышли только в 8:20. Сейчас прорезали новую дорогу, которая обходит сам перевал с севера и сверху (с дороги хорошо выдны памятники на перевале внизу). За перевалом дорога поворачивает влево и затем раздваивается - одна её часть уходит на пригорок, вторая спускается вниз перед пригорком в лес. На спуске дорога разбивается на множество троп, которые чем ниже тем больше мельчают и выходят на поляну с мочаками. Поэтому лучше сразу, в лесу уходить левее - к реке. На поляне тропинки теряются в ручьях и болотцах, затем снова находятся, уходя вверх на склон справа. Мы вовремя поняли, что это тропка не туда. Скорее всего она уходит на пастбища вверху. И, хотя так пройти тоже можно (по хребту), однако дорога идёт вдоль р. Пхия, а значит нам туда. Спуск со склона дался нам не легко - тут Люда впервые отдала одну из своих палок Сане. Да, то обстоятельство, что лишь у двоих из нас были треккинговые палки, сильно затруднило наш путь. Только пока мы этого ещё не знали


Внизу мы всёже нашли нужную тропинку. Она появлялась буквально из ниоткуда, вдруг, сразу хорошо натоптанной возле высоких пихт. Тут мы потеряли около часу времени, но дальше с тропой проблем не было - она, как и обозначено на карте, идёт вдоль правого берега р. Пхия. Обычнаоя тропа в горах, заросшая борщевиком и пр. растительностью.
У нас не было этого участка карты, и мы думали, что весь путь от ночёвки до пос. Пхия займёт не более 6 км. На деле же нам предстояло пройти около 19-20 км. Поэтому, встретив на тропе двух пастухов, которые сказали нам, что до посёлка ещё далеко, мы не поверили имно, они были правы - в очень бодром темпе мы ещё долго шли вдоль реки, нашли сломанный мост, через который перебрались на левый берег Пхии, затем был долгий подъём вдоль реки, по дороге, выглядевшей заброшенной. Мы ещё пару часов надеялись, что пастухи ошиблись, что Пхия вот-вот покажется за поворотом, но дорога по прежнему выглядела заброшенной, и в добавок пошёл дождь. У нас были сомнения в том, правильно ли мы вообще движемся, пока на дороге не показался свежий след от мотоцикла. Примерно ещё через часа полтора, когда мы всёже сделали остановку на перекус прямо на обочине дороги, нас обогнали земляки которые ночевали рядом. Наше настроение улучшилось - стало понятно, что мы на верном пути, к тому же скоро начался серпантин, а он уже был на нашей карте.


Серпантин. Пока мы петляли туда-сюда по этому спуску, я потерял направление север-юг. В результате, когда мы спустились к реке, оказалось, что она (река) течёт не в ту сторону xD Какая подлость с её стороны! На самом деле мы вышли прямо к Большой лабе, а не к Пхие. Вышли, перешли через мост Лабу и ушли бы дальше, но её приток оказался слишком глубок и, к тому же мысль о направлении течения реки не давала покая, короче, было ясно, что что-то не так. Оставалось выяснить только, что. У реки рыбачили рыбаки - у них я и отправился уточнить дорогу. Суровый мужик выдал: "Туристы! Ходили тут в прошлом году... по навигатору - неделю не могли найти дорогу! Туристы... видел лесовоз пошёл? Они все идут через Пхию. Вам туда". В моём сознании мир перевернулся ровно на 180 градусов. Я решил уточнить подробнее дорогу и спросил, как найти нужный поворот:
- Чё не ясно - иди за лесовозом, метров через 800 - броды.
- А, как перебраться через Пхию? Там есть мостик?
- Забудь про мостик! Иди за лесовозом!
- И всё же, нам бы как-то найти мост. Не подскажете, где его найти?
- Забудь про мост! Иди за лесовозом! Там Пхия!
Хорошо сказать: "иди за лесовозом", - лесовоз-то Урал, но мы-то нет! И мы пошли. Действительно через 800 метров по дороге мы увидели развилку, обе части которой переходили бродами к посёлку. Воды там было примерно по пояс. "Забудь про мостик, иди за лесовозом"! - говорил рыбак. Тут же в реке в сапогах стояла девушка, она сказала, что мост где-то там, махнув рукой в даль. На самом деле мост был от неё в 10 метрах и вряд ли она его не видела. А тропка к мосту поворачивала прямо от развилки, зная о её существовании, найти тропу было просто. Но я попёрся искать брод или мост вдоль реки, туда, где подсказала девушка. В мокрой траве мембрана ботинок не выдержала. Понятно, что мост я не нашёл, а вернувшись к друзьям узнал, что мост был совсем рядом.


Матерился я долго и красиво! Вспомнились слова рыбака о прошлогодних туристах, стало понятно, почему они тут неделю блуждали... с такими-то подсказчиками! Уставшие, насквозь мокрые и злые мы вышли в посёлок. Первый, кто нам встретился был пограничник. От него мы узнали, что по пути миновали все пограничные кордоны. Нас проводили до погранчасти, где проверили документы и поинтересовались, где мы остановимся на ночь? Так мы познакомились с товарищем Четвёртым - оперуполномоченный этих мест. Сразу он проявил бдительность:
- Значит походы любите, Горы?
- Конечно! Как же их можно не любить-то?
- А куда потом?
- На море! Думаем в Абхазию поехать!
- В Абхазию? А чего ж вы такой крюк делаете? Вон же она - Абхазия - 12 км напрямую.
- А вы пропустите?!
- Конечно! Завтра туда и отправимся! Только, как вас назад пропустят - НЕЗНАЮ! Ха-ха-ха!


Максим (тов. Четвёртый) не только нашёл нам крышу для ночлега, но и накормил вкусным ужином в казарме. Потом мы ещё несколько часов сидели в его кабинете и беседовали о государственной безопасности. А ночь провели в сухом сельском клубе. Мы так благодарны были пограничникам! Ночь, правда, была не лёгкой для меня. Дело в том, что мы затопили печку в клубе и решили просушить вещи. В результате, чтобы всё не сгорело я перекладывал ботинки, кроссовки, сандали и носки, пытаясь их высушить аж до часу ночи. Результатом сушки были оплавившиеся кроссовки Сани, свернувшиеся стельки Люды, отслоившаяся подошва сандалей Кирилла и пошедшие волдырями мои босоножки. Но спали мы классно!

Утром встали около восьми, неторопясь собрали вещи и к 8:30 пошли на завтрак в казарму, куда нас радушно пригласили. А после завтрака мы вышли в путь. Нам предстояло пройти, как мы думали, около 20 км вдоль р. Большая Лаба, и мы очень торопились! На деле впереди было лишь 12 км по неплохой дороге. Часа за три мы проскочили 9 км, и тут нас ждала новая удача - мы поймали машину. Правда нас переподвезли почти до Закана, и пришлось возвращаться.


К счастью было не так далеко, и мы были очень довольны и погодой, и помощью... хотя, погода уже портилась. По лёгкому дождику мы добрались до кордона Карапырь и встали рядом - через дорогу в небольшом лесочке. И пока Кирилл с Саней готовили обед, мы с Людой пошли покупать билеты в заповедник. Билеты оформляются довольно долго - это нужно иметь ввиду. Тётка работает до 17:00, но по её рассказу, она оформляла давеча пропуск в 10 ночи. Позже мы сходили в Дамхурц за продуктами и пакетами - решили заворачивать все вещи в рюкзаках в пакеты, поскольку только так можно было сохранить их сухими. В местном магазине мы купили конфет и кваса, а в пионерском лагере нам подарили свежий батон - вечером мы устроили пир:-)


А пока мы дошли до развилки - нам к реке. Некоторые тут уходят прямо и попадают к границе с Абхазией - к живописным озёрам. Почти сразу за поворотом мост через Дамхурц - нам через него и налево по тропе, которая выходит на поляну со стоячими сухими пихтами, навесом, столом с лавками и даже туалетом. Здесь достаточно места для нескольких палаток, есть остатки целлофановой бани (главное - там выложена печка), несколько удобных заводей, где мохно искупаться и постираться. А вот дров мало, но при желании что-то можно найти.


Дальше по тропе, уходящей круто вверх и влево, начинается территория Кавказского государственного природного биосферного заповедника. Т.е. всем, кто не хочет платить лишнее за билеты стоит учесть - билеты нужно покупать с учётом того, что до заповедника от кардона Карапырь - день пути. Так же нужно учесть возможность днёвки на этой стоянке, соответственно в Карапыре нужно хорошо подумать - с какого и по какое число покупать билеты.
Я искупался и пошёл дождь, впрочем, он нас не сильно напугал, ведь мы успели поставить палатки и уже ужинали под навесом нашим вторым борщём. К счастью диких зверей к нам ночью не пришло никого, и мы хорошо отдохнули перед тяжёлым днём.


Утром встали, позватракали и вышли в путь. Тропа прямо от стоянки уходит круто вверх. Вчера с дороги этот склон казался совершенно непроходимым, однако, подъём по тропе хоть и крутой, но не сложный. С тропы открывается красивый вид, но от нас всё было скрыто утренней дымкой. Зачем мы не одели мембрану? Мы посмотрели - солнечное утро, день обещает быть жарким, ну и решили - упаримся. Напрасно. Дорога вплоть до выхода к Ложному Квате петляет по перелескам. Солнца там не много, зато много высокой, мокрой травы и мочаков. Поэтому на этот участок пути лучше сразу одеть мембрану. И ботинки.


А вот, что радовало, так это появление маркировки на тропе! Вся тропа до Кваты и затем до Инпси маркирована. Это сильно облегчает путь. Мне рассказывали, что мочаков там много и, что места под лагерь из-за этого там больше не будет, однако, на самом деле места по маршруту вдоль Большой Аджары есть.


Первое - небольшое местечко емеется под огромной пихтой. Места там немного, однако кто-то жёг там костерок. Дальше тропа сквозь полянки и перелески выходит к Аджаре и некоторое время идёт вверх вдоль реки по правому её берегу. Здесь, недалеко от переправы (по упавшему большому дереву) есть очень уютное место. Если пойдём этим маршрутом снова, то обязательно встанем на этом месте, чтобы выйти на перевал уже от туда.


Подойдя к упавшему через Аджару дереву мы призадумались - не то что бы падение с этой высоты было смертельно, но падать в реку с тяжёлым рюкзаком тоже не хотелось. Первым шёл Саня. Он попёрся на бревно даже не задумываясь, видимо подгоняемый мыслью: "Все пройдут, а я чё - нет?!" - и резво перешёл. Все прочие зашли, поняли, что скользко и пошли с матюками к броду. Тут мы переобулись в сандали, я простегнул пакет к рюкзаку сзади. И мы с Людой, взявшись за руки, пошли по бурному течению. Осторожно, шаг... снова шаг... ещё... Идилию нарушил странный звук "хлюп" позади. Мы переглянулись, затем оглянулись. Надёжный пакет с моими ботинками, словно отважный баркас, плыл по волнам Большой Аджары! Зрелище завораживающее... ровно на секунду, затем:
Я кричу: Люююда!
Люда: Догоняй! сбрась рюкзак!
Ботинки: быстро уплывают в даль.
За секунду я преодолел брод, за вторую - сбросил рюкзак, ещё через пару - бежал, словно спринтер на олимпиаде за своим пакетом. И я его таки-настиг - пакет зацепился за корягу на порогах... жаль, что ботинки при этом из него вымыло... куда-то в даль. Я выругался и пошёл назад. У брода меня ждала Людушка вся в слезах. На удивление я не сильно расстроился - даже смешно стало, когда вспомнил, как скакал вослед пакету по реке ещё минуту назад казавшейся такой бурной и неприступной.
Всё, что осталось мне на память от ботинок - пара целлофановых ручек. Видать духи реки ржали, аж животики надорвали! Остался я без ботинок - в одних босоножках, а впереди нас ждали два заснеженных перевала (о том, что оба перевала в снегу нам рассказали погранцы). Ну, ничего не поделаешь, другой обуви у меня всё равно не было и пришлось идти дальше в чём было.


А дальше наш путь шёл по левому берегу Большой Аджары. Снова идём по лесу. Скоро заветное место с фоток из интернета, где из лесу выходишь на пер. Ложный Квата. Так и было - на очередной поляне прямо перед нами во всей своей красе раскинулся этот перевал, на который уходили некоторые туристы, а спуск с перевала очень сложный.


От сюда нам нужно было уходить влево, только не сразу - сначала в направлении к склону, а там перейти через ручей. На следующей поляне тропинка снова потерялась, и я достал карту, чтобы понять, куда дальше. Затем я достал фотоаппарат, чтобы запечатлеть это сложное место. А фотоаппарат возьми да и упади в воду. И всё - больше он не заработал... Через лесок мы обошли скалу слева и снова вышли на открытое пространство. Отсюда уже было достаточно хорошо видно поворот в долину Кваты, к сожалению дальше начинался снежник. А под снежником текли реки, и мы не решились идти по центру долины, а решили вылазить на склон справа.


Путь по склону был не прост, особенно с нашими рюкзаками. К счастью всё удалось, и мы обошли эту часть снежника. Дальше так же шли по склону. В конце долины снежник кончился и начался серпантин на сам перевал. Серпантин дался не просто, но вывел в мульду под перевалом, обозначенную на карте небольшим озерцом, которое присутствовало на месте. Выше уже совсем близко виднелся перевал (за камнями пока от наших взоров скрылся полуразрушенный блиндаж пограничников, которого так много на фотках в инете).


Поднявшись на перевал мы заточили перевальную шоколадку. А Люда нашла в турике перевальную записку группы из г. Владимир: "Группа туристов объединения "Владимирские Вездеходы" - г. Владимир в составе 15 человек, совершая некатегорийный пешеходный поход, поднялась на...со стороны ручья Б.Аджара 16 августа 2015 г. в 9 часов 34 минуты. Метеоусловия: облачно, дождь. Видимость: туман. Состояние группы: мокрое, после вируса. Движение начато в 9:40 в направлении оз. Дамхорс. Снята записка из г. Сочи, пос. Менделеево под руководством Горбуновой И.С. от 21.07.2015г.. Руководитель группы Кузнецова Ирина Александровна".


Подойдя к краю перевала мы с Кириллом глянули вниз и не увидели дна. Только снежник, почти сразу уходящий в неизвестность. Было ясно, что прямо мы не спустимся. Я пошёл высматривать дорогу налево, а Кирилл - направо. Слева возможностей спуститься тоже не оказалось, зато справа - вдоль скалы можно было осторожно спуститься вниз. Склон от конца скалы хоть и очень крутой, но поросший травой и по нему можно спуститься к большому камню с маркировкой, который я видел слева.


Дальше от этого камня вниз начинается тропа, петляя выходящая в долину реки Верхняя Цахвоа. Но тропу нам ещё нужно было найти! Мы остановились передохнуть, посмотреть карту и подумать, как идти дальше. Перед походом я нашёл в интернете часть нашего маршрута и нанёс его на карту. В результате мы практически всегда знали, куда нам идти дальше. В этом месте по карте тропа уходила на левый берег и по нему шла до самого озера. Но берега реки были закованы в обрывистый лёд, подмытый снизу, и место для брода было не так просто найти. Сверху я видел только одно такое место, но тропы дальше видно не было, и я сомневался. Напрасно. Тропа начинается за невысокой вытянутой скалой, идущей вдоль левого берега реки. Кстати, тут сходятся вместе две тропы. Одна - с перевала Квата, вторая - спускается по противоположному склону к этому месту. По карте за этой горой (2537,6 м) расположены 3 озера. Из самого большого из них берёт начало р. Цахвоа. Думаю туда иногда ходят туристы полюбоваться на красоты, поэтому и тропинка на склоне. Думаю без снега переправа затруднений не составит.


Непогода нагоняла нас давно - ещё перед подъёмом на Квату начали собираться тучи. Мы спешили, почти не делали привалов и даже не перекусили, чтобы скорее спуститься. Но, когда мы нашли тропу за скалой у реки, дождь всё-таки настиг нас...вместе с градом. Слава богу мы успели спуститься с трудного склона и путь наш до озера был довольно прост - тропа дальше не теряется.
К вечеру уставшие, голодные и до нитки промокшие мы добрались до озера Инпси. На берегу сооружена хорошая стоянка: навес со столом и лавками, скамейки возле кострища, даже подставка чтобы подвесить котелок или чайник над костром. Не успели мы сбросить свои рюкзаки, как из зарослей по тропинке к нам вышли пограничники. К счастью вопросов по исправлению в нашем пропуске у них не возникло. Глядя на наше состояние после спуска, один из пограничников выдал:
- Я даже не представляю, как вам сейчас холодно!
- Пока ещё мы разогретые дорогой, а вот теперь остановились и начали остывать - вот теперь нам будет холодно. Кстати, не поделитесь с нами сухим горючим? Нам бы костёр развести.
- Подходи к заставе, будет вам горючие. - Сказал второй пограничник.

Мы переоделись в "сухие" вещи из промокших рюкзаков и стало чуть теплее. Теперь мне нужно было что-то делать с ногами - целый день я шёл по холодной воде в сандалях и боялся заболеть. Чтобы как-то подсушить свою единственную обувь, я выжал носки, протёр полотенцем сандали, снова одел сухие носки и обмотал их туалетной бумагой. Бумага быстро впитала остатки влаги, а ноги начали согреваться. Жизнь снова налаживалась! Вскоре мы разожгли костёр (хватило одной таблетки) и грелись, сушили вещи и готовили ужин. Из опасения заболеть мы приготовили имбирный чай с мёдом - отлично согрелись. Спуск дался нам так тяжело, что спать легли практически сразу после ужина.

Альтернативный вариант ночёвки
Мы планировали пройти в тот день по маршруту дальше - подняться от озера по тропе и пройти немного по долине, чтобы путь к самому сложному нашему перевалу сделать чуть короче. Но спуск с Кваты совершенно нас вымотал. И это всё решило. Теперь понятно, что нужно было делать полуднёвку на Инпси - отдохнуть и со свежими силами идти дальше. Тем более, что место для стоянки там можно найти - одно из них после крутого подъёма от озера, на ручье в долине, второе - в долине перевала - это хорошо отгороженная стеной из камней стоянка, но до неё далеко. В принципе можно найти и другие места.

Встать решили в 5ть, ведь путь нам предстоял непростой. Однако ночью мой телефон коротнул, мы проспали, встали в 7 и вышли на 2 часа позже. "Ну, хоть выспались", - думал я, уплетая завтрак. А за спиной сушились вещи, вынутые из палатки. И, как только я сделал первый шаг к своему самонадувающемуся коврику, он радостно издал 4-5 громких "БУХ" - это лопнули перемычки внутри. В результате посреди коврика образовалась прекрасная подушка! Матюкнувшись, я торопился собрать вещи.


Сразу от озера дорога поднимается круто вверх по лесу, а затем выходит в долину реки - на склон, поросший папоротником. Отсюда уже хорошо видно знаменитую скалу Лопата. В интернете есть множество её фотографий, поскольку это отличный ориентир. Маркировки на этом участке пути нет, тут ориентируются по турикам. Тропа, конечно же местами теряется и приходится её искать. Приходилось в сложных местах ставить недостающие турики.


Сначала, довольно долго, шли по правому берегу реки в направлении Лопаты (некоторые эту скалу называют ещё Язык), а ближе к скале перебрались на левый берег. Вообще выход в долину Цындышхо проще, чем выход в долину Кваты. Возле Кваты всё сильно заросло и в мочаках, из-за этого путь не всегда очевиден. Цындышхо выше, растительность тут другая, нет лесов, закрывающих обзор.
Здесь, за Лопатой находится пер. Кардывач. Подняться на него можно слева или справа от Лопаты (из долины Цындышхо - тут подъём более пологий). За этим перевалом расположены два прекрасных озера... А наш путь лежал направо. Вся долина была в снегу. Идти по снегу мы не решились, шли по правому склону. По этой стороне и нужно продолжать двигаться дальше, но мы решили перейти по снежнику на противоположный склон долины. Там нам дорога казалась легче. Однако, выйдя на левый склон мы потеряли из виду сам перевал.


Дело в том, что у этого перевала есть особенность. Сам перевал - это проход в скале, напоминающий открытые ворота. Знай мы эту особенность, не потеряли бы драгоценные часы и силы. Мы видели эти ворота на подходе, но пройти туда можно было только по снежнику, к тому же за перевалом бушевала непогода - сверкали молнии, грохотал гром, и через проход выдувало облака. Короче, мы смотрели на стену перевала с левого склона и не хотели туда. А чуть впереди влево уходила довольно крутая сыпуха. Посовещавшись, глянув на карту и ничего там не поняв, балбесы начали свой подъём. Прямо на гребень слева от перевала.
Когда до вершины оставалось метров семь стало очевидно, что так мы не пройдём, а наш перевал - внизу. Хорошо хоть Люда с Саней не смогли заползти высоко. Мы с Кириллом спустились к ним, и тут уже нас накрыл град с дождём. Спускаться к перевалу было и так не просто, а по мокрому - ещё сложней. Несмотря на это Кирилл быстро спустился на стену перевала (над проходом), и пока мы спускались по сыпухе, а потом рубили ступени в снежнике (сандалями я в этот день нарубился ступени по самое небалуй), он делал прекрасные фотки с перевала в обе стороны.


Кстати, с Цындышхо прекрасно виден ледник позади Лопаты - это прекрасная примета, если видите ледник позади, значит на правильном пути. Выбравшись наконец-то на перевал, мы вынуждены были скорее его покинуть, поскольку на пятки нам наступал густой туман.
Почти сразу за перевалом мы повернули налево, идти приходилось по снежнику, склон был крутой, поэтому двигались крайне медленно. И тут Люда упала, слегка проскользив вниз. Затем встала и снова упала, проехав ещё немного. Я посмотрел на склон - достаточно крутой и чистый снег уходил далеко вниз, заканчиваясь мульдой. Я понял, что по такому склону намного проще съехать на попе, чем ползти, как улитки след в след. Со словами: "Да вротмненоги"! - я пал на попу и, пожелав остальным приятного пути, поехал вниз, зарубаясь палками. Ехать было одно удовольствие и вскоре, глядя на меня Люда с Саней уже скользили вниз следом за мной. А внизу нас уже ждал Кирилл. После такого сложного подъёма, мы были выбившимися из сил, уставшими и настроение было на нуле. Однако такой спуск сумел его поднять! Мы радовались тому, что сумели убежать от непогоды и думали, что остаток пути будет проще пройденного. Теперь у нас было несколько минут, чтобы выпить горячего сладкого чаю с имбирём. Каким прекрасным тогда показался нам этот чай! Второй раз он помогал нам в самые трудные минуты.


С первой мульды спускаемся влево... часть спуска снова проезжаем на попах, впрочем, увы не долго. Здесь снега меньше и во многих местах оголились камни. Дальше скользить по склону опасно. А внизу нас ожидала вторая заснеженная мульда. Куда идти дальше было непонятно. По карте наш путь уходит налево от мульды и иёт вдоль основания скалы, лишь за поворотом начиная спуск в долину к озеру.
Я оставил рюкзак с друзьями и поспешил вниз на поиск тропы. Обойдя мульду слева, я не только не увидел там тропы, но и не увидел возможностей спуститься по этой стороне. Пришлось идти направо, искать дорогу там. Тропы я так ни где и не нашёл и даже не увидел вдали, как не всматривался. Хотя по пути видел много следов в том числе свежих. Так стало понятно, что на этом участке пути все спускаются, как придётся. От сюда было хорошо видно оз. Кардывач в дали и весь спуск к нему был, как на ладони. Спуск весь зарос, но он был.


С края мульды открывался волшебный вид на Большой Кавказский хребет, прямо перед нами возвышался Лоюб - гора, за которой прекрасные озёра (Верхний и Средний Кардывачи), внизу изгибалась Верхняя Мзымта, а в нескольких километрах левее блестело на Солнце озеро Кардывач. Солнце освещало лишь верхушки хребта. Увы - день уступал свои права ночи. Скоро всё погрузится во мрак. Как же красив был этот уходящий такой не лёгкий для нас день! И так далеко ещё нам спускаться... Мы наметили свой путь в сторону ручья, ниспадающего с левой части мульды - примерно туда, где на карте шла тропа. Спуск тут затяжной и осложнён густым кустарником - по плохой погоде, эти заросли преодалевать труднее. А мы уже очень сильно устали. Практически Люда уже еле шла, но не смотря на это не ныла и не просила помощи, а упорно шла дальше. Тихо, но шла.
Здесь мы разделились - Кирилл с Саней могли идти быстрее и сильно нас обогнали. Мы с людой шли следом, всё ещё надеясь спуститься к Кырдывачу хотя бы к 10 ночи. Увы, тропа часто терялась... точнее её тут практически не было. Часть пути нам предстояло пройти прямо по ручью. Хотя, чем ниже мы спускались, тем более часто появлялась тропа, и тем более она была хоженой. Это прибавляло оптимизма. Тем временем внизу, на озере мы с Людой заметили свет фонарика. Присмотревшись я заметил даже проблески костра - словно кто-то разжегал его у воды. Мы посветили своим фонариком и увидели, как нам снизу ответили! Мысль, что внизу нас ждут люди сильно поддерживала. Сначала мы думали, что это Кирилл с Саней уже спустились вниз, но позже увидели их фонарики ниже по склону. А сигналили нам ребята-земляки, которые стояли на Кардываче и увидели на склоне наши фонарики. Как же это нам помогало морально тогда - знать, что ты не один, что впереди люди! Ребята нам очень помогали своими сигналами - огромное им человеческое спасибо за гостеприимство - они обогрели нас у костра, напоили чаем, накормили и, конечно же мы долго общались, сидя у костра ночью. Саня с Кириллом спустились в 12 ночи, а мы с людой - через полтора часа за ними. Иногда в пути мы перекрикивались и слышали голоса друзей позади (!) себя - это эхо предательски изменяло картину реальности. Хорошо, что мы не свернули - не куда было сворачивать:-)


На следующий день рано утром наши спасители ушли дальше по Мзымте. На стоянке сколочены и беседки с крышами, и хороший туалет типаэ эМ/Жо, и скамейки вокруг кострищ и даже места под палатки из досок есть, ну и дорожки из досок, соединяющие всё это! Мы сушили вещи на дорожках. На озере мы, наконец-то сделали днёвку - это был наш единственный за весь поход солнечный день без дождя, и тут мы прекрасно отдохнули:-) Я искупался в прекрасной, на удивление - тёплой воде озера, приготовил вкуснейший грибной суп с сыром и, конечно же мы сделали незабываемый салат! Салат особенно удался - Кирилл, например потом каждый день вспоминал его, и в Абхазии мы его повторили снова! В тот день я так объелся, что с трудом добрался до палатки и остаток дня проспал. Вечером, проснулся от чьих-то шагов - с Цындышхо спустилась ещё одна группа туристов (и снова из Ставрополя!). Видно было, что перевал дался им непросто - выглядели все измученными и даже злыми. У кого-то была повреждена нога. Мы приветствовали их, а вечером я пошёл познакомиться. Оказалось, что их 11 и на следующий день на Энгельмановых полянах, их будет ждать машина в которой 15 мест! Нам снова крупно повезло - по всем отзывам дорога вдоль Мзымты была самой унылой частью пути. Да и неприятной к тому же - из-за погоды. Мы договорились присоединться к группе земляков, чтобы вместе уехать к Красной поляне. По оценкам руководителя группы земляков путь до Энгельмановых полян должен был занять около 5 часов.


Ночью был дождик. Утром планировалось встать в 6, выйти в 8. Я проснулся раньше, чтобы приготовить завтрак, выглянул на улицу - пасмурно, всё вокруг в тучах, но дождя нет. Только я сделал шаг за полог палатки, как обрушился ливень. Собирались под навесом, на столе и лавках, вышли в 9:00 - всё ждали и надеялись, что дождь перестанет... ага, щаз! Лил весь день. Темп взяли бодрый - очень не хотелось отстать - могли и без нас уехать, а переть по грязи ещё сутки очень не хотелось. По карте до Энгельмановых полян у меня 3 ручья впадают по нашей (правой) стороне в Мзымту. Мы перешли 22. И, конечно же заросли мокрой травы с человеческий рост, погранзастава... наконец-то мы хоть как-то отблагодарили наших ангелов-хранителей погранцов - у них заканчивался газ, и мы отдали свой. Отдали шоколадки так и не седеннные в пути, печеньки... то, чем могли отблагодарить за помощь в пути. До Энгельмановых полян я уже дохрамывал на обе ноги, за то дальше мы уже ехали. Причём дорога такая, что не везде газ 66 проходил с первого разу. Все в кузове весело общались, делились впечатлениями от похода. И, проехав последнюю погранзаставу на мосту перед Красной Поляной мы оказались на месте! Простившись с собратьями-туристами двинулись к вокзалу, чтобы скорее попасть в Адлер, а от туда - в Абхазию к долгожданному Морю!

Оригинал взят у azateget в Горный поход Архыз-Красная Поляна

В конце августа сходил с приятелями в поход по маршруту Архыз- Красная Поляна. Маршрут красивый, логичный и знаменитый. Это один из двух действующих на сегодняшний день маршрутов под названием «Через горы к морю».
В инете полно подробных описаний этого маршрута. Но хотелось бы внести свою маленькую лепту в дополнение информации для желающих сходить в будущем. А остальным может будет просто интересно посмотреть фото, не вдаваясь в подробности текста.

Подробная нитка маршрута.
Невинномысск - Черкесск - пос. Архыз - пер. Пхия (н/к, 2050 м) - д/р Пхия - пос. Пхия - д/р Большая Лаба - пос. Дамхурц - д/р Дамхурц - д/р Бол. Аджара - пер. Квата (н/к, 2350 м) - оз. Дамхорс - пер. Цындышхо (1А, 2750 м) - оз. Кардывач - д/р Мзымта - пос. Красная Поляна - Адлер.

Внизу много фото и текста

Особенностью маршрута является то, что он начинается на территории Карачаево-Черкесии, пересекает Главный Кавказский хребет и заканчивается в Краснодарском крае.
Придется преодолеть три перевала, более менее сложным из которых является только один. Хвойные леса, бурные горные реки, водопады, горные озера, субальпийские и альпийские луга, скалы и снежники - вот что ожидает на этом маршруте. Кроме того есть возможность потрогать руками облака, насладиться видом ночного неба и горным рассветом, увидеть диких зверей. Вознаграждением за труды будет купание на море.

Ну и о неприятных формальностях.
Часть маршрута проходит по территории погранзоны, территории Кавказского государственного биосферного природного заповедника, Сочинского заказника и Сочинского национального парка. Со всеми этими организациями придется иметь дело.
Не менее чем за месяц нужно связаться по телефону с пограничниками для оформления погранпропусков. Переговоры с заказником и нацпарком тоже крайне желательны. Билеты в заповедник можно будет купить на маршруте (на кордоне заповедника).

Заранее договоренное такси ждало нас на ж.д. станции Невинномысск. Мы вчетвером и наши рюкзаки с трудом уместились в «Волгу».
По дороге в Архыз мы заехали в черкесскую фирму, оформившую нам погранпропуска.
Поселок Архыз встретил нас солнечной погодой. В первый день похода всегда большая нагрузка на организм: не высыпаешься с дороги и резкий набор высоты (пос. Архыз находится на высоте около полутора километров над уровнем моря). Поэтому мы договорились с водителем, что он нас довезет по грунтовке до р,Речепста, а если не позволит качество дороги, тогда - до того места, куда сможет проехать.
Но сначала надо было подкрепиться перед тяжелой работой. Возможности поесть нормальной пищи у нас в ближайшие несколько дней больше у нас не было. Поэтому в Архызе задержались на обед. Водитель такси великодушно подождал, пока мы употребляли традиционные хычины, шашлыки из карачаевского барана и живое карачаевское пиво. С полными животами мы уселись в машину и поехали навстречу горам.

Едем по дороге вдоль р. Архыз.

Вид на Софийский хребет

В сухую погоду дорога вполне проходима для легкового транспорта. Навстречу нам попалось пара групп с рюкзаками, которые уже возвращались с маршрута и имели сильно потрепанный вид. Интересно было наблюдать за их реакцией, когда они видели нас, едущих в такси с рюкзаками на крыше. Выглядело это не спортивному, но у нас все было еще впереди.
В том месте, где р. Дукка впадает в р. Архыз мы остановились, чтобы осмотреться куда ехать дальше. И тут же, как из под земли, появились погранцы. Проверив наши пропуска, подсказали дорогу. Старший наряда сказал, что у него хорошая память на лица и что он меня где- то видел. На что я ему ответил, что и у меня с памятью все в порядке и встречались мы с ним на реке Белой в прошлом году.
Проехав еще немного, мы высадились у р. Речепста. Нам надо на перевал Пхия. Перейдя через мост, резко набираем высоту и идем по тропе вдоль ручья. Заходим в зону леса. Понимаем, что не знаем куда идти дальше. Перейдя через ручей, поднимаемся на склон и тут видим неотчетливую тропу. Поднявшись на высоту, впереди видим нужный нам перевал. Туда ведет грунтовая дорога. По мере приближения к перевалу, открываются замечательные виды.

Безмятежность

Вид с перевала Пхия

Оставив рюкзаки на тропе, налегке сбегали на перевал Пхия (2050 м, н/к) , где установлен обелиск бойцам ВОВ и имеется множество табличек.

Вскоре тропа постепенно спускается в зону леса. Здесь у ручья останавливаемся на ночлег. Разжигаем костер, сушим вещи. Пищу готовим на газовой горелке. Сегодня стояла солнечная погода.

С утра солнечно. Собравшись, идем по правому берегу р.Пхия.

Затем, перейдя ее вброд, поднимаемся вверх в лес по лесовозной дороге, которая идет то на подъем то на спуск. После обеда начинает накрапывать дождь. Дорога превращается в ручей. Обувь, естественно, намокла. Проходим место стоянки лесорубов с вагончиком, то и дело встречаются Камазы-лесовозы. Постепенно огибая склон горы, по серпантинной дороге спускаемся к мосту через реку Б.Лаба. На оборудованной стоянке у реки готовим обед на горелке. И тут начинается сильный ливень, не оставившей на нас сухого места. Переждав около часа непогоду, двигаемся дальше вдоль реки. Пройдя мимо запертого поста погранцов и перейдя по мостику через реку, входим в поселок Пхия.

Заходим в поселковый магазин с небогатым ассортиментом продуктов и пива. Самое главное, что нам нужно- это хлеб, но он здесь не продается. Случайно попавшийся навстречу добродушный дед дал нам буханку белого хлеба из личных запасов, отказавшись от денег. Зная о том, что дальнейшая дорога до поселка Дамхурц представляет из себя унылую лесовозную дорогу, на которую жаль тратить время и силы, решаем ловить попутный транспорт. Добрые люди в поселке подсказали, что ближе к вечеру будут проезжать лесовозы. Действительно, не прошло и получаса, как появился первый Камаз, груженый лесом. Водитель легко согласился довезти нас. Крепко привязав рюкзаки поверх толстенных бревен, забрались все четверо в кабину. Не прошло и часа, как мы уже выгружались в центре пос. Дамхурц. Водитель -добрая душа не хотел брать с нас денег. Пришлось его уговорить взять небольшую сумму. Посетив поселковый магазин, мы покинули Дамхурц.

Так выглядит пик Закан из Дамхурца.

Для ночевки нашли уединенное место за поселком на месте слияния рек Дамхурц и Б.Лаба.

Утром, позавтракав и собравшись, перешли по мосту через реку Дамхурц и подошли к кордону «Карапырь».

Здесь мы купили билеты в Кавказский заповедник на 4 дня, начиная с завтрашнего, ибо сегодня будем идти еще не по его территории. Можно конечно успеть пройти и за 3 дня, но мы взяли с запасом, чтобы могли спокойно отдохнуть на стоянках.

Перед нами, на нанятом грузовике, по нашему маршруту уехала группа одна группа. Нам же сегодня предстояло пройти 18 км вдоль реки Дамхурц в южную сторону. Дорога вначале шла по левому берегу реки. Разок остановились для купания в реке. Вскоре мы перешли по подвесному мосту на другую сторону. Все остальное время пути река находилась по правую руку от нас.

На склоне видны просеки- следы сошедших когда-то лавин.

Автомобильная дорога петляет в хвойном лесу, на пути очень много подъемов-спусков. На ходу ели малину, которая только что созрела. Уже к вечеру дошли до пограничного поста. После проверки документов, погранцы предложили нам остаться для ночевки в специально отведенном месте вблизи от КПП. Нам не хотелось отдыхать под присмотром служивых и мы решили идти дальше. Через два часа перехода мы подошли к месту слияния рек Б.Аджара и Дамхурц.
Отсюда до границы - рукой подать.

После долгих поисков места спуска к реке, решили спуститься в лоб по обрыву сквозь заросли. Перейдя реку по одному из перекинутых бревен, остановились на ночевку в отлично оборудованном для стоянки месте: кострище, большой стол, места для палаток и отсутствие посторонних. Потом купание в горной реке, сытный ужин и отбой при ярком свете луны. Погода весь день была солнечная. GPS координаты: стоянка при впадении Большой Аджары в реку Дамхурц N 43⁰ 33.394" Е 040⁰46.804"

С утра мы пошли резко на подъем. Набрав высоту, оказались во влажной субальпийской зоне.

Промаркированная тропа ведет нас все выше. Мы находимся на территории заповедника. Кругом ни души. Тишину нарушает только шум воды с ручьев и водопадов. Нас обогнали трое пограничников из черкесского погранотряда с овчаркой, они тоже идут на перевал Квата. Несколько раз перейдя ручьи по перекинутым бревнам, мы оказались уже в альпийской зоне. Здесь все цветет- лето сюда приходит поздно.

Заросли рододендрона порой мешают идти по тропе.

Здесь главное -найти правильную тропу на нужный нам перевал Квата и не пойти в лоб на перевал Квата Ложный, который находится прямо перед нами.

Траверсом вдоль склона тропа ведет нас влево, постепенно огибая горный массив.


.
Начинаем уже сомневаться в том, правильно ли мы идем: слишком сильно мы отклонились в сторону границы.
Если пойти прямо, то за этим хребтом уже начинается Абхазия.

Тропа резка пошла вправо и наверх. И тут показался наш перевал, откуда бодрым шагом уже возвращались знакомые погранцы.

Подъем на перевал Квата (2350 м, н/к) технически несложен- идешь себе по тропе, которая серпантином поднимается на перевал.

Крутизна подъема все же приличная, поэтому надо идти внимательно. . Перед самим перевалом полуразрушенное бревенчатое сооружение без крыши. Когда-то в нем люди могли переночевать или переждать непогоду. На перевале (N 43⁰ 32.531" Е 040⁰43.091") дул холодный ветер и шел дождь.

Вид с перевала Квата.

Не было желания долго находиться здесь. Съев перевальную шоколадку, быстро идем по несложному спуску вниз в долину реки Цахвоа.

Через полчаса мы уже обедали под перевалом у ручья. Далее наш путь пролегает по ущелью вдоль реки Цахвоа.

Взгляд назад

Вскоре вдали показалось озеро Дамхорс (Инспи), до которого еще не один час пути.

Тропа постепенно спускается в зону леса, где приходится продираться через густые заросли кустарников и переходить много раз через ручьи. Уже ближе к вечеру мы подошли к озеру (N 43⁰ 34.697" Е 040⁰41.629" высота 1902 м) . Мест для стоянок у озера очень мало, все побережье заросло кустарником.

Расположились мы в палаточном лагере, вместе с группой ставропольцев, которая вчера часть маршрута проехала на машине. Руководитель группы сказал, что они завтра с утра идут на перевал Цындышхо и пригласил нас идти вместе. Но мы шли с опережением графика и у нас был запасной день. Поэтому завтра мы планировали не спешить с выходом на маршрут. Тогда он подробно описал нам как правильно преодолеть перевал и сказал, что они протурят для нас тропу. Впоследствии его указания нам очень пригодились, за что ему человеческое спасибо. Недалеко от места нашей стоянки находится пост погранцов, куда сходили отметиться. Здесь уже зона ответственности сочинского погранотряда.

Рано утром наши соседи ушли на перевал. Ярко светит солнце. Выспавшись, мы неспешно позавтракали, постирались, побрились и просушили вещи. Только купаться в озере не было никакого желания, да и возможности- тоже. Озеро Дамхорс, несмотря на внушительные размеры, мелкое, а дно его илистое. Поскольку погода нам шептала «Идите!», было решено после обеда выдвигаться. Таким образом намечавшаяся дневка превратилась в полудневку, а у нас в запасе оставался еще полдня. Мы надумали неспеша подняться поближе к перевалу Цындышхо, найти там место для палатки и переночевать там. Чтобы с утра со свежими силами штурмовать перевал.

Шума от этого водопада не меньше, чем в районе МКАД.

Тропа от места нашей ночевки резко пошла вверх по краю склона горы. Уже через полчаса движения мы набрали приличную высоту.

Наш ориентир - скала "Лопата", которую надо будет обойти справа.

Вскоре мы перешли вброд речушку и стали подниматься по правой стороне ущелья. Наши предшественники оставили нам на тропе турики, что вселяло уверенность в правильности нашего пути. Прошли субальпику с растительностью в человеческий рост, затем- альпийскую зону, где вдоволь наелись спелой черники.

В поле нашего зрения попал медведь, который находился выше нас на расстоянии приблизительно метров в триста. Он чем-то питался у кустарников, не забывая внимательно наблюдать за нами. Вскоре, за поворотом исчез из виду и медведь и маленькое пятно озера Дамхорс. Мы постепенно поднялись в нивальную зону, где уже ничего не растет. Куда ни глянь, всюду только камни. Стало прохладнее, на одном уровне с нами плывут облака.

Слева нам открылся вид на перевал Дамхурц, но нам нужно правее- на перевал Цындышхо, который выведет нас через Главный кавказский хребет в теплое Закавказье. Среди нагромождения скал стало проблематичным нахождение туриков. Поэтому мы решили идти по наитию в лоб прямо на перевал. Долгое время шли по крупным, порой подвижным камням. Зная, что за перевалом питьевой воды не будет долгое время, запаслись водой из последнего ручья.

В инете имелась информация, что перед перевальным взлетом имеется большой камень, под которым можно поставить палатку и где мы рассчитывали переночевать. Однако мы не нашли пригодного места для ночевки- кругом одни камни и к тому же большой уклон.

Нам ничего не оставалось, как штурмовать перевал, хотя уже и вечерело. Но хорошая погода была нашим союзником. Особенно тяжело преодолеваются последние метров 50 перед перевалом. Это участок мелких подвижных камней, которые то и дело уходят из под ног и скатываются вниз. Невнимательность или спешка может привести к травме. Высоко, почти на отвесных скалах, роняя камешки, гуляли горные козлы - туры. Около 17 часов мы поднялись на перевал Цындышхо (2750 м, 1А) N 43⁰ 34.805" Е 040⁰39.618" .
Пожевали традиционную шоколадку, одновременно любуясь видами с обоих сторон перевала. Действительно, пейзажи разительно отличались по разные стороны ГКХ.

Взляд назад

И вперед

На перевальной седловине прочитали перевальную записку наших предшественников, которые прошли здесь 5 часов назад. Снимать записку не стали - нам отчетность не нужна.

Помня о предостережениях, медленно стали спускаться с перевала. Сначала преодолели участок «живых» камней, затем прошли через два последовательных снежника, по которым при желании можно было скатиться на «пятой» точке. Внизу виднелась долина р.Мзымта, которая тонкой ленточкой вилась между гор. Впереди, по ходу движения между скал стоял и долго наблюдал за нами горный олень или серна. Неожиданно на нас набежали облака и далее путь наш проходил уже в условиях малой видимости.

Мы радовались, что успели насладиться красивыми видами на перевале. Наши предшественники, как и обещали, протурили для нас тропу и нам было легко идти. Вскоре, за поворотом показалось красивейшее озеро Кардывач.

Там имеются места для ночевки. Любой ценой нам нужно туда добраться, желательно затемно. Ведь мест для ночевок на спуске нет. Где-то на посередине спуска остановились передохнуть возле большого водопада.

Поскольку уже темнело, мы увеличили темп движения и почти уже бежали сквозь заросли кустарников к заветной цели.

К месту стоянок на берегу озера Кардывач (N 43⁰ 34.297" Е 040⁰37.716" высота 1835 м) мы спустились уже в темноте при свете фонариков. Здесь имеется несколько полян для палаток. Везде много людей. Впервые за несколько дней мы увидели столько туристов. Абсолютное большинство из них пришли со стороны Красной Поляны специально к этому красивому озеру, некоторые - с маленькими детьми. С трудом нашли место для наших палаток рядом с нашими старыми знакомыми - ставропольцами, которые угостили нас вкусным ужином, приготовленным на костре. Довольные собой и проделанной сегодня работой, легли спать.

Яркое солнце разбудило нас утром.

Неспешно встали, разложили свои вещи для просушки. Было решено сделать на озере полудневку, чтобы отдохнуть после вчерашнего тяжелого дня. Два раза искупались в чистейшей воде озера, если можно назвать купанием десятисекундное пребывание в ледяной воде. Но заряд бодрости при этом получаешь непередаваемый.
После обеда двинулись в путь. Перейдя вброд Мзымту, которая вытекает из озера, пошли по тропе по правому его берегу.

Взгляд назад...

И вперед...

По мере движения по лугам, река подпитывается ручьями и уже вскоре становится мощной рекой, который свои ревом издали напоминает о себе весь путь. Дошли до погранпоста, где нас переписали. Погранцы живут в палатках. Сбегал на пригорок, где ловит Мегафон. Впервые за 5 дней была возможность позвонить по мобильнику. Идем дальше. Заходим в зону леса. Дорога изматывает: мало красивых видов, но много подъемов-спусков и ручьев, переходя которые можно легко промочить обувь. Поздно вечером мы подошли к кордону Сочинского заказника, где нас встретили и проверили пропуск в заказник.

Кроме того, с нас взяли плату за один день пребывания на территории заказника из расчета 150 рублей с человека. Также нам любезно было предложено остаться переночевать на территории кордона (разумеется в этом случае нам пришлось бы раскошелиться еще за один день пребывания на их территории). Узнавали насчет трансфера в Красную Поляну, но это оказались какие-то нереальные суммы… Мы приняли решение покинуть территорию заказника до наступления темноты, благо территория его заканчивалась за р. Бурная в километре от кордона. Пройдя пару километров, мы стали искать место для ночевки. Это оказалось проблематичным, поскольку над дорогой справа поросший густым лесом крутой подъем, а внизу слева крутой спуск к реке. Уже в темноте поставили палатки внизу, недалеко от реки на склоне среди сосен. При свете фонарей поставили палатки и приготовили ужин на горелке. Отбой.

Солнечное утро. Быстро собираемся и выходим на дорогу. Сегодня нам предстоит преодолеть последние 15 км до Красной Поляны. Продолжаем движение вдоль правого берега Мзымты. Дорога изматывает: большое количество подъемов и спусков, ямы полные воды. Лес хоть и скрывает красивые виды на горы, но защищает нас от палящего южного солнца.

Едим на ходу ежевику, пьем воду из многочисленных ручьев. Через пару километров нас догоняет тентованный ГАЗ-66 , водитель которого предлагает нас довезти до поселка за «договоримся». Залезаем в кузов, где уже находится группа туристов - кубанцев, которая и заказала машину. Больше часа бултыхаемся в кузове, пока машина не останавливается у нарзанных источников. Пополнив запасы воды и пройдя проверку у погранцов, доезжаем до автобусной остановки в Красной Поляне. Далее - автобусом до Адлера, где нас ждет солнце и море.
Но это уже другая история…

Краткие итоги.

1. Все задуманное получилось, поход всем понравился.
2. Погода не подвела. Почти…
3. Прошли ногами более 80 км. Хотя учитывая горный рельеф, это расстояние надо умножать коэффициент Х…
4. Брали с собой карту и навигатор. Последний не понадобился.
5. Пищу готовили только на газовой горелке - меньше возни. Хотя почти на всем маршруте была возможность готовить на дровах. Но их надо еще хорошо поискать.
6. Некоторые малоинтересные участки маршрута проехали на попутках, что позволило сэкономить силы и время.
7. Маршрут стоит того, чтобы его пройти!

Чистейший воздух гор освобождает от мыслей о городской суете. На вершине склонов только Вы и горы! Мир Кавказа – это совершенно иной мир. Кавказ – это место, где можно насладиться кристально-чистым воздухом, красотой озер, завораживающим шумом горных речек, нескончаемым пением птиц. Горные озера не большие по своим размерам. Большинство туристов они привлекают своей расположенностью в труднодоступных местах, вдали от населенных пунктов и на большой высоте. Туры на Кавказ уже долгие годы остаются прекрасным и желанным местом для проведения активного отдыха. Самый высокогорный и самый труднодоступный район Кавказа – это Центральный. Здесь Вы увидите высочайшую гору в Европе – Эльбрус. Западному же району Кавказа больше присуще живописность. В этом районе находится большое количество парков и заповедников. Вы увидите спокойные долины и загадочные леса. Кто любит активный отдых, новые впечатления, общение с природой? Пешие туры по Кавказу - это для Вас! Большинство туристов, горы Кавказа, манят своей неприступностью. Они смогут покориться только смелым и настойчивым людям, зато потом их красота навсегда займет огромное место в Вашем сердце. Походы в горы Кавказа – это, прежде всего испытание, для самого себя, на что Вы способны. Кавказские горы помогут Вам раскрыть в себе потенциал скрытых способностей. В процессе похода у Вас будет возможность преодолеть различные сложности и препятствия (как физические, так и психологические), а также возможность разобраться в себе, привести в порядок мысли, чувства и понять, что действительно Вы хотите и желаете получить от жизни. Мы организуем по 3-4 похода по Кавказу каждый год. Это Майский малый Кавказ (из Краснодара в Геленджик и из Абинска в Геленджик), с высотами гор до 1000 метров над уровнем моря, и летний поход на Кавказ (По горам Большого Кавказского Заповедника), высоты здесь составляют уже до 3000 метров. Ну и, конечно же, поход по Прильбрусью с восхождением на г.Эльбрус - крышу Европы (высота 5642 метра). Приглашаем всех желающих в увлекательные походы по Кавказу!